Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Вариант 1

1.Реши задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 330 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автобуса и встретились через 3 ч. Первый автобус ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью ехал второй автобус?

2.Выполни вычисления.

65 700 : 900 36 200 : 40

2374 • 50 843 • 600

3.Выполни деление с остатком.

7360 : 800 11 970 : 400

4.Найди ширину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 7200 дм2, а длина — 80 дм.

Вариант 2

1.Реши задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 560 км, одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 4 ч. Первый поезд ехал со скоростью 65 км/ч. С какой скоростью ехал второй поезд?

2.Выполни вычисления.

36 800:800 18 270:30

2643 • 70 659 • 700

3.Выполни деление с остатком.

4380 : 600 13 590 : 300

4.Найди длину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 4800 дм2, а ширина - 80 дм.

Урок 92. Наши проекты

Цели:нацелить на выполнение проектной работы; в игровой форме донести до учащихся важность изучения математики; раз­вивать творческие способности; повышать мотивацию к изучению предмета; формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с до­полнительными источниками информации; работать в группах; аргументировать свою позицию и координировать ее с позиция­ми партнеров при выработке общего решения в совместной дея­тельности; применять знания и способы действий в измененных условиях.

Ход урока

Мотивация к деятельности

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворения.)

Математика повсюду, Глазом только поведешь - И примеров разных уйму Ты вокруг себя найдешь. Вот строительство большое. Прежде чем его начать, Нужно было все подробно Начертить и рассчитать. А иначе в этом доме Счастья нам не увидать: Стекла будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья, скажите,

Это может нравиться?

Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь! И при этом, и при этом Вы заметьте-ка, друзья, Очень важная наука - Математика.

— Как вы понимаете главную мысль этих стихотворений? (Чтобы выполнить любую работу, надо знать и любить ма­тематику, уметь считать, решать задачи.)

— Сегодня мы с вами начнем работу над проектом, в котором вам нужно будет показать, насколько разнообразны математиче­ские задачи, с которыми мы встречаемся каждый день.

— Как вы думаете, как будет называться наш проект? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему проекта на с. 40 учебника.

Работа по теме урока

Работа по учебнику № 5 (с. 41). (Работа в группах. Проверка.) № 1 (С. 40)

№ 2 (с. 40).

Ответ: по горизонтали надо разделить квадрат на три части, а по вертикали — на две, по этим линиям провести ломаную, сде­лать разрез и составить прямоугольник.

№ 3 (с. 40).

(Учащиеся выполняют задание методом подбора.) Решение: 191:7, 292 : 7 и т. д. Ответ: подходит цифра 5, так как 595 : 7 = 85. №4 (с. 41).

(Обсуждение задачи в группах.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Работа над проектом

— Прочитайте план работы над проектом на с. 41.

— Расскажите о задачах, которые вы приготовили к уроку.

— По каким разделам их можно распределить?

— Обсудите в группах, как вы будете представлять проект.

— Распределите обязанности: кто будет оформлять сборник, записывать задачи, составлять ответы к задачам, представ­лять сборник классу и т. д.

Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

(Учащиеся отчитываются о том, как организовали работу в группах.)

— Что вам понравилось в работе над проектом?

— О чем необходимо договориться перед работой, чтобы сбор­ник получился интереснее?

— Кого из членов своей группы вы хотели бы похвалить за работу?

Домашнее заданиеВыполнить проектную работу.

УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Урок 9 3. Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; познакомить со свойством умножения числа на сумму.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками; выполнять умножение числа на сумму разными способами и вы­бирать наиболее удобный способ; читать равенства, используя математическую терминологию, моделировать с помощью схе­матических чертежей и решать задачи изученных видов; контро­лировать и оценивать результаты своей работы.

Ход урока

Организационный момент

Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Решение задач  
Письменные вычисления  
Деление с остатком  
Нахождение площади и сторон прямоугольника  

(Далее учащиеся исправляют свои ошибки и выполняют со­ответствующие задания на карточках.) Решение задач

- Реши задачи, используя чертежи и вопросы. 1)

? Р> 60 км/ч

1 1 1 1

330 км „

Как найти общую скорость, или скорость сближения?

Как, зная общую скорость, узнать скорость одного объекта?

65 км/ч

1 1 1 1 1 1

ч 560 км „

Как найти общую скорость, или скорость сближения?

Как, зная общую скорость, узнать скорость одного объекта? Письменные вычисления

Определи, верно ли записано количество нулей в ответе. Подчеркни примеры с ошибкой.

40-500 = 20 000 120-30 = 360

6300 : 70 = 900 560 : 8 = 70

200 213

Выполни вычисления по образцу.

3300 42600

х 40 400

132000 _260

200 600 600

420 • 60 45 900: 50

Выпиши из контрольной работы пример, в котором ты до­пустил ошибку, и реши его по образцу.

Деление с остатком

Подчеркни пример, в котором остаток найден неверно. 13 820 : 600 = 23 (ост. 20)

61 900 : 300 = 205 (ост. 400)

Вспомни алгоритм деления с остатком.

Находим первое неполное делимое и определяем коли­чество цифр в частном.

Делим.

Умножаем.

Вычитаем.

Сравниваем остаток с делителем.

Читаем ответ.

Выпиши из контрольной работы пример, в котором ты до­пустил ошибку, и реши его по алгоритму.

Нахождение площади и сторон прямоугольника

Пользуясь формулами, найди верное решение задачи и под­черкни его.

>

8 = аЬ а = Б.Ь

Площадь детской комнаты 12 м2, а ее ширина 3 м. Какова дли­на комнаты?

12 • 3 = 36 (м)

12:3 = 4 (м)

Выпиши из контрольной работы задачу, в которой ты до­пустил ошибку, и реши ее по схеме.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, можно предложить выполнить задания из учебника: № 26—28 (с. 37).)

Самоопределение к деятельности

Послушайте задачу.

Учительница проверяет 18 тетрадей в час. В первый день она проверяла тетради 3 ч, а во второй — 4 ч. Сколько всего тетрадей проверила учительница за два дня?

Как вы будете решать задачу? (Подсчитаем, сколько всего часов учительница проверяла тетради, и умножим это число на количество тетрадей, проверяемых в час.)

Запишите выражение.

(Один ученик или учитель записывает на доске: 18 • (3 + 4) = = 126 (т.).)

Можно ли решить эту задачу другим способом? (Можно сначала подсчитать, сколько часов учительница проверяла тетради в каждый из дней, а потом результаты сложить.)

Запишите выражение.

(Один ученик или учитель записывает на доске: 18 3 + + 18-4 = 126 (т.).)

Посмотрите на выражения, которые мы записали. Что вы мо­жете сказать? (Выражения разные, а результат один и тот же.)

Сделайте вывод: как можно умножить число на сумму? (Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сло­жить.)

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с разными способами умножения числа на сумму.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Рассмотрите рисунок на с. 42.

Объясните, как двумя способами узнали общее количество кружков. (1) По 3 кружка взяли браз, получилось 18кружков. 2) Сначала по 3 кружка взяли 4раза, получилось 12 кружков, а потом по 3 кружка взяли еще 2раза, получилось 6 кружков, сложили 12 и 6, получилось 18кружков.)

Изменилось ли значение выражения? (Нет, значение выра­жения не изменилось.)

Правильные ли выводы вы сделали ранее? Как можно умно­жить число на сумму? (Можно найти сумму и умножить чис­ло на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.)

№139 (с. 42). (Устное выполнение.) №140 (с. 42).

(Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски, последний пример — самостоятельно. Самопроверка.) № 141 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)

Физкультминутка

Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. {Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны, Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Сесть за парту.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №142 (с. 42).

Прочитайте задачу.

Как лучше кратко записать условие? (С помощью ключевых слов.)

Что известно в задаче? (С первого участка картофель вывезли за 5 рейсов, со второго участка — за 4 рейса. Каждый рейс перевозили по 52 ц.)

Что нужно узнать? (Сколько всего картофеля перевезли.) (Один ученик составляет краткую запись на доске с коммен­тированием.)

- 5 р. по 52 ц 1\

— 4 р. по 52ц/'

Какими способами можно решить задачу?

Запишите решение любым из этих способов. Решение

Первый способ: 52 • 5 + 52 • 4 = 468 (ц). Второй способ: 52 • (5 + 4) = 468 (ц). Ответ: было перевезено 468 ц картофеля.

(Взаимопроверка, самооценка.)

Какое свойство умножения вы использовали? (Свойство умножения числа на сумму.)

№144 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. С теми, кто испытывает за­труднения, задачу разбирает учитель.)

Сделаем рисунок к задаче.

[Зкг] 13 кг| |3кг| 13 кг| |3 кг| 16 кг

Сколько раз по 3 кг содержится в 15 кг подсолнечного масла?

Сколько раз по 16 кг надо взять для получения 15 кг? Решение: 16 • (15 : 3) = 80 (кг).

Ответ: чтобы получить 15 кг подсолнечного масла, надо взять 80 кг семян подсолнечника.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить задания из рабочей тетради: № 2, 3 (с. 38).)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 42). Взаимопроверка.) Ответы: 1230, 480.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

С каким свойством умножения вы познакомились сегодня на уроке?

Как его можно применить?

Какими способами можно умножить число на сумму?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Разобрались ли вы в ошибках, допущенных в контрольной работе?

Домашнее задание

Учебник: № 143, 145 (с. 42).

Урок 94. Умножение числа на сумму

Цели: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наи-

более удобный способ; различать распределительное и сочета­тельное свойства умножения; читать равенства, используя ма­тематическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика рабо­тают на откидной доске.)

В одной пятой тонны 2 ц.

В одной второй метра 500 см.

В одной третьей суток 8 ч.

В числе 1100 сто единиц I класса.

Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.

Произведение чисел 24 и 100 равно 240.

Частное чисел 720 и 80 равно 9.

В одной четвертой километра 200 м.

В числе 3450 всего 345 десятков.

Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.

В числе 9000 девять единиц первого разряда.

Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11)-.

Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)

Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)

Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы прихо­дится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)

Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36км.)

В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)

Логические задачи

У Миши есть друзья в Чехии и в США. Почтовая марка для отправки открытки в Чехию стоит 14 руб., а в США — 22 руб. Сколько друзей поздравил Миша с Новым годом, если его почтовые расходы составили 114 руб.? (Пятерых друзей из Чехии и двоих — из США.)

Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 руб., причем фломастеры стоят на 10 руб. дешевле, чем пенал. Сколько

стоят фломастеры и пенал по отдельности? (Фломастеры стоят 21 руб., а пенал — 31 руб.)

• Обложка стоит 4 руб., а тетрадь — 16 руб. Маша купила обложек в 3 раза больше, чем тетрадей. Сколько обложек и тетрадей купила Маша, если всего она потратила 56 руб.? (6обложек и 2 тетради.)

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

ЗОИ = 42 5 О 17 = 23 6 О 16 = 96

20 О 16 = 320 3 О 26 = 29 50 О 17 = 750

Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из ра­венств результат больше компонентов, с которыми совер­шали арифметическое действие.)

Какие арифметические действия могли совершить с чис­лами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)

Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение — зеленую.

На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)

Как удобнее найти значения произведений? (Заменить вто­рой множитель суммой разрядных слагаемых, потом умно­жить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)

Кто может записать эти действия на доске?

(Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобра­зования.)

Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)

Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Объясните, каким способом выполнены вычисления в при­мерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.

№146 (с. 43).

(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В слу­чае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)

№ 147 (с. 43).

(Коллективное решение примеров первого столбика.)

Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель,

в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)

Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае — распределительным, во втором — сочетательным.)

Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)

№148 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на откидной доске.)

Физкультминутка

Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке. (Движения руками как при плавании.) В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (Потягивания —руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Шаги на месте.) А теперь глубокий вдох И садимся на песок. (Сесть за парту.)

Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №149 (с. 43).

Прочитайте задачу.

Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таб­лицы.)

Что обозначает число 20? (Это работа за 1ч.)

Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)

Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)

Составьте таблицу.

  Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч Время работы Общая длина канавы
Первая канава 20 м 10 ч ? И
Вторая канава 12ч ?

— Запишите два выражения д ля решения задачи. Подчеркните

наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)

Решение

Первый способ: 20 • ПО + 12) = 440 (м). Второй способ: 20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м). Ответ: общая длина канав 440 м.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).) № 151, 152 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Взаимопроверка.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради №8 (с. 40).

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 43). Взаимопроверка.) Ответы: 703, 392 000, 12 109.

Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)

Подведение итогов урока

Какие математические свойства вы учились применять се­годня на уроке?

Почему их надо различать?

Какие задачи вы решали?

Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 150, 153 (с. 43).

Урок 9 5. Письменное умножение на двузначное число

Цели: познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число; совершенствовать вычислительные навы­ки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, прини­мать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схе­матических чертежей и решать задачи на движение; составлять и решать обратные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

1. Устный счет Круговые примеры

Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» - student2.ru

Работа над задачами

Запишите решение задач выражением.

В древности люди считали железо драгоценным металлом. Археологи на острове Крит нашли серебряное кольцо, по­крытое железом, массой 40 г. Серебро составляло девять десятых частей массы кольца. Сколько граммов железа со­держало кольцо? (40:10 = 4 (г).)

Периметр какого участка больше — квадратного участка почтальона Печкина со стороной 250 дм или прямо­угольного участка дяди Федора со сторонами 20 м и 30 м? ((200 + 300)- 2 = 250- 4.)

Найдите площадь квадрата, периметр которого равен 3 м 20 см. ((320:4) ■ (320: 4) = 6400 (см1).)

Задание на смекалку

Даны четыре точки — А, В, С, й, которые не лежат на одной прямой. Сколько можно построить отрезков из этих точек и треугольников, имеющих вершины в этих точках? (6 от­резков и 4 треугольника.)

Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» - student2.ru

С

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте выражение. 57-45

Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы ре­шить пример? (Распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57 • 40 + 57 ■ 5 = 2280 + 285 = = 2565.)

Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)

Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить умножение столбиком.)

Кто хочет выполнить запись на доске? (Выходит желающий ученик.)

С какого разряда начнем умножение столбиком? (Сединиц.)

Выполните умножение на единицы. Какое произведение получилось? (285.)

Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.

Выполните умножение на десятки. Какое произведение получилось? {2280.)

Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи сместите влево.

Сложите произведения.

х57

285 2280 2565

(Учитель открывает запись на откидной доске.)

х57

285 228 2565

Сравните вашу запись с записью на доске.

Что вы заметили? (Из произведения, полученного при умно­жении на десятки, убрали ноль.)

Изменился ли результат? Почему? (При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.)

Какая запись удобнее?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умно­жение на двузначное число столбиком.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Проверьте, правильно ли мы выполнили умножение стол­биком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 44.

Составьте алгоритм умножения на двузначное число. (Алгоритм учитель вывешивает на доску.) Алгоритм умножения на двузначное число

Записываем единицы под единицами, десятки под десятками.

Умножаем первый множитель на число единиц.

Получаем первое неполное произведение.

Умножаем первый множитель на число десятков.

Начинаем записывать под десятками.

Получаем второе неполное произведение.

Складываем неполные произведения.

Читаем ответ. №156 (с. 44).

(Коллективное выполнение с комментированием по алгоритму.) № 157 (с. 44).

(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, само­оценка.)

Физкультминутка

Так проворны наши руки — Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад — С ними можно полетать! Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать, А прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим.

Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 158 (с. 44).

Прочитайте задачу.

Как кратко зацисать условие? (Сделать чертеж.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в те­традях.)

Что известно в задаче? Что нужно найти?

15 км/мин ?
км

Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или ско­рость удаления.)

Как мы узнаем скорость второго самолета? (Из общей ско­рости удаления вычтем скорость первого самолета.)

Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.) Решение

270 : 10 = 27 (км/мин) - скорость удаления;

27 - 15 = 12 (км/мин). '

Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.

Составьте обратные задачи и решите любую из них.

(Три ученика, решавшие разные задачи, записывают решения на доске. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154 (с. 44).)

2. Выполнение зяданий в рабочей тетради №4 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №5 (с. 39).

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 44). Взаимопроверка.) Ответы: 1786, 7304, 174.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

С каким вычислительным приемом вы познакомились се­годня на уроке?

Какие правила надо помнить при записи умножения на дву­значное число столбиком?

Какие задачи мы решали сегодня?

Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 159 (с. 44). Рабочая тетрадь: № 6 (с. 39).

Урок 9 6. Письменное умножение на двузначное число

Цели: закреплять умение выполнять письменное умножение на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помо­щью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Лабиринт»

— Пройдите через трое ворот так, чтобы произведение соот­

ветствующих чисел равнялось числу, записанному в центре.

п

Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» - student2.ru

Ответ: 2 ■ 9 • 6. 2. Работа над задачами

— Запишите ответы долями.

Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года?

В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна не­деля?

Мама купила 1 м тесьмы. На отделку кармана она истрати­ла 50 см. Какую часть тесьмы истратила мама? .)

Масса мешка картофеля 50 кг. Какая это часть центнера?

Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» - student2.ru

Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» - student2.ru

• Семья уезжает 1 рю на месяц. Какую часть года семья

отдыхает у моря? (у^ ) 3. Логическая задача

Кондуктор в трамвае за рейс продал 12 билетов. Номер сле­дующего из оставшихся билетов 328 353. Сколько «счастливых»
билетов продал кондуктор? («Счастливым» считается билет, сум­мы трех первых и трех последних цифр которого равны.) (Один билет № 328 346.)

Самоопределение к деятельности

Найдите ошибки в решении примеров столбиком.

(Работа в парах. Примеры даны на карточках.)

х38 57 96 49

_46 _82 ■ _54 ^34

228 114 384 196

152 456 480

380 5674 4184

Какие ошибки вы нашли? (Примерный ответ. В первом примере второе неполное произведение надо начинать писать под десятками. Во втором примере к числу тысяч ошибочно прибавили 1. В третьем примере, наоборот, забы­ли прибавить единицу к числу тысяч. В четвертом примере не нашли второе неполное произведение.)

— Как избежать подобных ошибок в вычислениях? (Работать по алгоритму.)

— Расскажите друг другу алгоритм письменного умножения на двузначное число.

— Решите примеры правильно.

(Взаимооценка.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить алгоритм пись­менного умножения на двузначное число, поупражняться в вы­числениях с использованием этого алгоритма.)

— Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите примеры рядом с красной чертой на с. 45.

— Объясните, как выполнено умножение.

№ 161 (с. 45).

(Первые три столбика — коллективно, с комментированием у доски, последний столбик — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

№ 162 (с. 45).

— Прочитайте задачу.

— Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)

— Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых, ко­стюмы, детские пальто.)

— Сколько строк будет в таблице? (Три.)

— Что обозначает число 12? (Сколько ткани экономили при рас­крое пальто.)

- Что обозначает число 13? (Сколько ткани экономили при рас­крое костюма.)

- Сколько раскроили пальто и костюмов?

  Экономия при раскрое одной вещи Количество вещей Общая экономия
Пальто для взрослых 12 см ?  
Костюмы 13 см ?
Детские пальто По 2 м на 1 пальто ?    

- Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэко­номили на костюмах и на пальто.)

- Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? (Это вся сэкономленная ткань.)

X.Сколько ткани пошло на одно пальто?

XI.Запишите решение задачи по действиям с пояснением. (Один ученик работает у доски. Проверка.)

Решение

1) 12 • 96 = 1152 (см) - сэкономили при раскрое пальто;

2) 13 • 96 = 1248 (см) — сэкономили при раскрое костюмов;

3) 1152 + 1248 = 2400 (см) - общая экономия;

4) 24 : 2 = 12 (п.).

Ответ: можно сшить 12 детских пальто.

V. Физкультминутка

Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (Потягивания — руки в стороны.) Вот салат, а здесь укроп, Там морковь у нас растет. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (Приседания.) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.) Мы ее не будем трогать — Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперед.) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

Наши рекомендации