Общие особенности социальных систем

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управле­нии объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).

Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направ­ленность, способности, темперамент и характер, а также различ­ной степени развитости основные психические сферы — эмо­циональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сооб­щество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этничес­кие, субэтнические общности, организации и коллективы) сле­дует рассматривать не только со стороны социально обусловлен­ных качеств, но и со стороны природных, биологических и пси­хологических особенностей.

Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все при­родно обусловленные особенности объекта и субъекта управле­ния находят свое отражение и в социально обусловленных харак­теристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой це­лостности в человеке природного и социального.

Уровни изучения. Все социальные и природно-психологичее-кие явления имеют, как правило, трехуровневый характер изуче­ния: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (ми­кроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трех­уровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления — этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его ос­новные сферы, социальные группы); для организации общества

(макро-, мезо- и микроуровни власти); для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика); для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т.д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаружива­ется его трехуровневое строение (даже обратившись к конкрет­ному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социаль­ном. То же относится и ко многим его "составляющим". Напри­мер, различают потребности биологические, социально-психоло­гические и социальные и т.д.).

Выделение трех основных уровней структуры различных био­социальных систем не исключает наличие соответствующих под­уровней, относящихся к тому или иному уровню изучения соци­альных феноменов.

Составные части. Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает эмоциональную, волевую и познаватель­ную сферы, которые соответствуют материальной (экономичес­кой), политической (организационно-управленческой) и духов­ной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (см. рис.32). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противопо­ложностей, являющийся глубинным механизмом психологичес­кого и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет свою противопо­ложность (феминность — маскулинность, интроверсия — экстра­версия, рационализм — иррационализм; духовное — материаль­ное, государство — гражданское общество, формальная — не­формальная структуры и т.д.). Данная закономерность действует и в отношении трехсферной структуры психологических и со­циальных явлений. Так, каждая психическая сфера включает следующие пары противоположностей: эмоциональная — рацио­нальные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); во­левая — сознательную волю и бессознательные инстинкты; поз­навательная — рациональное мышление и иррациональную ин­туицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседству­ют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное нача­ло), а с другой, — наука и технические изобретения (интеллекту­альное начало).




общие особенности социальных систем - student2.ru

Рис.32. Соотношение психических • социальных сфер

Носителями в обществе основных ценностей и соответствую­щих им сфер человеческой деятельности выступают определен­ные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т.п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельст­вует, прежде всего, о доминировании в нем соответствующих со­циальных слоев и определенных социальных сфер.

Основные ценности и социальные циклы. Основные ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так назы­ваемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формиру­ют через интересы вполне осознанные потребности — биологи­ческого, социально-психологического или социального (духовно­го) уровней. Все основные ценности содержатся в коллективном

бессознательном одновременно и все они друг другу противосто­ят. Доминирование в определенный исторический период опре­деленных ценностей обусловливает смену господствующих рели­гиозно-этических систем, типов культур (по П.Сорокину), соци­альных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. На­пример, расовый цикл символизирует глобальную смену ведущих психических и социальных сфер: сенсорно-чувственной — не­гроидной расы, затем мыслительно-интуитивной — монголоид-ной расы и наконец, рационально-волевой — европеоидной ра­сы. Культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем — духовно-интуитивной идеациональ-ной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувствен­но-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем — буддизм (познавательная сфера), христианство (эмоциональная сфера), ислам (волевая сфера). Со­словный цикл представляет чередование господствующих соци­альных слоев и социально-исторических времен: иерократичес-кий слой священнослужителей (духовные времена. Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою "третьего сословия" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний — люмпенским и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленчес­ких профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной) — техники и технологи (инже­неры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "чело-вековеды" (психологи и социологи).

Выводы. Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в ар­хетипах коллективного бессознательного реализуется в осознава­емых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культиви­рование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, органи­зации, группы) с биологического уровня потребностей (преобла­дание политической сферы деятельности) через социально-био-

логический (доминирование экономики) на социальный (торже­ство духовных ценностей общества).

Структура психики человека как существа одновременно био­логического и социального соответствует, в основном, структуре общества, т.е. организм индивидуальный во многом тождестве­нен организму общественному. Человек предстает как бы связу­ющим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.

Наши рекомендации