Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления

Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей.

Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом – система управления различными сферами общества.

Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления - student2.ru Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации. Торговля, являясь одной из ведущих отраслей экономики – есть часть социальной системы.

Труд торговых работников по продаже товаров и обслуживанию покупателей является трудом общественно полезным и необходимым, способствующим удовлетворению потребительского спроса и снижению издержек потребления у населения и тем самым оказывающим большое влияние на производительность труда работников сферы материального и нематериального производства и улучшение структуры их свободного времени.

На производительность и эффективность труда в торговле важное влияние оказывает состояние её материально-технической базы, внедрение эффективных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, механизация и автоматизация торгово-технологического процесса в магазинах и складах, общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень торговых работников.

Взаимодействие этих и других факторов обуславливает общественные затраты труда в торговле и издержки потребления, связанные с покупкой товаров. Сокращение таких совокупных затрат до уровня общественно необходимых в конкретных условиях работы отдельных магазинов и складов непосредственно зависит от организации труда работников торговли и решения социальных вопросов.

Торговая отрасль всегда считалась непроизводственной и неприоритетной отраслью народного хозяйства в период планового развития экономики, и её финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому социальные вопросы практически не решались, что привело к неразвитости социальной инфраструктуры как ни в одной другой отрасли.

Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления - student2.ru Социальная политика в последние годы осуществляется в условиях её поддержки государством. Однако, многие вопросы для работников торговли остаются нерешёнными, это:

¾ обеспеченность жильём;

¾ здравоохранение;

¾ образование;

¾ рост цен и тарифов;

¾ обеспеченность рабочими местами;

¾ условия труда;

¾ материальное стимулирование;

¾ отдых;

¾ обеспеченность в дошкольных учебных заведениях.

Доступ к социальным благам, обеспеченным за счёт предприятия, зависит теперь только от социального статуса потребителя. Многие виды благ и услуг вообще не доступны рядовым работникам (питание, отдых и лечение, содержание детей в дошкольных учреждениях хотя бы частично за счёт предприятия), т.е. по уровню социального обеспечения и социальной безопасности работники торговли не являются средним классом.

Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления - student2.ru Все обозначенные проблемы требуют радикальных социальных реформ.

Специфика деятельности торговых предприятий состоит в следующем:

¾ на них работают в основном женщины;

¾ их труд связан с большими физическими нагрузками;

¾ высокий уровень нервно-психологического напряжения.

Учитывая эту специфику, развитие социальной инфраструктуры имеет очень большое значение.

Однако недостаток оборотных средств, низкая рентабельность торговых предприятий не решают вопросы социальной направленности. Многие руководители торговых предприятий стараются просто избавиться от социальных расходов или свести их к минимуму.

Необходима стратегия планирования социального развития торгового предприятия. Эта стратегия должна строиться на:

¾ системе приоритетных интересов человека;

¾ создании условий, стимулирующих развитие и реализацию человеческого потенциала.

Это позволит многократно повысить эффективность деятельности любого торгового предприятия.

Наши рекомендации