Полёт по такой траектории был нежелателен ещё и потому, что ресурсы лунного модуля, по расчётам, заканчивались за несколько часов до вхождения командного модуля в атмосферу Земли.

Поэтому Центр управления полётом приступил к осуществлению пятого сценария спасения. Были рассчитаны параметры коррекции «PC+2», предназначенной для повышения перелётной скорости.

В Центре управления полётом не были уверены в точности настройки инерциальной гироскопической платформы лунного модуля.

В силу кратковременности работы двигателя при второй коррекции возможная ошибка не могла привести к значительному отклонению от расчётной траектории, однако перед гораздо более длительной коррекцией PC+2 следовало убедиться в правильности ориентации корабля.

Инженерам, экспериментировавшим на симуляторе, так и не удалось найти такую его ориентацию, при которой «ложные звёзды» ушли бы из поля зрения и позволили откалибровать платформу.

За неимением лучшего варианта было решено начать с предположения, что текущая калибровка платформы является правильной, и получить его подтверждение при помощи Солнца.

В 73:32 полётного времени компьютеру лунного модуля была отдана команда сориентировать корабль так, чтобы в навигационный телескоп был виден правый верхний лимб светила.

В 73:47 отработка команды завершилась, и Хейз, надев на телескоп светофильтр, убедился, что перекрестие прибора действительно указывает (с незначительным отклонением) на ожидаемую точку.

Во вторник 14 апреля в 76:42:07 полётного времени корабль вошёл в лунную тень.

«Ложные звёзды» потускнели настолько, что астронавты увидели знакомые созвездия.

Однако для экономии сил и времени экипажа, а также ресурса двигателей ориентации, Центр управления полётом отказался от повторного приведения по звёздам, сочтя предыдущее приведение по Солнцу достаточно точным.

В 18:15 по времени Хьюстона (77:02:39 полётного времени) «Аполлон-13» скрылся за диском Луны.

Радиосвязь с Землёй прекратилась.

В это время экипаж занимался фотографированием поверхности обратной стороны Луны.

Радиомолчание длилось около 20 минут.

Затем Ловелл и Хейз стали включать системы лунного модуля, готовясь к третьей коррекции.

Коррекция «PC+2» предназначалась для повышения перелётной скорости от Луны к Земле. 15 апреля в 02:40:31 (по Гринвичу (GMT)) или в 79:27:39 полётного времени была подана команда на включение двигателя.

Сначала 7,5 секунд работали двигатели ориентации для осадки топлива в баках.

Затем в камеру сгорания двигателя посадочной ступени лунного модуля были поданы компоненты топлива, которые при соединении воспламенились.

Двигатель проработал на малой тяге 5 секунд.

Затем Ловелл передвинул рычаг управления двигателя на 40 %.

На этом режиме двигатель работал 21 секунду.

После чего рычаг был переведён на полную тягу.

Всего коррекция длилась 4 минуты 23 секунды, двигатель был отключён автоматически по команде бортового компьютера.

Коррекция траектории прошла успешно.

Манёвр был выполнен безукоризненно точно - не пришлось даже делать дополнительной коррекции двигателями ориентации (хотя такой манёвр был предусмотрен) для ликвидации ошибки.

Однако в ходе перелёта к Земле корабль стал отклоняться от идеальной траектории.

Это отклонение было очень незначительным, но постоянным.

Его назвали «систематическим дрейфом».

Вычисления показали, что в результате дрейфа корабль пройдёт мимо Земли на расстоянии, равном примерно 165 км.

Нужно было в третий раз включать двигатель посадочной ступени для ещё одной коррекции.

Полёт по такой траектории был нежелателен ещё и потому, что ресурсы лунного модуля, по расчётам, заканчивались за несколько часов до вхождения командного модуля в атмосферу Земли. - student2.ru

Апреля 1970 года. «Аполлон-13».

Суайгерт (справа) и Ловелл (слева)

Разрезают теплоизоляцию, чтобы извлечь шланг

От лунного скафандра.

15 апреля, примерно в 05:30 (на 85‑м часу полёта) парциальное давление углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13 мм рт. ст.

При нормальном течении миссии это значение должно было находиться в пределах 2-3 мм рт. Ст.

При превышении величины в 7 мм рт. ст. инструкция требовала произвести замену картрижей с гидроксидом лития в системе поглощения углекислого газа, а значение 15 мм рт. ст. означало бы начало отравления углекислым газом.

Патроны поглотителя углекислого газа лунного модуля были рассчитаны на двухсуточное пребывание двух человек, поэтому три человека израсходовали этот ресурс несколько быстрее.

Наши рекомендации