До этого момента пилотирование лунного модуля «Аполлона-15» осуществлялось почти так же, как и во время предыдущих полётов на Луну.

Заключительный этап посадки отличался тем, что была выбрана более крутая траектория - 25° вместо 140.

Это давало бо́льшую свободу манёвра на участке торможения, пролегавшем над горным хребтом, обеспечивало лучший обзор после разворота лунного модуля в вертикальное положение и более точный контроль над изменениями в наведении на цель в ручном режиме.

Увидев район предстоящей посадки с близкого расстояния и сравнив свою позицию в пространстве с расположением Южного Кластера и тем местом, где каньон делает крутой изгиб у подножия горы Хэдли Дельта, Дэвид Скотт понял, что корабль, действительно, отклоняется к югу.

Командир, как и подсказывал Хьюстон, сделал коррекцию вправо, к северу.

Всего на заключительном этапе посадки Скотт вручную сделал 18 коррекций, которые в итоге переместили место посадки на 338 метров ближе по курсу и на 409 метров к северу (вправо по курсу).

Дэвид Скотт искал четыре кратера, которые располагались на одной прямой линии - кратеры Матфей, Марк, Лука и Индекс (англ. Matthew, Mark, Luke and Index).

До этого момента пилотирование лунного модуля «Аполлона-15» осуществлялось почти так же, как и во время предыдущих полётов на Луну. - student2.ru

Место посадки, определённое ещё на Земле, находилось рядом с кратером Индекс.

Но Дэвид Скотт не видел ни одного из этих кратеров.

Ровное место для посадки было выбрано командиром примерно на высоте 610 метров, на высоте около 120 м он перешёл на ручное управление.

В этот момент вертикальная скорость лунного модуля составляла 4,3 м/с.

Джеймс Ирвин постоянно сообщал командиру показания высотомера и вертикальную скорость.

На высоте чуть больше 60 метров Дэвид Скотт начал вручную снижать вертикальную скорость.

Она понизилась до 3,35 м/с.

На высоте 45 метров - до 1,8 м/с.

В этот момент корабль начал входить в облако пыли, которая поднялась с поверхности.

Дэвид Скотт доложил: «ОК. У меня - пыль».

На высоте около 18 метров видимость упала практически до нуля, вертикальная скорость понизилась до 0,9 м/с.

С высоты 6 метров до 2,4 метра «Фалкон» снижался на скорости 0,3 м/с.

В этот момент Джейс Ирвин закричал: «Контакт!».

Дэвид Скотт почти моментально выключил двигатель посадочной ступени.

Ещё 1,2 секунды корабль находился в свободном падении, вертикальная скорость при этом увеличилась до 2 м/с.

К нижней части трёх из четырёх опор посадочной ступени лунного модуля крепились тонкие щупы длиной 2,4 м.

Если хотя бы один из них касался поверхности, на панели управления загорался синий сигнал «Контакт».

Когда лунный модуль вставал на грунт, щупы просто ломались.

«Фалкон» ощутимо ударился о поверхность, он был существенно тяжелее всех предыдущих лунных модулей.

До этого момента пилотирование лунного модуля «Аполлона-15» осуществлялось почти так же, как и во время предыдущих полётов на Луну. - student2.ru

Из всех шести посадок «Аполлонов» эта была самой жёсткой.

Она состоялась в 22:16:29 UTC, от момента включения двигателя посадочной ступени лунного модуля прошло 12 минут 21,7 секунды.

До этого момента пилотирование лунного модуля «Аполлона-15» осуществлялось почти так же, как и во время предыдущих полётов на Луну. - student2.ru

Дэвид Скотт доложил в ЦУП:

«ОК, Хьюстон, «Фалкон» - на равнине у Хэдли».

Лунный модуль встал на грунт с наклоном назад на 6,9° и влево на 8,60, общий наклон составил около 110.

Наши рекомендации