Специфика аналитической работы

Для аналитика является нормальной неровность в работе: чередование периодов подъема и спада активности. Нормальным также является ожидание им вдохновения для решения проблем повышенной сложности.

Если человек ничем не занят и ни о чем не думает, это не значит, что его подсознание тоже не работает. Идеи должны вызревать в подсознании. Преждевременная попытка выразить идею может ей навредить: такая попытка, как правило, означает осознанное применение типовых формальных и полуформальных методов, и выработанные таким образом представления будут подавлять подсознательный процесс, который мог бы привести к радикально новым и особо эффективным решениям.

От самого лучшего аналитика не следует ожидать хороших результатов, если он утомлен, ограничен во времени, слабо знаком с проблемной областью.

Психогигиена аналитической работы

Возражение, прыжок в сторону, веселое недоверие,

склонность к насмешкам - все это признаки здоровья;

все же безусловное относится к области патологии.

Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (154)

Расходиться в мнениях с большинством необходимо для аналитической работы, но опасно для психики: человек – коллективное существо, поэтому инстинктивно склонен принимать общее мнение, и противоречить большинству - это для него тяжело (если, конечно, он не истерический психопат, стремящийся быть особенным). Далее, подозрительность общества концентрируется в его спецслужбах, но не существует четкой границы между профессиональной склонностью к сомнениям и болезненной мнительностью. В общем, сотрудник аналитической службы, интенсивно работающий на высоком уровне сложности, должен принимать особые меры для сохранения психического здоровья и интеллектуальной эффективности. Можно руководствоваться следующими правилами:

1. Избегать информационных перегрузок. Отвлекаться, отдыхать. Не доводить себя до неврастении. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 5): "Особенно же следует уделять должное время сну, необходимому для освежения мозга; для человека сон - то же самое, что для часов - завод."

2. Не сосредоточиваться длительно на узких темах.

3. Иметь не слишком узкий круг людей, с которыми возможно доверительное общение с обсуждением сложных тем.

4. Интересоваться психиатрией.

5. Знакомиться с работами "интеллектуальных революционеров", ломщиков парадигм. Сознание того, что ты не единственный, кто борется с общепризнанным, помогает сохранять спокойствие и уверенность в себе. (От интеллектуальных революционеров надо отличать абсурдистов, деструкторов, путаников, психически больных и имитаторов.)

6. Заботиться о достаточном количестве положительных эмоций, быть оптимистом.

Кадры аналитической разведки

Комплектование

Работа в разведке чрезвычайно разнообразна, и здесь

есть возможность для проявления самых разных талантов

и способностей. В каждой области различные люди могут

по-разному достигать успеха.

А. Даллес. "Искусство разведки" (стр. 174)

Служба АР комплектуется лицами, имеющими высшее образование, проявившими требуемые способности, прошедшими общую подготовку в качестве офицеров службы безопасности, а также специальную подготовку в области информационной работы.

А. Даллес: "Лучше брать сырой человеческий материал (...), простых людей, - и готовить из них первоклассных работников разведки, не жалея на это времени, чем выискивать людей от природы хитрых, коварных, с конспираторскими наклонностями и пытаться приобщить их к работе в разведывательной системе (...) Работник, подбирающий людей в разведку, не ищет увертливых. Скорее всего, он будет остерегаться их или вовсе откажется от их услуг. Кадровый работник американской разведки готовится так, чтобы разведывательная работа была его специальностью, а не образом жизни." ("Искусство разведки", стр. 194)

* * *

При комплектовании аналитических кадров существуют следующие проблемы:

1) проблема отличения добросовестных исследователей от имитаторов и абсурдистов, способных генерировать правдоподобные тексты;

2) проблема корреляции интеллектуальной талантливости и психических нарушений;

3) проблема отсева малоспособных протеже влиятельных лиц.

Р. Гелен: "Я придерживаюсь мнения, что по опыту дружественных нам разведывательных служб нам необходимо иметь доверенных лиц в различных общественных учреждениях и прежде всего университетах, которые давали бы систематически нам наводки на лиц, подходящих по своим данным к работе в разведке." ("Служба", гл. VIII)

Должен быть разрешен прием в службу АР специалистов в любом работоспособном возрасте. Лица, ранее не состоявшие в секретной службе, но имеющие опыт в какой-то близкой области, могут привносить в АР новые существенные знания и технологии. Лица, увольняющиеся из службы АР не по причине бесполезности, неблагонадежности или психической несовместимости, должны оставаться нештатными сотрудниками этой службы.

Д. Маклахан о пользе привлечения в аналитическую разведку гражданских лиц различных специальностей: "Определенные профессии и исследовательский опыт вырабатывают в человеке те качества, которые необходимы разведчику. Более того, они создают у человека такую уверенность в суждениях, которая у офицера может быть подорвана привычкой постоянно подчиняться старшему по званию или должности." ("Тайны английской разведки", стр. 333) "В мирное и в военное время большую часть сотрудников разведки должны составлять гражданские лица, а не кадровые офицеры. Эти люди должны быть обучены работе в разведке, и им нужно представить возможность устроить свою карьеру в данной области (...) занимать самые высокие должности." (там же, стр. 334) Приглашаемые в разведку гражданские лица должны иметь некоторый опыт работы по базовой специальности (сложившиеся воззрения и навыки) - достаточный, чтобы обогатить им разведку и сопротивляться негативным факторам новой среды, но не настолько большой, чтобы ослабить способность адаптации к этой среде.

Желательные качества разведчика-аналитика:

1. Чувство долга, патриотизм, порядочность, самоотверженность, нестяжательство, доброжелательность, оптимизм.

2. Смелость, способность отстаивать свое мнение, противоречить начальникам и коллегам. Здоровая агрессивность. Психическая устойчивость в конфликтах.

3. Интерес к мнениям других, гибкость, умение ладить с людьми, способность пересматривать свои взгляды.

4. Наблюдательность, внимание к деталям.

5. Умение промолчать.

6. Владение технологиями сложной интеллектуальной деятельности: научного исследования, управления большими проектами, переговоров и пр.

7. Нестандартность мышления. Способность сомневаться.

8. Интерес к теоретической и литературной работе. Способность четко и убедительно излагать свои мысли, в том числе письменно.

9. Ориентация на практический результат. Умение различать главное и второстепенное.

10. Знание иностранных языков.

Р. Гелен: "Наряду со специальными знаниями сотруднику, занимающемуся сбором информации, могут принести успех инициатива и размах, энергичное ведение дел и въедливость, творческий подход и умелые действия, а также импровизация и умение фантазировать." ("Служба", гл. VIII)

* * *

Вероятные мотивы желающих заниматься специальной деятельностью:

- патриотизм;

- защита справедливости;

- личная защищенность;

- стабильный высокий заработок;

- принадлежность кругу избранных;

- удовлетворение своей агрессивности;

- месть;

- приключения;

- поездки в другие страны за государственный счет;

- использование служебных возможностей в личных целях;

- возможность в крайнем случае совершить измену с большой выгодой для себя.

В отношении АР не действуют такие мотивы, как удовлетворение своей агрессивности, поездки в другие страны за государственный счет, приключения, зато действуют такие дополнительные мотивы, как малый риск, стабильный трудовой распорядок, работа в удобном помещении. Для людей, которым доводилось немало перенапрягаться и подвергать себя опасности, это становится существенным.

Интеллектуальные качества

Записать факты и их ближайшую связь может почти

каждый, а способный человек может сделать это во

всякое время. Но на собственные творения духа, на

МЫСЛИ, которые, как таковые и сами по себе обладают

вечной ценностью, обыкновенный человек не способен

никогда, а гений - только в редкие мгновения.

А. Шопенгауэр. "Новые паралипомены" (п. 535)

При оценивании интеллекта должно приниматься в расчет

следующее:

- мощность интеллекта;

- психическая выносливость;

- мыслительные парадигмы;

- приемы интеллектуальной работы;

- гармоничность психики (отсутствие или незначительность психических нарушений).

Мощный ум может быть бесплодным или даже вредным, если использует неэффективные мыслительные парадигмы и приемы работы, основывается на ложных представлениях. С другой стороны, индивидуум, не отличающийся психической мощностью, может быть творчески очень продуктивным за счет должной направленности своей психики, использования эффективных приемов работы и т. д.

* * *

В книге Джеймса Бэмфорда "Дворец головоломок (АНБ)" рассказывается о тесте, используемом при отборе шифроаналитиков:

"Этот экзамен рассчитан не просто на то, чтобы проверить академические знания кандидатов, но чтобы выявить 'шифровальные мозги'. Один из вопросов, например, заключается в том, что абитуриента просят представить, что он или она является антропологом и стоит на высоком утесе, с которого видны несколько островов. Со своего наблюдательного поста антрополог может видеть разъезжающих между островами гонцов в каноэ. Кроме того, он или она видят, что с острова на остров посылаются дымовые сигналы. Прочитав с полстраницы текста примерно следующего содержания: 'Каноэ А идет на остров 3, затем на остров 7, затем на остров 5 и так далее, в то время как каноэ Б идет на остров 12, затем на остров 1... Тем временем дымовые сигналы посылаются с острова 6 на остров 3...', абитуриент должен ответить на такие вопросы: 'Какой из островов является в этой группе главным?, 'Какой из этих островов контролирует связь между ними?' или 'Какой из островов этой группы является наименее важным?'"

"...эта часть испытания рассчитана на то, чтобы выискать тех немногих избранных с редко встречающейся способностью стать мастерами анализа радиопереговоров, вести поиск в километрах сообщений и выделять в них определенные закономерности." (стр. 120 - 121)

Надо заметить, что аналитик, хорошо справляющийся с задачами приведенного типа (т. е. преимущественно формальными), не обязательно способен хорошо проявить себя также в анализе на концептуальном уровне (скорее, наоборот). Можно говорит о двух типах аналитики: преимущественно формальной и преимущественно неформальной. Если первая выигрывает от узкой специализации, то вторая - от ее избежания.

Наши рекомендации