Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением
А). Человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками;
Б). Начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.
8. Виды и характеристики профессиональной карьеры (на соответствие – определите правильные пары из столбика 1 и столбика 2. Например, ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ КАРЬЕРА (№1 из столбика 1) – ИМЕЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ под номером КАКИМ? Из столбика 2):
1. Внутриорганизационная карьера | 1. Предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной. |
2.Межорганизационнаякарьера | 2.Отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться. |
3.Специализированная карьера | 3.Предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же. |
4.Неспециализированная карьера | 4.Предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной. |
9. Виды и характеристики профессиональной карьеры (на соответствие – определите правильные пары из столбика 1 и столбика 2. Например, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА (№1 из столбика 1) – ИМЕЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ под номером КАКИМ? Из столбика 2):
1.Горизонтальная карьера | 1. Предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда. |
2.Вертикальная карьера | 2. Вид карьеры, который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда. |
3.Скрытая (центростремительная) карьера | 3.Вид карьеры, совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Такая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы. |
4.Ступенчатая карьера | 4. Вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Такая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности. |
10. Модели деловой карьеры (на соответствие – определите правильные пары из столбика 1 и столбика 2. Например, ТИП ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ «ЛЕСТНИЦА» (№1 из столбика 1) – ИМЕЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ под номером КАКИМ? Из столбика 2):
1.«Лестница» | 1.Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работникзанимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок - уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин - личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию. |
2.«Змея» | 2.Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта. |
3.«Перепутье» | 3.Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели - возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно. |
4.«Трамплин» | 4.Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний. |
Ответить на вопросы теста № 7