Упражнение в парах «Сколько-сколько?»
Каждой паре предлагается придумать задачу «О себе» и затем между собой разыграть диалог. Сначала первый ученик называет исходное число предметов, второй — указывает, на сколько у него таких предметов больше или меньше. Например:
— У меня 3 наклейки. А сколько у тебя?
— А у меня на 2 наклейки больше.
Затем изменяется порядок высказываний: первым число предметов называет второй ученик, а первый указывает, на сколько у него таких предметов соответственно меньше или больше, т.е. составляется обратная задача:
— У меня 5 наклеек. А сколько у тебя?
— А у меня на 2 наклейки меньше.
После прослушивания диалогов следует сделать вывод: «Если у первого предметов больше, чем у второго, то у второго — на столько же меньше, чем у первого», который можно обобщить в виде схемы.
Учитель напоминает учащимся о Знайке — коротышке из Цветочного города, — который научился из одной задачи составлять ещё одну.
На доске демонстрируется первая часть динамической таблицы, и учитель знакомит учащихся с условием задачи о маках и ромашках: «Синеглазка посадила на клумбе 20 маков. Ромашек — на 4 меньше. Сколько ромашек посадила Синеглазка на клумбе?».
Учащимся предлагается заполнить пропуски в краткой записи задачи и решить задачу устно. После этого учитель сообщает, что, используя уже решённую задачу, можно составить ещё одну — обратную, — задачу о ромашках и маках, и
демонстрирует вторую часть динамической таблицы.
Учитель обращает внимание учащихся, что теперь известно, сколько ромашек посадила Синеглазка (начинается заполнение второй части динамической таблицы), и предлагает определить, больше или меньше маков по сравнению с ромашками высажено.
Учащимся предлагается переформулировать фразу «Ромашек — на 4 меньше, чем маков»: «Маков — на…, чем ромашек». Затем требуется составить обратную задачу, используя известное число ромашек и соотношение между числом ромашек и
числом маков. Необходимо обратить внимание учащихся, что вопрос обратной задачи должен содержать «обратное» требование: определить число маков.
Подводя итог, полезно сравнить схемы прямой и обратной задач и повторить, как получить новую (обратную) задачу из данной (прямой).
Затем учащимся предлагается новая задача. Требуется решить эту задачу и составить обратную. При этом выполнение задания можно организовать в зависимости от уровня математической подготовки учащихся: фронтально, в парах или индивидуально.
Примерное условие задачи для фронтальной (парной, индивидуальной) работы: «На фотоохоте Пулька и Булькой сфотографировали 6 белок. Зайцев — на 4 больше. Сколько зайцев сфотографировали Пулька с Булькой?».
Образец динамической таблицы для фронтального выполнения задания.
Переменка 2
Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Составь задачу»
Каждый ученик получает карточку «Составь задачу». Требуется составить одну или несколько задач (по выбору ученика). При выполнении задания можно ограничиться заполнением схемы и записью вопроса или, заполнив схему, записать полное условие (по усмотрению учителя).
В процессе выполнения задания учитель просматривает заполненные схемы и составленные задачи, корректируя работу учащихся.
После выполнения заданий можно провести конкурс и определить самую «вкусную», самую «сладкую», самую «витаминную» задачи.
Занятие 26. Лабиринты. Математические игры с цифрами и числами
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:оновых видах математических задач: лабиринтах, математических играх; уметь: решать новые виды математических задач: лабиринты, математические игры.
Оборудование: рисунок «Разгадай слово», схемы лабиринтов «Мышь и сыр», «Утка и утята», «Колобок», карточки для игры «Найдите пару», изображения Чипа и Дейла, карточки с изображениями орехов, таблица, цветные мелки (маркеры); по 11 счётных палочек (для каждой пары учащихся), по 2-3 рисунка со схемами лабиринтов (для каждого ученика).
Ход занятия
Разминка
Учащимся демонстрируется рисунок «Разгадай слово» и предлагается установить, в какой клетке должна находиться каждая из записанных букв:
Чтобы предупредить угадывание ответа, буквы слова «ЛАБИРИНТ» записаны справа налево — «ТНИРИБАЛ».
Интересно знать
Лабиринт — это сложное сооружение с запутанными ходами.
Один из древнегреческих мифов повествует о лабиринте, в котором находился Минотавр — чудовище с телом великана и головой быка. Юноши и девушки, попадавшие в лабиринт, не найдя обратной дороги, становились жертвами Минотавра. И только отважный древнегреческий герой Тесей смог войти в лабиринт, победить Минотавра и вернуться обратно. Выйти из лабиринта Тесею помог клубок ниток.
Желательно обсудить с учащимися, как это могло быть. (Конец нити Тесей закрепил при входе в лабиринт. Продвигаясь по лабиринту, он разматывал клубок, а потом по этой нити и нашёл выход.) Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В лабиринт отправляемся смело — В мир загадок и сложных задач. Упражнение «Пройди лабиринт» Учитель сообщает, что лабиринты изображают в виде схем, и демонстрирует несколько лабиринтов.
При этом надо объяснить, что возможны различные задания:
- найти маршрут от входа к центру лабиринта,
- найти выход из лабиринта,
- пройти лабиринт.
Задания могут содержать требование: найти самый короткий маршрут.
Затем учитель показывает, как выполнить каждое из заданий, отмечая маршруты мелом или маркером. Полезно продемонстрировать, как надо поступить, если сделан ошибочный ход: следует вернуться к развилке и «направиться» по другому маршруту, сменив цвет мела (маркера).
Переменка 1
Игра на развитие памяти «Найдите пару».Игра представляет собой набор из 8-2 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры перемешивают и «рубашками» вверх раскладывают на столе или крепят на доске рядами.
Учащиеся по очереди «открывают» две любые карточки. Если рисунки оказались одинаковые — ученик забирает карточки себе, если разные — карточки снова переворачивают обратной стороной и ход переходит к следующему ученику.
Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Победителями становятся ученики, собравшие больше карточек.