Повторение и обобщение изученного (15 ч)

Нумерация. Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Величины и геометрические фигуры.

*принципы построения

·обучение на высоком уровне трудности;

·ведущая роль теоретических знаний;

·продвижение вперед быстрым темпом;

·осознание школьниками процесса обучения;

·целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.

* специфика предмета – курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

* технология, методика – в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: школьники учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе(личностные,метопредметные,предметные).

Содержательные линии Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения предмета ученик должен: Использование приобретённых ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни.
Знать/понимать уметь
Числа и операции над ними - десяток, счёт десятками, чтение и запись чисел; - разряд десятков и единиц; -операции сложения и вычитания; - таблицу умножения и деления; - операции умножения и деления; - называть компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении; -использовать переместительное свойство сложения и умножения; - ориентироваться в окружающем пространстве;
Величины и их измерение -длина; единицы измерения; - периметр многоугольника; -формулы периметра квадрата и прямоугольника; -площадь; -цена, кол-во, стоимость; - время; -переводить именованные числа в заданные единицы; - представление о площади; - сравнение объектов;
Текстовые задачи - простые и составные текстовые задачи; - задачи с альтернативным условием; - решать данные задачи; - решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями;
Элементы геометрии, алгебры - плоскость, острые, тупые углы, окружность, круг; -переменная, порядок действий в выражениях со скобками; -решение уравнений а +/- х =в; х-а =в; а*х=в; - обозначать геометрические фигуры буквами; - составлять плоские фигуры из частей; - находить значения а+/-5; 4-а; а:2; а*4; 6:а; - узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамида; - самостоятельная конструктивная деятельность;  
Элементы стохастики - решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов; - первоначальное представление о сборе и накоплении данных; - читать информацию с помощью линейных диаграмм; - запись данных, содержащихся в тексте, таблице; - понятие о случайном эксперименте, «чаще», «реже», «возможно», «невозможно».
Занимательные и нестандартные задачи. - истинные и ложные высказывания, логические задачи;   Математические фокусы, ребусы;


Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4м классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следу ющих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

-Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, цент нер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, не деля, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;

- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в т :м числе и деление с остатком);

- выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;

- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;

- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

- решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы,таблицы, краткие за писи и другие модели);

- находить значения выражений в 2-4 действия;

- использовать знание соответствующих формул площади и пери метра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х — Ь; а • х = Ь; а :

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

- определять время по часам с точностью до минуты;

- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: дли не, массе, объёму;

- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (повышенный) Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);

- использовать при решении различных задач знание формулы пути;

- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

- находить долю от числа, число по доле;

- решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие за писи и другие модели);

- находить значения выражений вида а ± b; а • b; а : b при заданных значениях переменных;

- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < b; а • х> b;

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± Ь; а - х = с + Ь; х ± а = с - Ь; а - х = с : Ь; х : а = с ± Ь;

- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

- вычислять объём параллелепипеда (куба);

- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупо угольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

- строить окружность по заданному радиусу;

- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;

- выделять из множества параллелепипедов куб;

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по задан ной в таблице информации;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

Учащиеся должны знать:

– названия и последовательность чисел от 1 до 100;

– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 (на уровненавыка);

– названия и обозначения операций умножения и деления;

– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка);

– правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

– единицы измерения длины, массы, объема: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.

Учащиеся должны уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;

– решать простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) на разностное и кратное сравнение;

– находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;

– измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

– узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

– различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).

2 й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

– формулы периметра квадрата и прямоугольника;

– единицы измерения площади: 1 см2, 1 дм2.

Учащиеся должны уметь:

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а · 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокус

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100» позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе мате­матики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих само­стоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с ис­пользованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуа­лизация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлага­ется самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, за­крепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ. Они включают, в соот­ветствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требова­ния), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. Задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимое уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных рабе являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта должен быть жёстко ограничен. Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результат своей работы школьники должны постоянно, для этого используются: -таблица требований по предмету в «Дневнике школьника»: в ней ученик (с помощь» учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений; - портфель достижений школьника - папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении но­вых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п Тема уроков Вид деятельности ученика   Дата  
план. факт.  
Раздел I. Числа от 1 до 1000. Повторение изученного в 3 классе (8 ч)  
Турнир 1. «Самый последний день каникул». Тест. Повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами,      
Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые.      
Деление многозначных чисел. Арифметические действия над числами Алгоритмы письменных вычислений с трёхзначными числами, решение задач с пропорциональными величинами, алгоритм поиска периметра и площади прямоугольника. Способы сравнивания площадей, задачи на перекладывание палочек.      
Арифметические действия над числами Вспомнить изученные свойства действий над числами, решение задач, основанных на этих свойствах, решение задач с пропорциональными величинами, решение уравнений изученных видов. Понятие истинного и ложного высказывание, учиться составлять высказывания с помощью вспомогательной модели(диаграмм Эйлера-Венна)      
Арифметические действия над числами. Алгоритм деления. Вспомнить изученные свойства действий над числами, устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, правило нахождения площади прямоугольника Решение комбинаторных задач с помощью дерева выбора.      
Арифметические действия над числами. Алгоритм умножения. Вспомнить изученные действия над числами, устные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмыделения трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, уравнений.      
Арифметические действия над числами Арифметический диктант      
Арифметические действия над числами Контрольная работа «Повторение»      
Раздел II. Дроби (16 ч)  
  Работа над ошибками по теме6 «Дроби»Дроби. Нахождение части от числа. Дроби. Расширить представление о дробных числах, познакомить с алгоритмами определения части от числа, числа по его части, с алгоритмом определения, какую часть одно число составляет от другого, учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями, анализируя запись числа. Сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями с помощью схем-отрезков и других вспомогательных модулей, учиться складывать и вычитать правильные дроби, учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями.      
Нахождение части от числа Закреплять понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта. Работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом(сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями)      
Нахождение числа по его части. Познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта.      
Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. Закрепить понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения.      
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, закрепление понятие дроби, усвоение алгоритмов поиска части от числа и числа по его части, решать задачи, уравнения.      
Сравнение дробей. Знакомство с алгоритмом. Познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями, закрепить понятие дроби, усвоение алгоритма поиска части от числа и числа по его части.      
Сравнение дробей. Познакомить со способами сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями      
Решение задач по теме: «Дроби» Арифметический диктант Понятие дроби, сравнение дробей, решение уравнений. Работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями)      
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Познакомить с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.      
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Познакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.      
Решение задач по теме: «Дроби» Решение задач, закрепление знаний.      
Деление меньшего числа на большее Познакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее, решать задачи.      
Какую часть одно число составляет от другого Познакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби.      
К/р Математический тест по теме «Дроби»        
23,24 Работа над ошибками по теме: «Дроби». Решение задач по теме: «Дроби»   Арифметический диктант Путешествие первое. Не только математика… Решение компетентностных задач Проект «Модель машины времени»      
Раздел III. Нумерация многозначных чисел (12ч)  
Турнир 2. «Самый взрослый взрослый». Тест по теме: «Нумерация» Учить названию и последовательности чисел в пределах 1 000 000, образование следующей счётной единицы, количество разрядов в каждом классе, названия и последовательность первых трёх классов      
Многозначные числа . Разряды и классы. Познакомить с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа      
Чтение и запись многозначных чисел        
  Сравнение чисел Разрядные слагаемые Познакомить с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа     Перенести известные детям сведения о способах сравнения многозначных чисел на новые числа      
Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000. Алгоритм.        
Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел»      
Работа над ошибками по теме: «Нумерация многозначных чисел» Чтение и запись многозначных чисел      
Миллион. Класс миллионов. Миллиард. Познакомить с записью чисел больших чем известные, читать и называть эти числа      
Чтение и запись многозначных чисел Арифметический диктант        
  Раздел IV. Величины (12ч) Турнир 3. Тест «Отважный путешественник»   Познакомить с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; учиться сопоставлять свои представления о десятичной системе счисления и десятичной системе мер; продолжить учиться переводить заданную величину из одних в другие.      
Арифметический диктант.Единицы длины. Обобщить имеющиеся знания и сформулировать правило перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и от меньших к большим, продолжать учиться читать и называть многозначные числа.      
Единицы массы. Грамм, тонна. Обобщить имеющиеся знания и сформулировать взаимосвязь между уже известными и новыми единицами измерения длины, продолжить учиться читать и называть многозначные числа.      
Самостоятельная работа по теме: «Единицы измерения величин» Обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться читать и называть многозначные числа      
Единицы площади        
Единицы площади. Тест по теме: «Единицы площади»        
Арифметический диктант. Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики Познакомить с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника      
Приближённое вычисление площадей. Палетка. Познакомить с понятием приближённого значения числа, учить находить приближённое значение площадей с помощью палетки      
Арифметический диктант по теме: «величины» Единицы объема. Обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие      
Контрольная работа по теме: «Решение задач.» Обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин.      
Работа над ошибками. Точные и приближенные значения величин Познакомиться с понятием округления числа, учиться получать приближённые значения величин      
Решение задач по теме: «Величины»          
Раздел V. Сложение и вычитание многозначных чисел ( 8 ч )  
Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. Познакомиться с понятием прикидки результата действий сложения и вычитания, учиться решать задачи способом прикидки результатов, учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величины, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел      
Сложение и вычитание многозначных чисел Обобщить известные детям алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, вспомнить соотношение между единицами измерения величин, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел      
Сложение и вычитание многозначных чисел по алгоритму.      
Арифметический диктант по теме: «Величины»Сложение и вычитание многозначных чисел        
Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности Ввести понятие производительность на основе понятия скорость работы, продолжить сопоставлять скорость движения и скорость работы, ввести формулу работы на основе сопоставления математических моделей задач на процессы движения и работы      
Решение задач по теме: «Производительность» Учиться решать задачи «на работу», «движение» с опорой на формулы, продолжать сопоставлять скорость движения и производительность, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи      
Умножение чисел. Группировка множителей Обобщить известные детям алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число      
Контрольная работа по теме: «Арифметические действия над числами» Учиться производить вычисления с многозначными числами, продолжить учиться решать задачи на «работу», «движение» с опорой на формулы, сопоставлять скорость движения и производительность.      
Раздел VI. Умножение и деление многозначных чисел (65ч)  
Работа над ошибками. По теме: «Арифметические действия над числами» Умножение многозначных чисел на однозначное Обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел, продолжить учиться округлять числа до заданного разряда      
  Умножение чисел Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.      
Умножение чисел. Проект №3. «Инсценировка: Российская ярмарка VIII века» Компетентностная задача. Перенести приём устного умножения на большие числа      
Деление круглых чисел Перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда, решать задачи, находить несколько решений неравенства подбором      
Арифметические действия над числами.        
Административная контрольная работа. 1 полугодие по теме: «Итоги 1 полугодия»        
Анализ и работа над ошибками по теме: «Итоги 1 полугодия» Арифметические действия над числами. Обобщать имеющиеся знания, производить вычисления с многозначными числа, решать задачи «на работу», «движение».      
Деление числа на произведение Познакомиться с правилами деления на произведение, вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления      
Деление круглых многозначных чисел на круглые числа Вывести на основании деления числа на произведение новый алгоритм устного деления      
Арифметические действия над числами Познакомить с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень)      
Деление с остатком на 10, 100, 1000. Закрепление по теме: «Деление с остатком на 10, 100, 1000» Познакомить с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень)      
Уравнения Познакомить с новым видом уравнения и алгоритмом его решения        
Арифметические действия над числами Арифметический диктант Производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу»      
Уравнения. Познакомить с новым <

Наши рекомендации