I. Повторение изученного

Работа по тетради «Я читаю?», с. 25.

1. Какое задание можно предложить? (Прочитать по схемам предложения.)

– Что заметили? (Одно слово имеет разные значения.)

– Как называют такие слова? (Многозначные.)

– Рассмотрите рисунки.

– Какие значения имеют слова ручка, труба?

2. Игра «Найди слово».

– Какое слово «спряталось» в первой табличке? Как вы догадались? Напечатайте это слово. (Мир.)

– Какое слово «спряталось» во второй табличке? Напечатайте его. (Нора.)

– Что можете сказать о второй табличке?

– Самостоятельно найдите «спрятанное» слово. (Мол, мул, аул.)

I. Повторение изученного - student2.ru

II. Работа над темой.

Работа с учебником, с. 37.

1. Мы сейчас играли в какую игру? («Найди слово».)

– А какие слова «спрятались» в шараде?

– Давайте попробуем её разгадать.

– Как вы думаете, что такое шарада?

– Шарада – это загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению.

Шараду читает построчно учитель или читающие дети.

К каждому слову составляется схема, и дети дают характеристику изученным звукам.

(Чайка, лайка, майка, зайка, гайка.)

– Что общего в словах?

– Чем различаются эти слова?

2. Проверочная работа.

Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы: буквы гласные и буквы согласные. После выполнения детьми задания обсуждаются варианты.

I. Повторение изученного - student2.ru

3. Рассмотрите столбики слов.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Есть слова в ед. и во множ. числе; слова, одинаковые по произношению, но разные по значению; имена людей – женские и мужские; названия неживых предметов.)

Учитель читает слово нора по орфоэпическим нормам, а дети смотрят на написанное в Азбуке слово.

– Что заметили? (Слышим звук [а], но пишем букву о.)

– Подчеркните букву о.

Учитель читает слово норы.

– Что заметили?

– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Нора – ед. ч., норы – мн. ч. В слове нора ударение падает на а, а в слове норы – на о.)

– В каком из этих слов написание буквы вызывает сомнение? Почему?

– В безударной позиции почти все гласные звуки меняют своё звучание. При письме непонятно, какую же букву писать. Это «опасное место» и при чтении, и при письме.

– О таких безударных гласных говорят, что они стоят в слабой позиции.

– Как вы думаете, почему в словах нора и норы пишется буква о?

– Слово норы является проверочным, потому что на гласную о падает ударение и она стоит в сильной позиции.

– Что можете сказать о словах второго столбика?

– Какие гласные стоят в слабой позиции, а какие – в сильной? Почему?

– Что общего в словах третьего и четвёртого столбиков? (Это имена людей.)

– На какие две группы их можно разделить? (Женские и мужские.)

III. Закрепление пройденного.

1. Чтение предложений по ролям.

(Различие интонации: панической, взывающей к помощи, плачущей при чтении левого столбика и радостной, восторженной, романтической при чтении правого столбика.)

2. Самостоятельная работа.

1) Найти к заглавным буквам пару и подчеркнуть.

2) Найти «спрятанные» буквы.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что значит, когда гласная стоит в сильной или слабой позиции?

Урок 31. СЛОГ (Азбука, с. 38)

Цель: дать понятие о слоге как о части слова.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. На доске:

I вариант

МРЛИ

УЛНА

– Что вы видите?

– Дайте характеристику звукам, которые обозначены этими буквами.

– Составьте слова из букв первой строки.

– Что заметили?

– Попробуйте составить слова из букв второй строки.

– Что заметили?

– Почему из букв этой строки вы смогли составить слова, а из другой – нет? (Из одних согласных нельзя составить слова.)

II вариант

Вернуться к заданию на с. 37, подчеркнуть такую же, но маленькую букву.

– Составьте слова из букв первой строки.

– Почему у вас ничего не получилось?

Если это задание вызывает затруднение, можно предложить составить слова из третьей строки.

– Что у вас получилось? Почему?

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: слова не могут состоять только из одних согласных.

2. И г р ы.

1) А сейчас мы с вами отправимся на спортивную площадку, где идёт игра в хоккей. Трибуны шумят, подбадривают хоккеиста.

– Покажите, как они это делают. Что кричат?

Дети скандируют (то есть отчётливо произносят слова, выделяя каждый слог.): «Шай-бу!»

Другие варианты: «Ва-ся! Во-ва! Мо-лод-цы!»

Можно разыграть сценку «На стадионе». Класс делится на три команды, и каждая команда скандирует своё слово.

2) Теперь давайте отправимся на день рождения. (Может быть, в этот день у кого-то действительно день рождения.)

– Давайте всем классом поздравим именинника.

Дети произносят слово поздравляем по частям.

– Как вы произносили слова на стадионе? А поздравляя именинника?

3) Для закрепления можно разыграть ещё одну ситуацию. Нужно позвать подружку Наташу на улицу погулять.

– Как вы будете это делать?

Девочки могут звать подружку, потом мальчики – друга: «На-та-ша! Ни-ки-та!»

Обратить внимание детей на то, что при скандировании необходимо прислушиваться к соседу, не лезть вперёд, не отставать.

– Когда вы кричали эти слова, вы делили их на части. Эти части называют слогами.

– На доске – цветок.

– Посмотрите на бутон лилии. Все лепестки сжаты, на них написано слово лилии. Вдруг цветок распустился, раскрылся, разъединился на лепестки (на части), и слово лилии разделилось на части (на слоги).

– Прочитайте, как теперь звучит это слово.

– Как вы думаете, зачем слова нужно делить на слоги?

– По слогам переносят слова с одной строки на другую.

3. Разделите слова для переноса (слова из учебника можно вынести на доску: луна, малина, лимон, налим.)

– Кто изображён на рисунках?

– На сколько частей распалось каждое слово?

– Почему?

I. Повторение изученного - student2.ru

Учитель называет слова, а дети приседают, деля слова на слоги.

Наши рекомендации