I. организация начала урока.
Психологический настрой. Проверка готовности к уроку.
II. Устный счет.
1. Индивидуальная работа.
Детям раздаются карточки, где нужно соединить линией пример с ответом.
2. Фронтальная работа.
Воспроизведение ряда чисел от 0 до 10, начиная с любого числа.
– Какое число следует за числом 5?
– Какое число стоит между числами 8 и 10?
– Какое число стоит перед числом 10? И т. д.
3. Игра «Лучший космонавт».
Дидактическая цель. Формирование навыков прибавления и вычитания.
Содержание игры. Учитель рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и проговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Как только произносится последнее слово, учитель выдает каждому из них карточки с примерами. На них зашифрован номер ракеты, на которой полетит космонавт. Ученики решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
III. Работа над новым материалом.
1) Минутка чистописания.
2) Подготовительное упражнение 1, с. 19 (работа с фишками).
– Прочитайте задание.
– Сколько ваз расставили на полках? (12.)
– Сколько ваз поставили на каждую полку? (3.)
– Как расставляли вазы?
– Сколько полок? (4.)
– С помощью какого арифметического действия можно узнать, сколько раз по 3 содержится в числе 12? (4 раза по 3.)
12 : 3 = 4.
3. Решение задач 2, 3, 4, 5 на с. 19 (работа с фишками).
1) Работа над задачей.
– Прочитайте задачу.
– Назовите количество детей, которые построились парами. (10.) Выложите фишки.
– Объясните, что значит пара. (Пара – это 2 предмета. Здесь – 2 человека.)
– Разделите 10 фишек по 2. Сколько пар получилось? (5.)
– Каким арифметическим действием можно узнать, сколько пар получится? (10 : 2 = 5 пар.)
2) Аналогично ведется работа над задачами 3, 4, 5.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз.
И на место приземлись!
IV. Закрепление.
1. Устная работа: № 8, 9, с. 21.
2. Работа над геометрическим материалом: № 10, с. 21.
3. Работа над логическими задачами: № 11, с. 21.
V. Итог урока.
– С каким видом задач вы познакомились сегодня на уроке?
Уроки 67–68
Повторение изученного материала
Учитель подбирает задания на повторение и закрепление изученного материала на свое усмотрение, в зависимости от уровня подготовки класса.
Урок 69
Сложение с числом 10
Цель:знакомство учащихся с разрядом «десяток».
Оборудование: фишки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Устный счет.
1. Счет в прямом и обратном порядке от 0 до 20.
2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой: с. 23, № 8.
3. Работа с геометрическим материалом: с. 24, № 12.
III. Работа над новым материалом.
1. Минутка чистописания.
2. Работа по учебнику: с. 22, № 1, 2.
3. Работа над задачей: с. 22, № 3. (Выяснить понятие «столько же».)
IV. Закрепление.
1. Решение примеров «по цепочке»: с. 22, № 4.
2. Работа над задачами на деление по содержанию: с. 23, № 6, 7, 11 (работа с фишками).
V. Итог урока.
– Предлагаю закончить урок игрой. Хотите?
Игра «Диспетчер и контролеры».
Дидактическая цель. Закрепление состава чисел первого десятка.
Средства обучения. Рисунки, изображающие 10 легковых машин.
Содержание игры. Учитель на магнитной доске до урока схематически (прямоугольниками) изображает аэровокзал и на некотором расстоянии – стоянку такси. Ученик у доски выполняет роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к аэровокзалу (перемещает по 1 легковой машине из одного прямоугольника в другой). Контролеры (все остальные учащиеся класса) ведут учет, сколько машин отправили к аэровокзалу и сколько осталось после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры таким образом:
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора.
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!
Урок 70
Прибавление и вычитание
одного в пределах 10. Сумма, разность
Цели:закрепить умения называть одно предыдущее (последующее) число, выполнять движения по шкале влево или вправо от данного числа на 1 единицу; познакомить с новыми понятиями «сумма» и «разность».
Оборудование: предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
На доске:
4 1 = 5 5 = 0 5 = 2
5 1 = 4 4 = 5 4 = 1
8 1 = 9 7 = 6 1 = 6
6 0 = 6 3 = 5 2 = 7
5 2 = 3 9 = 9 7 = 0
У доски работают 3 человека. Рядом с заданиями – сюрпризы для тех, кто выполнит работу правильно.
2. Задача на смекалку.
На двух тарелках было всего 10 яблок. Когда с одной тарелки переложили на другую 2 яблока, на обеих тарелках их стало поровну. Сколько яблок было на каждой тарелке?
III. Фронтальная работа.
1. Игра «Проверь Незнайку».
Дидактическая цель. Закрепление переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Рисунки: вагоны-домино.
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что в класс пришел Незнайка, сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предлагает детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют следующие примеры:
Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки. Меняют вагоны местами. Снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.
2. Отметьте «лишний» рисунок.
3. Задание по «ромашке» с цифрами.
1) Назовите число, следующее после числа 7.
2) Назовите число, предыдущее числу 5.
3) Какое число при счете следует за числом 9?
4) Покажите соседей чисел 6; 2; 8.
5) Какое число меньше на 1, чем 5?
6) Какое число больше на 1, чем 7?
7) Увеличьте 8 на 1.
8) Уменьшите 6 на 1.
Проверка индивидуальных заданий «светофором».