Вынужденная посадка на площадку
(1) Место посадки - выбрать площадку, подходящую для посадки;
(2) Сила и направление ветра - выбрать наиболее целесообразное направление посадки;
(3) Магнето – выключить;
(4) Переключатель топливных баков – установить в положение «Выключено»;
(5) Главный выключатель – выключить;
(6) Закрылки – по ситуации;
(7) Привязные ремни – затянуть.
Обратите внимание:
В зависимости от фактической ситуации, личного опыта и состояния выбранной для посадки площадки, пилот может принимать различные решения.
НОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ
(1) При посадке в кабину самолета включить ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ.
(2) Включить главный выключатель и аккумулятор;
(3) После включения ОСВЕЩЕНИЯ включаются аэронавигационные огни и могут быть включены подсветка приборной доски, лампа для чтения полетной карты, посадочная и рулежная фары.
Примечание:
(1) Включение и регулировка интенсивности подсветки приборной доски осуществляется при помощи регуляторов освещенности, расположенных на панели под приборной доской.
(2) Включение и регулировка интенсивности лампы для чтения полетной карты осуществляется при помощи ручки управления, расположенной на лампе.
(3) Выключатели рулежной и посадочной фар также расположены на панели под приборной доской между сидениями.
(4) Подсветка приборной доски, проблесковый маяк и рулежная фара должны быть включены перед рулением.
(5) После взлета рулежную фару выключают.
(6) Включите рулежную и посадочную фары перед посадкой.
(7) Выключите посадочную фару после посадки.
Предостережение:
Во время руления посадочная фара должна быть выключена (во избежание перегревания и деформации блистера).
УПРАВЛЕНИЕ АВИАГОРИЗОНТОМ
4.21.1. Общие положения:
(1) Авиагоризонт приводится в действие арретиром и ручкой установки символа самолета.
(2) Арретир расположен в правом углу прибора и помечен символом A. При вытягивании арретира, прибор разблокирован (красный диск убирается), при утапливании - прибор зафиксирован (красный диск появляется).
(3) Поворотом ручки в левом нижнем углу прибора, положение символа самолета корректируется в диапазоне +11,5° (вверх) -5,5° (вниз) согласно режиму полета.
(4) Светящийся индикатор авиагоризонта показывает достижение рабочих оборотов авиагоризонта и также служит для проверки гирополукомпаса.
4.21.2. Управление и эксплуатация:
(1) Перед включением авиагоризонта, главный выключатель и АЗС «Аккумулятор», «Генератор» (во время работы двигателя) и «Приборы» должны быть включены.
(2) Прибор приводится в действие включением преобразователя; при включении прибор должен быть заарретирован (арретир утоплен, красный диск виден).
(3) Прибор может быть разарретирован после раскрутки гироскопа, о чем сообщает светящийся индикатор в щели сферы авиагоризонта (приблизительно через 1 мин. после включения).
Предостережение:
1) Перед выключением прибор должен быть заарретирован. Только после этого преобразователь может быть выключен. Разарретированный прибор может быть поврежден во время выбега гироскопа. Прибор может быть заарретирован в любом положении.
2) При рулении, запуске и приземлении прибор может быть разарретирован, если гироскоп раскручен.
3) При необходимости прибор может быть разарретирован через 25 сек. после включения. Однако, он работает точно только после загорания светящегося индикатора.
4) Авиагоризонт работает при выполнении пилотажа, однако при выполнении штопора его показания не надежны.
УПРАВЛЕНИЕ ГИРОПОЛУКОМПАСОМ
4.22.1. Общие положения:
Гирополукомпас управляется ручкой, расположенной на приборе в правом нижнем углу на месте крепежного винта. Управление простым указателем осуществляется посредством вращения кнопки в нажатом положении, в то время как прибор зафиксирован. Выдвигая кнопку, прибор разблокируют, и при вращении кнопки в выдвинутом положении, перемещается двойной указатель.
4.22.2. Управление и эксплуатация:
(1) Перед включением курсового гироскопа, помимо главного выключателя, АЗС «Аккумулятор», «Генератор» (во время работы двигателя) и «Приборы» должны быть включены.
(2) Гирополукомпас приводится в действие включением преобразователя. Во время включения прибор должен быть заблокирован – кнопка нажата.
(3) Настройка курсового гироскопа выполняется согласно магнитному компасу. Кнопка нажата - простой указатель управляется ее вращением.
(4) Прибор разарретируется выдвижением кнопки. Двойной указатель, посредством которого устанавливается курс, управляется поворотом кнопки в этом (выдвинутом) положении.
(5) При сохранении параллельности обоих указателей, полет осуществляется с выбранным курсом.
Предостережение:
1) Гирополукомпас может быть разарретирован самое раннее через 10 мин. после включения.
2) Во время взлета, посадки, руления и при выполнении пилотажа прибор должен быть заарретирован, если гироскоп не раскручен.
3) Настройка направленного гироскопа согласно компасу выполняется с интервалом 15 мин.
ПИЛОТАЖ
4.23.1. Самолет Z 142 одобрен для выполнения фигур пилотажа, указанных в
разделе 2 - пункт 2.15.
4.23.2. Фигуры пилотажа разрешается выполнять в произвольной последовательности и различных комбинациях в самостоятельном полете или со вторым пилотом, при условии, что соблюдаются все ограничения, указанные в разделе 2 пункт 2.15.1.
4.23.3. Предполетная подготовка
(1) Лишние предметы - удалить все лишние предметы из кабины.
(2) Аккумулятор - проверить отсутствие свободного электролита.
(3) Самостоятельный полет:
(A) Убрать подушку или парашют со свободного сиденья;
(B) Завязать привязные ремни на свободном сидении.
(4) Вес и балансировку проверить согласно разделу 6.
(5) Дополнительные топливные баки в законцовках крыла не должны быть заполнены.
4.23.4. Действия летчика в полете перед выполнением фигур пилотажа:
(1) Управление – проверить работоспособность и оттриммировать (нейтрально).
(2) Переключатель топливных баков – установить в положение «1.L» (левый бак).
(3) Нагнетатель - включен или выключен (согласно принятому решению).
(4) Рычаг управления шагом винта - 2750 об./мин. (нагнетатель выключен) или 2600 об./мин. (нагнетатель включен).
(5) Смесь - бедная до высоты 1500 м. по МСА (выше 1500 м. смесь обогащают).
(6) Закрылки – убраны.
(7) Фонарь кабины - закрыт и законтрен.
(8) Проверка приборов:
(A) приборы контроля двигателя - показания в допустимых пределах (зеленая дуга);
(B) давление в полке основного лонжерона - min. 150 кПа (1,5 кг/см2);
(C) акселерометр - на "0" (если он установлен).
(9) Привязные ремни – застегнуты и затянуты.
(10) Высотомер - безопасная высота.
(11) Осмотреть воздушное пространство – выполнить разворот на 360°.
4.23.5. Во время выполнения пилотажа
(1) не превышать ограничений по двигателю, скоростям, перегрузке, маневрированию и т.д. в соответствии с пунктом 2.15.1.
Предостережение:
(A) разрешается работа двигателя с максимальными оборотами 2750 об./мин. в течение не более 5 мин. (нагнетатель - выключен).
(B) разрешается включать нагнетатель только на максимальном непрерывном режиме работы двигателя при давлении наддува 100 кПа (1,02 атм.) и оборотах 2600 об./мин.
(C) переход двигателя от режима малого газа до максимального должен быть выполнен медленно и плавно (мин. за 2 секунды.).
(2) При выполнении пилотажа, необходимо выбрать высоту ввода в фигуру так, чтобы вывести самолет в горизонтальный полет на безопасной высоте после любой фигуры в соответствии с квалификацией летчика и правилами, установленными авиационными властями.
ФИГУРЫ ПИЛОТАЖА
Методические карты полета и фигур пилотажа на самолете Z 142 приведены ниже. Скорости даются в Vпр. и справедливы для категорий А и U. Скорости для
категории N даются для фигур, разрешенных только в этой категории и отмечены символом N.
(1) Вираж с креном 45°
(2) Разворот с набором высоты
(3) Скольжение
(4) Пикирование
(5) Штопор
(6) Петля Нестерова
(7) Бочка
(8) Полупетля
(9) Переворот
(10) Поворот на горке
(11) Перевернутый полет
(12) Обратный вираж
(13) Обратная петля из перевернутого полета
(14) Обратная петля из нормального полета
(15) Перевернутый штопор
Вираж
Боевой разворот
Скольжение
Пикирование
Штопор
Петля Нестерова
Бочка