Посадка картошки (Посадка картофеля; Огородники)

Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются перед линией старта на лыжах. У первых игроков в руках мешочки с пятью «картофелинами» (камешки, льдинки или любые другие небольшие предметы). На расстоянии двадцати‑тридцати метров от линии старта для каждой команды обозначаются пять кружков. По сигналу первые игроки бегут к своим кружочкам и сажают в каждый кружочек по одной «картошине», затем возвращаются к своей команде и передают мешочек следующему игроку, который уже бежит собирать картошку и т. д.

Без мешочка игроки не имеют права выходить за стартовую линию. «Картошку» следует сажать точно в кружочек, а не рядом и не на линию. Желательно заранее определить с какой стороны следует пробегать финиширующим игрокам, чтобы не было столкновений и задержек, например, пробегать можно только с левой стороны.

Другой вариант игры предназначен для праздников. Команды делятся по шесть человек и встают за стартовой линией. Стоящие первыми держат в руках небольшие обручи (четыре‑пять). У вторых игроков в руках ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих ведерки с песком, у четвертых – лейки (лучше без воды), у пятых – пустые ведерки, шестые – без инвентаря.

На расстоянии десяти‑пятнадцати метров от линии старта обозначается еще одна линия. По сигналу ведущего стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней обручи – как бы делая лунки – на расстоянии шага один от другого. Возвращаются назад, хлопают второго в колонне игрока по руке или по плечу. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый обруч по одному кубику (камешку, льдинке) – сажают картошку. Возвращаются, хлопают третьих игроков. Стоящие третьими игроки бегут и сыплют в каждый кружок немного песка (засыпают или удобряют картошку). Передают эстафету четвертым. Те бегут, имитируют полив картошки, возвращаются. Пятые бегут с ведерками и собирают урожай (кубики или камешки). А шестые собирают разложенные обручи.

Выигрывает та команда, которая быстрее посадит овощи и соберет урожай.

Посмотри в окошко

Эта игра‑упражнение очень хорошо помогает научить детей держать правильные стойки при различных спусках с горы.

При спуске с горки дети держат в руках небольшой обруч. Принимая в начале спуска какую‑нибудь позу, они спускается вниз, смотря в обруч (в окошко). Позы можно выбирать абсолютно разные, в зависимости от умений участников.

Преодоление подъема

Игра‑эстафета для двух команд. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом в гору (между командами должно быть достаточно места, чтобы не мешать друг другу). По сигналу первые номера преодолевают подъем любым способом, огибают флажок и спускаются вниз, передавая эстафету следующему игроку. Команда, закончившая первой, выигрывает.

Пробег с пересадкой

Игра проводится на лыжах, у которых специальные крепления с лямкой, куда вставляется нога (без застежек), без палок. Для игры достаточно четыре пары лыж. Игроки делятся на две команды. Каждая команда рассчитывается на первый‑второй. Первые номера стоят на одной стороне площадки, вторые, напротив них на другой стороне (между ними двадцать‑тридцать метров). По сигналу одновременно стартуют первые и вторые номера стоящие во главе колонны. Они бегут навстречу друг другу. Встретившись, партнеры меняются лыжами, не беря их в руки, а затем оба продолжают путь. Первый бегут ко вторым, а второй, к первым. Как только игрок передаст эстафету, стартует следующий игрок. Так первые постепенно переходят на место вторых, а вторые на место первых. Выигрывает та команда, в которой перемена номеров закончится раньше.

Проехать ноги врозь

Для игры потребуется сделать снежный валик, не высокий, такой, чтобы над ним могли проехать дети ноги врозь. Длина снежного вала должна быть не менее трех метров. Задача игроков проехать над этим снежным валом ноги врозь. Можно сделать несколько таких валов, тогда уже несколько лыжников могут соревноваться друг с другом в скорости. Такое упражнение можно вставлять и в эстафеты и спортивные праздники, особенно если сделать несколько снежных валов, с промежутками между ними по пять‑десять метров. Тогда игрокам придется постоянно менять способ скольжения, то в узкой, то в широкой стойке.

Кто проедет и не заденет лыжами или палками снежного вала, тот и побеждает.

Пройди в ворота

Эта игра‑соревнование проводится на лыжах.

На горке, у начала склона, располагаются три флажка. У флажков стоят капитаны команд – на лыжах, без лыжных палок. За ними команды. В середине склона установлены «ворота» (которые можно сделать из лыжных палок и желательно с верхней планкой).

По команде ведущего первые игроки команд – капитаны спускаются с горки, в низкой стойке проходят ворота, добегают до флажков, которые стоят на расстоянии десяти‑пятнадцати метров от подножия горки, огибают флажки (переступанием‑«веером») и, остановившись, поднимают правую руку вверх. Поднятая рука – сигнал для старта следующего члена команды. Второй игрок стартует, выполняет те же действия и становится в колонну за своим капитаном. В это время капитан дает старт следующему участнику команды и т. д. Не пройденные ворота считаются ошибкой, число ошибок подсчитывается. Можно определить результаты эстафеты по затраченному на прохождение времени.

Для усложнения можно флажками разметить коридор, по которому должен спуститься лыжник (причем коридор может быть совершенно разнообразным, прямой, с зигзагами, с поворотами и т.п.)

Пройди и не задень

На прямой расставляются лыжные палки (шесть‑восемь штук) на расстоянии два‑два с половиной метра друг от друга. Ребята идут между ними змейкой, огибая с правой и с левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.

Прокатись с вертушкой

Игроки скатываются с горки держа в руке (или в руках) вертушку, чем больше скорость, тем быстрее крутится пропеллер на вертушке. Эта игра помогает детям учится концентрироваться не только на самом спуске, но и на окружающих предметах (в частности, вертушке).

Кататься с вертушкой можно и на коньках.

Прокладка железной дороги

Эта игра является одним из вариантов прокладывания лыжни в начале урока или просто прокладывания в новой местности. Лыжни будут прокладываться две, внешняя и внутренняя (для обгона). Игроки делятся на две команды. В каждой команде выбирается направляющий, им должен быть самый подготовленный ребенок. По сигналу, обе команды начинают идти ступающим шагом, прокладывая «железную дорогу». Выигрывает та команда, у которой ровнее и четче будет лыжня.

В эту игру можно играть и не командно. Для игры будет необходима не затоптанная территория. Тогда игроки выстраиваются в одну шеренгу с интервалом в один метр, передвигаются ступающим шагом, прокладывая каждый свою «железную дорогу» (пятнадцать‑двадцать метров). Выигрывают те, у кого ровнее и четче будет лыжня.

Прыжки на лыжах

Прыжки выполняются на лыжах, но без лыжных палок. Прежде чем соревноваться, игрокам необходимо предварительно хорошенько потренироваться. Игроки строятся в шеренгу, расстояние между игроками не менее трех метров. По первому сигналу дети прыгают с поворотом на 90° четыре прыжка (возвращаются в и.п.). По второму сигналу, четыре прыжка совершаются в обратную сторону. По третьему сигналу прыжки совершаются на 180°, два прыжка в одну, два в другую сторону.

Если дети выполняют прыжки хорошо и без ошибок, тогда можно увеличивать величину поворота, но если есть хотя бы сомнение, то увеличивать не надо.

Победителя определяют так, кто первый, а главное правильно, выполнил задание, тот и побеждает. Победитель объявляется после каждого задания.

Можно пробовать выполнять прыжки с лыжными палками, но тогда с игроком, выполняющим задание, рядом лучше никому не стоять.

Пустое место

Игроки передвигаются по кругу (дистанция между ними не менее двух метров). Выбирается водящий, который идет рядом с кругом (снаружи) в противоположную сторону. По сигналу водящего «Стой!» все останавливаются, водящий дотрагивается палкой до палки кого‑либо из игроков и продолжает движение по кругу. Осаленный игрок выходит из круга, быстро бежит в том же направлении, в котором двигался до сигнала. Осаленный и водящий стремятся как можно быстрее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. При встрече водящий должен обойти осаленного снаружи.

Играть можно и без лыжных палок (чтобы было менее травмоопасно), тогда водящий касается плеча выбранного игрока рукой.

Раю‑раю

Выбираются двое игроков, которые взявшись за руки образуют ворота (можно образовать несколько ворот, если играющих много). Остальные идут по кругу, проходя через ворота. Ведущий, вместе с игроками образующими ворота, говорит:

Раю‑раю, пропускаю,

Но кого‑то оставляю.

Кто попался, стоп, стоять,

Не спеши к нам попадать!

С последними словами дети опускают руки (ворота закрываются), кто в это время окажется в воротах, тот выбывает.

Здесь следует смотреть за тем, чтобы игроки шли ровным шагом по кругу, не тормозя, а ускоряясь только в критической ситуации (если позволяет место).

Рейд в тыл врага

Играют на большой сильно пересеченной территории (в лесу, парке). Для этой игры необходима серьезная подготовка. Играют две команды. Перед игрой командиры (капитаны) команд получают план‑схему места игры, на которой нарисованы крепость противника, секретные письма, засады и т. п. Задача игроков проникнуть в тыл противника и спустить (или уронить) чужой флаг. Какая команда быстрее справится с заданием, та и побеждает.

На планах‑схемах отмечен примерный путь, по которому следует идти, поэтому команды не должны встретиться. На пути встречаются различные препятствия (которые заранее готовятся ведущими игры), например, спуститься со склона, подняться на небольшую горку, минное поле (у каждого препятствия должен находиться свой судья). Если игроки не справляются с заданием или попадают в засаду (засада – это место, обозначенное на карте, где прячется один из помощников). Игроки должны оставить одного из своей команды и продолжить путь. На минном поле (в снегу зарыты десять мин – кубиков, пластмассовых тарелок, места их расположения обозначены на карте, а также можно поставить над ними маленькие флажки или другие опознавательные знаки), если игрок задевает мину, то он выбывает. Поэтому это задание следует выполнять с особой осторожностью.

Команда первой закончившая игру (добралась до крепости противника и спустила его флаг), подает громкий звуковой сигнал, оповещающий вторую команду о том, что они уже проиграли. Впрочем, можно доиграть до конца, а затем подсчитать, в какой команде останется больше игроков под конец. А далее можно за каждого пойманного добавлять штрафные секунды.

Ручейки и озера

Игроки делятся на две‑три команды, в зависимости от количества игроков (но количество игроков в командах должно быть одинаковым). Каждая команда выстраивается в колонну на своей части игровой площадки (четких границ очерчивать не надо, только примерно). Каждая команда – это ручеек. По сигналу «Ручейки побежали!» все игроки бегут за своим направляющим, направляющий сам выбирает как бежать, по прямой, змейкой, поворачивая и т. д. Игроки должны оставаться в своих колоннах, поэтому направляющему не стоит торопиться. Неожиданно ведущий подает сигнал «Озера!». Игроки останавливаются, берутся за руки и строятся в круг – образуя озеро. Выигрывает команда, которая быстрее других сделает озеро.

Направляющий не имеет права во время ходьбы в колонне перестраиваться в круг или даже делать элементы круга до условных слов.

С горки

Соревнуются две команды. Ведущий в сорока‑пятидесяти метрах от подножия горы флажками (метками, которые хорошо видно издали) отмечает линию финиша. На горе игроки команд рассчитываются по порядковым номерам. По сигналу ведущего спуск начинают первые игроки каждой команды. За ними следуют вторые, причем очередному игроку разрешается начинать спуск после того, как предшествующий игрок пересечет линию финиша и даст отмашку. Выигрывает команда, которая затратит на спуск меньше времени.

Способы спуска могут быть произвольными или заранее устанавливаются ведущим.

Соревноваться можно и парами, кто быстрее скатился, тот приносит своей команде одно очко. В конце подсчитываем, какая команда набрала больше очков.

С горы через ворота

На склоне ставятся несколько ворот, расстояние между которыми – не менее пяти метров. Игроки поочередно спускаются и, наклоняясь, проезжают в ворота (воротами могут служить лыжные палки, можно между палками повесить верхнюю палку, а можно обойтись и без верха) так, чтобы их не свалить. Выигрывает тот, кто сможет два‑три раза спуститься с горы, не свалив ни одних ворот.

Если игроков много, их можно разделить на команды. Побеждает та команда, у которой больше игроков правильно выполнило задание. Игрок, сваливший ворота, должен поставить их на место (для чего приходится возвращаться на горку).

Главное правило, которого следует придерживаться это – До тех пор, пока не спустился и не освободил место спуска предыдущий лыжник, следующий не начинает спуск.

С мячом на лыжах

Играют на лыжах без лыжных палок. Выбирается водящий и игрок с мячом (лучше играть с мячом среднего размера), остальные игроки произвольно распределяются по игровой площадке. По сигналу водящий начинает преследовать игрока с мячом, если игрока с мячом догоняют, он может перебросить мяч другому игроку. Водящий переключается на нового игрока с мячом и т. д. Если игрок бросил мяч плохо и другой игрок его поймать не смог, то у водящего еще есть возможность осалить бросившего игрока, лишь только когда мяч будет в руках другого игрока, водящий начинает его преследовать.

Выполняя это задание на лыжах придется постараться, так как и бросать мяч неудобно и ловить.

С шариком на лыжах

Это веселая игра‑развлечение. К ноге каждого лыжника на недлинную нитку привязывается воздушный шарик (так, чтобы шарик лежал рядом с ногой лыжника). По сигналу все игроки начинают двигаться по кругу, кто нечаянно задев шарик палкой лопает его, выбывает. Так играют некоторое время. Главное условие – при передвижении игроки обязаны использовать обе лыжные палки.

Другой вариант – соревнование. Двоим игрокам привязывают шарики к ногам и ставят их на разных концах круга (диаметр которого двадцать‑пятьдесят метров). Задача игроков догнать друг друга, но так, чтобы не лопнул шарик. Если игрок почти догнал соперника, но шарик его лопнул, то он проиграл.

Салки на лыжах

Играют на лыжах, но без лыжных палок. Выбирается водящий, который получает веревочку длиной метр‑полтора с привязанным на конце резиновым или поролоновым мячиком. На другом конце веревочки петля, которая надевается на запястье водящего. Остальные игроки разбегаются по игровой площадке. Задача водящего осалить мячом других игроков. Играть можно по‑разному: кого осалили, тот выбывает; кого осалили, тот сам становится водящим. Играть можно с двумя водящими, тогда уже играют на выбывание и тогда необходимо два мяча на веревочках.

Салки с домом

Водящий – салка, может салить любого игрока (касаясь своими лыжами задников лыж убегающего). Но на игровой площадке в центре, обозначается специальный круг (три‑четыре метра в диаметре), в котором игрок, которого преследует салка, может спрятаться и отдохнуть. Находится в кругу можно ограниченное время (например десять секунд), если, конечно, салка не находится постоянно рядом, не давая выйти из круга. Если игрок по окончании этого времени не покинул дом (круг), он становится водящим.

Сбор флажков

Играть можно командами или индивидуально. Вдоль лыжни справа и слева через каждые два метра, которая идет с горки вниз, расставляются флажки (количество флажков зависит от длины спуска). Задача игрока, спускаясь вниз без палок, собрать как можно больше флажков. Брать их надо правой и левой рукой. Кто соберет больше флажков, тот и побеждает.

Если играют две команды, то подсчитывается общекомандный сбор флажков. Или обозначают два спуска с горки, вдоль каждого расставляя флажки, тогда ускоряется игровой процесс, и дети меньше стоят в ожидании своей очереди. Когда все игроки спустятся, подсчитывается количество собранных флажков у каждой команды. Где их больше, та команда и побеждает.

Помощники или сам игрок, собравший флажки, поднимаясь наверх, расставляет их на свои места.

Слалом на равнине

Игра проводится на извилистой дистанции в шестьдесят‑восемьдесят метров. Трассы прокладываются одновременно для трех‑пяти команд. По дистанции расставляются флажки или лыжные палки на расстоянии шести‑восьми метров друг от друга. Участники команд по правилам эстафетного бега передвигаются попеременным двухшажным ходом, огибая флажки поочередно то слева, то справа. Затем делают поворот переступанием и, повернувшись на 180°, возвращаются по параллельной лыжне скользящим шагом (попеременным двухшажным ходом). Участник, сбивший или пропустивший флажок, обязан вернуться, поставить его на место и обогнуть вновь. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Можно соревноваться индивидуально. Кто быстрее проходит дистанцию, объехав все флажки и не сбив ни одного, тот и побеждает.

След в след на лыжах

Эта игра‑упражнение применяется вначале урока, для прокладывания лыжни, или на «чистом» снегу (где еще нет никаких следов). Игроки следуют за направляющим (ведущим) ступающим шагом, ставя палки и лыжи точно в следы впередиидущего.

Можно играть и в парах, первый идет, второй повторяет, затем они меняются. Считается, кто, сколько ошибок допускает.

Следопыты

Эта игра для праздников и развлечений. Играют по два человека. Игроки на лыжах, но без лыжных палок, чтобы руки были свободны. Оба игрока получают по биноклю. Их задача, смотря в бинокль (можно смотреть вдаль или приближая, смотря по условию) проехать по прямой или по лыжне двадцать‑тридцать метров. Кто лучше справится с заданием, тот и побеждает.

Более сложный вариант, когда надо проехать по лыжне, собирая предметы (три‑четыре небольших предмета, которые помещаются в одной руке). Кто убирает бинокль от глаз до выполнения задания, выбывает из игры.

Слепой лыжник

Если кому‑то не нравится слово слепой, то его можно заменить на «Сонный» или «Невыспавшийся лыжник». Эта игра‑развлечение больше подходит к праздникам и различным конкурсам. В пятнадцати‑двадцати метрах от игрока кладут три пары лыж, одна пара с креплениями (в которые легко вставляются обычные ботинки), две без. Его задача запомнить расположение лыж с креплениями. Ему завязывают глаза, и он должен отыскать нужные лыжи, причем лыжи опознавать он может только по концу лыжи. Если же он взялся за центр (крепление) лыжи, то уже менять свое решение не может.

Слепой на лыжах

Задача игроков в этой игре пройти вперед на лыжах как можно дальше с завязанными глазами. Конечно, рядом с ними в это время должен находиться ведущий, но если игру проводить на большой площадке, то опасаться будет нечего. Можно играть с командами: пройти десять шагов прямо, пять влево, три назад и так далее. Установка дается заранее, игрок должен ее запомнить и выполнить в точности. Кто точнее и правильнее выполнит все задания, тот и будет победителем.

Слушай сигнал

Игроки передвигаются по лыжне учебного круга, кисти рук из ремней лыжных палок вынуты. По сигналу «два свистка», игроки продолжают скользить, но перехватывают палки двумя руками за спину. По сигналу «один свисток» игроки берут палки обычным хватом и продолжают движение. Считается, кто сколько раз ошибется.

Количество сигналов можно увеличить, три свистка, простенькая трель. Задания тоже могут меняться, например, переходить со скользящего на ступающий шаг, на переменный или одновременный ход и т. д.

Или другой вариант: один свисток – игроки перехватывают палки за середину и уже не отталкиваются ими; два свистка – игроки продолжают скользить, палки держат уже за спиной; третий сигнал – возвращаются к обычному хвату палок.

Снайперы на лыжах

Игроки делятся на две команды, которые строятся без лыжных палок в колонны по одному, каждая команда на своей лыжне. В руках у каждого снежок. По сигналу первые игроки команд стартуют, подбегают к линии броска и бросают снежок одной рукой из‑за головы через плечо (можно предложить и другие варианты, броски снизу, сбоку), стараясь попасть в обруч (мишень), подвешенный на две лыжные палки, установленные в десяти‑двенадцати метрах от линии броска. После броска игроки разворачиваются и возвращаются к линии старта, где хлопком по ладони вытянутой вперед руки следующего игрока передает ему эстафету, а сам становится в конце колонны. За каждое попадание игроки приносят командам по очку. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Но если вы хотите, чтобы у игроков был стимул торопиться, тогда команда, прибежавшая последней может выиграть только в том случае, если у них на два‑три попадания больше, чем у первой.

Снежные снайперы

Игроки делятся на две команды. Прокладываются две лыжни. Отмечаются флажками отрезки по двадцать‑тридцать метров. Участники одной команды встают в две колонны на противоположных сторонах площадки, каждая колонна на своей лыжне. Участники другой команды со снежками в руках (или мячами) встают с двух сторон вдоль лыжни. По команде ведущего первые игроки в колоннах начинают передвижение по лыжне. Снайперы метают снежки в бегущих лыжников (можно, конечно, попросить кидать только в ноги и туловище, но в пылу борьбы это вряд ли будет иметь сильное действие. А если не считать подбитым лыжника, которому попали в голову, то они специально будут ее подставлять, стараясь избежать подбивания). Если лыжник был подбит, по нему метание повторно не производится, снайперы ждут следующих лыжников. Следующие лыжники стартуют, когда впередибегущие достигнут флажка (метки) на противоположной стороне площадки. Так друг за другом. Лыжник, преодолевший опасную зону, встает в конец другой колонны. Участники команды проходят опасную зону по два раза (если остается кто‑то в живых и в зависимости от количества участников). После игры производится подсчет подбитых лыжников. После чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, у которой будет меньше подбитых лыжников.

В эту игру можно играть и летом. Только метать придется мячи, а игрокам быстро перебегать на противоположную сторону.

Снятие шапки

Играют на лыжах, но без палок. На одном конце площадки перед стартовой линией на расстоянии трех‑четырех метров друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в снег втыкаются по две лыжные палки, ближние на расстоянии двух‑трех метров, а дальние – семи‑восьми метров от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке (с детей, конечно же, шапки снимать нельзя, вместо них можно использовать маленькие детские ведерки).

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к следующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

Следующие игроки команд бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети по разу не примут участия в игре.

Выигрывает команда, закончившая игру раньше другой.

Каждый следующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий. Если игрок уронит шапку, то он обязан ее подобрать и повесить на палку.

Можно заранее обговорить каким ходом должны двигаться игроки.

Солнце и дождик (Стая)

Играть можно с лыжными палками и без. Играют на игровой площадке, возле которой много деревьев и кустов. Выбирается вожак стаи – направляющий. Он скользит вперед, а остальные игроки за ним, следуя одной колонной. Вожак может менять направление полета стаи в любое время в пределах игровой площадки. Неожиданно следует сигнал ведущего «Дождик!» Птицы (дети) разлетаются. Каждый спешит спрятаться от дождя под деревом, кустом, по одному под каждый навес (если деревьев немного, то можно разрешить под одним деревом прятаться нескольким игрокам). Через некоторое время ведущий объявляет о том, что дождь закончился, и игроки снова строятся за вожаком. После построения вожак стаи меняется.

Можно играть с выбыванием. Тогда игрок, спрятавшийся последним, выбывает на одно повторение игры.

Солнышко

Играющие делятся на две‑четыре команды. Участники каждой команды, взявшись за руки, образуют круг (спиной к центру) и по сигналу начинают движение по кругу приставным шагом до исходного положения. Команда, сделавшая передвижение по «солнышку» быстрее, – выигрывает. Повторить игру, но уже в другую сторону.

Спорт в лесу

Эта игра‑соревнование, обычно проводится на большой территории (необязательно в лесу), но при правильной расстановке станций и запуске команд, ее можно провести и за двадцать‑тридцать минут. Эти соревнования можно проводить не только между командами одного возраста, но и с разновозрастными игроками.

Интереснее играть, когда команды три‑четыре, по восемь‑десять человек каждая. Небольшая сложность при подготовке к игре, это предварительная разработка кольцевых маршрутов (количество маршрутов зависит от количества участвующих команд). Можно, конечно, запускать команды по очереди и в конце оценивать время прохождения дистанции, но общий старт всегда вызывает больше эмоций и заинтересованности.

Каждый из маршрутов – это маршрут пяти городов (например, это крупные города России). А начинаются и заканчиваются все этапы в Москве (если соревнования проходят в Москве). Маленькая схемка дается каждой команде, чтобы они знали в какой город им следовать дальше (на деревьях или в снегу, должны находиться указатели к нужным городам, чтобы игроки не путались на местности). Протяженность маршрутов должна быть, примерно, одинаковой, как по дистанции, так и по сложности (если например, соревнуются два разных класс, например третий и четвертый, то одну трассу можно сделать чуть полегче, но не короче). У каждой команды есть судья, который следует с ними от этапа к этапу, который и записывает все результаты (можно запускать команды самостоятельно, но тогда на каждом этапе должен быть свой судья). Этапы для всех команд одинаковые:

Первый – метнуть палку (гимнастическую) в сугроб так, чтобы она воткнулась. Бросок выполняется с пяти‑десяти метров, должно быть воткнуто три палки. После этого команда может следовать дальше.

Второй этап – Сбить снежками (заранее заготовленными) три деревянные фигурки, стоящие на возвышении (броски выполняются с пяти‑десяти метров).

Третий этап – Участвует вся команда. Задача игроков взяться за веревку (длина веревки десять‑пятнадцать метров). И подтянуть к себе ведро с замерзшей водой (мешок с набивными мячами или т.п.). Вес груза может быть разным, в зависимости от командных сил, но не менее семи килограмм.

Четвертый этап – забросить в ведро пять снежков с расстояния семь‑десять метров.

Пятый этап – включается при наличии условий. Для него потребуются клюшки (две‑три), шайба, городок, и, по возможности, круглая ледяная площадка десяти метров в диаметре. В центре этой ледяной площадки стоит городок. Задача команды, ударяя клюшкой по шайбе, сбить этот городок.

На этапах игроки выполняют задания по очереди (кто уже попробовал свои силы на прошлом этапе, сначала дает возможность проявить себя другому игроку, и только в случае неудачи того, может тоже участвовать). Участники могут снимать лыжи, если им так будет удобнее выполнять задание.

По сигналу, команды из «Москвы» стартуют одновременно. В каждом другом городе, команда выполняет одно задание, пока задание не выполнено, она не может двигаться дальше.

Какая команда первой вернется обратно в «Москву», та и побеждает.

Спуск шеренгами

Игроки делятся на команды по пять‑шесть человек. Задача каждой команды встать на горке в шеренгу, взяться за руки (под руки; в глубоком приседе; держась за вытянутые в стороны руки; с изменением стойки спуска, например, вторые номера спускаются в приседе, а первые стоя, по команде (которая следует примерно на середине спуска) первые опускаются в присед, а вторые поднимаются), а затем спуститься с горки вниз, не потеряв по дороге ни одного игрока.

Победителя можно определять по‑разному. Побеждают, те, у кого игроков доехало больше. Если же до конца добралось одинаковое количество игроков, то тогда смотрят на то, какая команда проехала дальше.

Спустись и поднимись

Для игры‑эстафеты делаются две дорожки. На склоне, длиной тридцать‑сорок метров зигзагообразно расставляют флажки через восемь‑десять метров один от другого. Игроки делятся на две команды. Каждая из команд лыжников делится на два отделения. Одно располагается у подножия горы, другое на ее вершине. По сигналу первые по порядку лыжники, спускаясь с горы, объезжают флажки. Как только они пересекают черту, за которой стоят их отделения, из этих отделений выбегают вперед очередные лыжники и поднимаются по склону прямо, попеременным шагом (или елочкой, полуелочкой и т.п.). За каждое задевание флажка или за выезд из коридора команде засчитывают по одному штрафному очку. Выигрывает команда получившая меньшее количество штрафных очков, при равных очках выигрывает команда, выполнившая задание быстрее (все игроки прошли оба этапа).

Другой вариант (более сложный):

На склоне зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большего размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся наверху горы, четные номера – внизу.

По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.

Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.

Наши рекомендации