Формализация процесса управления
Управление всегда предполагает
• субъективный выбор цели управления (совокупности векторов целей)
из
• множества объективных возможных вариантов развития процесса.
Графически это изображено на схеме (рис. 12-5), которую можно конкретизировать применительно к любой ситуации (от бытовой до глобальной).
Классической иллюстрацией подобной ситуации является картина Васнецова «Витязь на распутье». Она же – элемент многих русских сказок. Помните, русский витязь на коне перед большим камнем. А на камне высечены слова: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …».
Например «процесс» жизни любого человека. Вот юноша закончил школу и стоит перед выбором что ему делать дальше:
1. Пойти работать на завод.
2. Пойти работать на фирму.
3. Пойти учиться в ВУЗ.
4. Пойти учиться в военное училище.
5. Уехать в деревню и обустроить свою жизнь там. И т.д.
Целей много, однако, он должен выбрать всего одну из многих. Он будет делать выбор на основании своего понимания смысла жизни, счастья, того, что происходит в стране, своих возможностях и т.п. А откуда у него взялось это «своё понимание»? «Своё» ли оно, это «своё понимание»? «Своё» ли оно, или такое «понимание» ему навязали? Пока все эти вопросы – это информация к размышлению.
Другой пример глобального уровня. По какому пути необходимо вести строительство жизни в стране? Вариантов может быть несколько:
1. По пути «монархизма».
2. По пути «демократии».
3. По пути «тоталитаризма».
4. По пути «марксизма», и т.п.
То же можно проиллюстрировать на примере пути развития всего человечества:
1. По пути «технократической цивилизации».
2. По пути «биологической цивилизацию).
3. По пути справедливого жизнеустройства.
4. По пути несправедливого жизнеустройства.
От чего зависит выбор цели во всех случаях? В самом общем виде он зависит от субъекта, который осуществляет такой выбор. То есть от его субъективного понимания того, что «хорошо», что «плохо», что «правильно», что «неправильно» и т.п. То есть зависит от мировоззрения субъекта.
После рассказанного сделаем вывод:
– Если возможные цели существуют объективно,
– то выбор конкретной цели из всего их множества всегда носит субъективный характер.
Формализация процесса управления обязательно всегда предполагает и обязательно учитывает, что управление возможно:
– если известны законы существования процесса (объекта управления) в окружающей среде,
– если известна совокупность частных
• внешних факторов,
• внутренних факторов,
которые обуславливают (определяют) течение процесса. Управление невозможно, если указанные выше законы и факторы неизвестны.
Об иллюзии управления
– Если у управленца есть иллюзия существования объекта управления (процесса управления),
– то у такого человека (группы) может возникнуть иллюзия того, что он (они) осуществляют управление этим объектом (процессом).
– Однако разочарование, которое неизбежно наступит по истечении определённого времени, будет вполне реальным.
Например, маленький мальчик «сел верхом» на палку и «скачет», создавая себе иллюзию, что он скачет на реальном коне. Бестактный взрослый человек может поднять его на смех, в результате чего маленький мальчик заплачет, так как этот взрослый человек развеял его иллюзию.
Другой пример. Нашим «демократизаторам» «мировое закулисье» создало иллюзию, что они (горбачёвы, ельцины, гайдары, бурбулисы, немцовы, хакамады и т.п.) будут строить «демократию» (процесс построения демократии). У «демократизаторов» возникла иллюзия того, что они реально управляют «процессом построения демократии». Однако, как сейчас стало очевидно многим (в т.ч. и самим многим «демократизаторам»), на самом деле это была иллюзия. «Мыльный пузырь» под названием «демократия» лопнул.
И если маленькому мальчику ещё простительно создавать себе иллюзии, то для взрослых людей это совсем непростительно. Особенно, если это касается благополучия миллионов других людей. Это касается и т.н. «нац.проектов». Ведь как можно решить «нац.проект по селу» без нац.проекта по сельхозмашиностроению? Или «нац.проект по образованию» фактически сведён к повышению зарплаты учителям, но не касается самого содержания образования. Подобная ситуация и в отношении остальных нац.проектов. Так что все они – иллюзия. Более подробно об этом речь пойдёт в одном из приложений.
Вывод: нельзя создавать и строить себе иллюзии в отношении управления кем-либо и чем-либо!