Часть 1. готовимся к письму цифр

Первые шестнадцать тем прописей по математике «Каллиграфия цифр» соответствуют первым 16 урокам дочислового периода курса математики по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон[1] и позволяют подготовить первоклассников к правильному и красивому написанию цифр.

Данные занятия носят пропедевтический характер и не должны занимать много времени на уроке. Каждый учитель определяет сам время для занятия каллиграфией на уроке математики. В среднем на одно занятие достаточно не более 5 – 7 минут.

Вместе с этим достаточный объем содержания курса «Каллиграфия цифр» позволяет учителю использовать прописи как отдельный самостоятельный курс во внеурочной деятельности во всех классах начальной школы, а также для индивидуальных и дополнительных занятий.

На первом занятии важно выделить время для знакомства учеников с пособием и, самое главное, с условными обозначениями на стр. 4 учебного пособия. Для этого важно рассмотреть с первоклассниками каждое условное обозначение, обсудить, что может обозначать рисунок «лупа», «человечек с открытым ртом»; пусть кто-то из детей прочтет название знака: «рассмотри и исследуй», «проговаривай вслух» и др. Обратите внимание на знаки «работай в паре» и «проговаривай вслух, а потом про себя». Помогите своим ученикам сделать вывод, что условные обозначения подскажут, как надо выполнять то или иное задание, какие действия надо выполнить.

ТЕМА 1. БУДЕМ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО!

Основная цель:

1) Познакомить с основными структурными элементами, помогающими писать цифры в клетках правильно и красиво – помощниками Каллиграфии.

2) Сформировать положительное отношение к занятиям каллиграфии.

Печатный материал:

П – 1.1 Образец написания цифр.

П – 1.2 Госпожа Каллиграфия.

П – 1.3 Плакат с высказыванием «Красиво писать – красоту творить».

П – 1.4 Эталон № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 1.

Первое занятие носит вводный характер, это занятие-знакомство с предметом «Каллиграфия цифр» в целом и со вспомогательными средствами обучения.

Мы предлагаем два варианта проведения данного занятия.

Первый вариант – как отдельный урок-праздник письма, который желательно провести после первого урока математики по теме «Что изучает математика».

Тогда данный урок будет логическим продолжением первого урока по теме «Что изучает математика», и дети продолжат знакомство с предметом математика.

Второй вариант – как составная часть первого урока на этапе «Включение в систему знаний и повторение». Тогда первый урок математики учителю необходимо спланировать так, чтобы на занятие каллиграфией осталось не менее 15 минут.

Предлагаемый материал можно использовать как для первого, так и для второго варианта проведения занятия. На данном занятии важно подвести детей к выводу о необходимости уметь правильно и красиво писать цифры.

Сначала учитель вывешивает на доске образец правильного написания цифр

(П – 1.1 ), а затемучащиеся рассматривают в задании № 1, стр.6 образец написания цифр в тетради в клетку.

Для пробного действия учащимся предлагается задание № 2 , стр. 6 – написать цифры по образцу, а затем сравнить свой результат с образцом.

У данного пробного действия есть свои дидактические особенности – предметный (содержательный) объем задания соответствует содержанию не одного урока, что привычно, а предметному объему всего курса каллиграфии. Тем самым выполнение данного задания позволит учащимся увидеть конечный результат своего обучения, что создает основу для осмысленного внутренне мотивированного включения ребенка в достаточно длительный процесс обучения правильному и красивому письму цифр.

Обращаем внимание, что к данному пробному действию (задание № 2, стр.6) учащиеся вернутся на последнем итоговом уроке по обучению каллиграфии и, уже научившись писать цифры правильно и красиво, напишут цифры в строке 2), как в образце. А сравнение своих результатов в начале и в конце процесса обучения написанию цифр позволит каждому ученику сделать личностно-содержательные выводы: «Чему же я научился на занятиях по каллиграфии?»

А пока на первом занятии в результате пробного действия большинство первоклассников увидят, что написанные цифры не совсем похожи на образец.

В данном случае учителю важно отметить, что он верит в своих учеников, что они обязательно научатся писать цифры правильно и красиво. А поможет им гостья из Древней Греции, хранительница секретов красивого и правильного письма – госпожа Каллиграфия. Учитель демонстрирует рисунок госпожи Каллиграфии (П – 1.2) или учащиеся рассматривают госпожу Каллиграфию в прописях на странице 5.

Можно предложить хорошо читающим ученикам прочитать высказывание, которое принесла к ним на урок Каллиграфия: «Красиво писать – красоту творить»(П – 1.3).

«КРАСИВО ПИСАТЬ – КРАСОТУ ТВОРИТЬ»

Учащиеся объясняют, как они понимают смысл данного высказывания. Высказывание можно оформить в виде плаката и повесить в классном уголке и при необходимости обращаться к нему с целью мотивации учащихся к правильному и красивому письму.

Учитель может рассказать о том, что правильное и красивое письмо всегда ценилось народом, есть специальная профессия каллиграф, люди которой владеют каллиграфическим письмом.

С данного занятия образец написания цифр рекомендуется повесить в классе и выдать каждому ученику, чтобы учащиеся при необходимости могли обращаться к данному образцу написания цифр и в школе, и дома.

Так как у учащихся уже есть первичное представление о том, что значит учиться, то педагог напоминает детям, что они только попробовали написать, а когда пробуешь, не всегда все получается. Поэтому и результаты у них получились разные. Дети действовали, как настоящие ученики. Данное задание помогло им определить, что они не знают, как писать цифры правильно и красиво.

Необходимо обязательно подчеркнуть, что на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся откроют секреты (способы) написания цифр, научатся правильно и красиво писать цифры.

Далее следует обсудить с учащимся, что значит писать «правильно» и «красиво». (Цифры как в образце, не вылезают за границы клетки, пишутся с наклоном, линии ровные, плавные и прямые и т.д.)

Важно, чтобы учитель еще раз выразил и подчеркнул и свою уверенность в том, что каждый из учеников обязательно научится писать правильно и красиво.

Учительобращает внимание на рисунок лупы рядом с заданием № 3 стр. 6, который указывает на то, что ученики сейчас будут внимательно рассматривать и исследовать увеличенные тетрадные клетки.

Затем сообщает, что у Каллиграфии есть маленькие помощники и предлагает найти этих помощников в увеличенных клетках и высказать свои предположения, в чем будет заключаться при письме помощь каждого из них.

В ходе фронтальной работы учащиеся вместе с учителем выделяют следующих помощников: большие клетки; пунктирные линии; маленькие клетки; красные точки; черные точки; красные стрелки.

Это новое знание для первоклассников фиксируется в эталоне № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии», который учитель вывешивает на доске (П – 1.4).

Данный эталон учащиеся вклеивают в прописи в задание № 4, стр. 7, затем повторяют хором название каждого помощника Каллиграфии и одновременно показывают пальчиком в своем эталоне.

Наши рекомендации