Глава 5 Проблемы с почерком: Дисграфия
До повсеместного использования печатной машинки, хороший почерк считался необходимым. Клерки и писари писали все правовые и деловые документы на качественной бумаге. Люди тратили много времени и сил для сочинения личных писем друзьям и родственникам. В наше время разгораются споры, важен ли хороший почерк в эпоху компьютеров, электронной почты и т.п. Если человек в состоянии освоить клавиатурный ввод и программу проверки орфографии, может быть этого достаточно.
Рукопись – это форма искусства, которая требует для выполнения определенных навыков. Многие считают рукопись несущественной в современном процессе обучения, но система образования до сих пор рассматривает разборчивый почерк, как необходимый элемент программы начальной школы. Ребенку с дисграфией (трудностями чистописания) и аграфией (неспособностью писать) навешивается ярлык «неспособность к обучению» с направлением в спецшколу. Большинство из вас согласится, что способность заполнить квитанцию или записать список покупок пригодится в жизни любому человеку.
(Прим.: Это перевод письма Марка Твена. Я постарался сохранить стилистику и ошибки )
йцукен фывапр ячсмит 98765
Хартфорд, 9 Дек
Дорогой брат:
Я пытаюсь п получить навык пользования этой н новомодной печатной машинкой, но бес особого успеха. Однако это моя первая попытка, & еще я воспринимаюэто что вскоре я должен обрести легкость в её использовании. Я увидел её в Бостоне & на следующий день купил. Сьюзи пару раз щелкнула по клавишам & без сомнения напечатала несколько писем которые не помещались туда куда она их положила.
Набор текстов вероятно окажет мне большую услугу, поско льку главным образом позволяет мне быстро щелкать по клавишам. Машина стоит 125 долларов. Машина имеет несколько достоинств. Я верю что она будет печатать быстрее чем я пишу. Можно откинуться на спинку стула & работать. Она позволяет набросать кучу слов на страницу. Она не пачкает вещи и не плюётся чернилами, и конечно экономит бумагу.
Сьюзи уже уходит,
и я фантазирую что добьюсь прогресса. Работа на этой печатной машинке напоминает мне старину Роберта Бучанана, который, ты помнишь, обычно набирал статьи не придавая им форму рукописи. был в полном восторге от таких чудесных интеллектуальных способностей.
С любовью к Молли
Твой брат
Сэм
В 1874 году Марк Твен (Самуэль Клеменс) купил печатную машинку за $125 и с энтузиазмом напечатал письмо своему брату. Три месяца спустя, когда производитель попросил дать отзыв на свою продукцию, Марк Твен ответил, что полностью прекратил пользоваться печатной машинкой. Он написал, что машинка разрушила его нравственность, потому что заставила его сквернословить. В конечном итоге он отдал её другу в обмен на седло для лошади.
Человек с дисграфией или аграфией имеет проблему, которая не просто житейское неудобство. Хотя многие не придают значения этой проблеме, она может стать причиной неловкой ситуации и способствовать понижению самооценки.
Медицинские определения
Для наших целей мы можем дать простое определение дисграфии, как «некоторые трудности с почерком», аграфии – более тяжелой форме – «неспособность писать». Здесь список типовых симптомов:
- плохой или неразборчивый почерк;
- держит ручку неуклюже или чрезмерно сильно;
- пишет не прямо, даже если лист разлинован;
- отличается размер букв внутри одного слова;
- непостоянное написание одних и тех же букв (одна буква может писаться по-разному, даже внутри одного слова);
- сложности с соблюдением полей или межстрочным интервалом, а также непостоянный интервал между словами.
Симптомы аграфии – неспособность держать, и манипулировать ручкой.
Теперь давайте посмотрим, что говорит медицина о проблемах с почерком. Моё верное «Руководство по медицине» упоминает и дисграфию и аграфию, но только в разделе «афазия» (потеря речи). Это состояние определено, как «дефект или потеря языковых функций, при котором понимание или выражение слов (или невербальный эквивалент слов) ослаблен, как результат травмы языковых центров коры головного мозга».
Травма нижней части лобной извилины лежащей перед лицевой и языковой областями коры головного мозга (область Брока) приводит к выразительной или моторной афазии, в которой способность пациента понимать относительно сохранена, но его способности формировать языковые конструкции и самовыражаться нарушены. Обычно нарушение действует на способность говорить (дисфазия) и писать (аграфия, дисграфия).
(Прим.: мозг можно сломать, просто читая этот абзацJ
Забавно, что профессора от медицины, которые сами пишут, как «курица лапой», идентифицируют повреждение головного мозга, как причину плохого почерка. Трудно поверить в то, что обучение в медицинских вузах повредило их светлые умы.
Даже национальный центр проблем с обучением определяет дисграфию, как неврологическое нарушение, затрагивающее способность писать.
Мы обнаружили, что у проблем с почерком есть несколько причин обычно не связанных с повреждением мозга. Под «повреждением мозга» я понимаю любой вред, причиненный мозгу в результате заболевания, травмы или генетического отклонения.
Некоторые аспекты неспособности писать, можно легко связать с неспособностью читать, если мы рассматриваем письмо, как противоположность чтению. Во время чтения мозг видит слова на бумаге и превращает их в понятия. Во время письма, мозг берет понятия и превращает их в слова на бумаге.
Во многих случаях эти проблемы разруливаются автоматически, как только мы решаем проблему с чтением. Таким образом, вряд ли в первом случае имеет место повреждение мозга.
Также во многих случаях, даже когда существовала патология повреждения головного мозга, мы добивались успеха в решении проблем с почерком. Улучшения почерка носили устойчивый характер. Очевидно, что мы не могли устранить повреждение головного мозга, я полагаю, что в результате наших занятий сформировались новые нейронные пути в обход поврежденных областей. Это также, как практикующий терапевт помогает пациенту восстановить моторные функции после осложнения или несчастного случая.