Дисграфия на основе нарушений фонемного распозна­вания(дифференциации фонем). По традиционной термино­логии —это акустическая дисграфия.

ДИСГРАФИЯ

Психофизиологическая структура процесса письма

Дисграфия — это частичное специфическое наруше­ние процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяет­ся этапом овладения навыком, задачами и характером пись-ща. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществ­ляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизиро­ванным и отличается от характера письма ребенка, овладева­ющего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целе­направленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспро­изводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Про­цесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Операции процесса письма

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письмен­ную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавли­вающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровне­вую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый ха­рактер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма»1 определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно со­ставляет план письменного высказывания, смысловую про­грамму, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В про­цессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже напи­сал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбива­ется на составляющие его слова, так как на письме обознача­ются границы каждого слова.

См.:Лурия А. Р.,Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.

Одной из сложнейших операций процесса письма являет­ся анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно напи­сать слово, надо определить его звуковую структуру, последо­вательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при опреде­лении характера звуков и их последовательности в слове иг­рает проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следую­щий эксперимент с детьми I класса. В первой серии им пред­лагается для письма доступный текст. Во второй серии ана­логичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.

На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить харак­тер звука, отличить его от сходных звуков, определить после­довательность звуков в слове.

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, кото­рая должна быть отдифференцирована от всех других, особен­но от сходных графически. Для различения графически сход­ных букв необходим достаточный уровень сформированное™ зрительного анализа и синтеза, пространственных представ­лений. Анализ и сравнение буквы не является для первокласс­ника простой задачей.

Затем следует моторная операция процесса письма — вос­произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется ки­нестетический контроль. По мере написания букв, слов кине­стетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществля­ется на основе достаточного уровня сформированное™ опре­деленных речевых и неречевых функций: слуховой диффе­ренциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматичес-кой стороны речи, зрительного анализа и синтеза, простран­ственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

Для обозначения нарушений письма в основном исполь­зуются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эво­люционная дисграфия.

Причины нарушений чтения и письма являются сходны­ми.

У детей с дисграфией отмечается Несформированность мно­гих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произноси-тельной дифференциации звуков речи, фонематического, сло­гового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лек-сико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоцио­нально-волевой сферы.

Психолингвистический аспект изучения дисграфии недо­статочно представлен в логопедической литературе. Этот ас­пект рассматривает механизмы нарушений письма как рас­стройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А. А. Леонтьеву): внутреннего программи­рования связного текста, внутреннего программирования от­дельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович).

Классификация дисграфииосуществляется на основе раз­личных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, пси­хических функций, несформированности операций письма.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустичес­кую, оптическую, моторную.

При акустической дисграфииотмечается недифференци-рованность слухового восприятия, недостаточное развитие зву­кового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по ар­тикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфияобусловлена неустойчивостью зри­тельных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не Узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В раз­личные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вслед­ствие неточности зрительного восприятия они смешиваются На письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следую­щих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Моторная дисграфия.Для нее характерны трудности дви­жения руки во время письма, нарушение связи моторных об­разов звуков и слов со зрительными образами.

Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно яв­ляется сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семанти­ческих, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уров­ня в настоящее время является недостаточно обоснованным.

Выделенные М. Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма. Рассмотрим их.

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефек­тов фонематического слуха. При этом виде списывание со­хранно.

Физиологическим механизмом дефекта является наруше­ние ассоциативных связей между зрением и слухом, наблю­дается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

В основе этого вида лежит недифференцированность слу­хового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.

Автор объединяет фактически две формы нарушений пись­ма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с на­рушением фонематического анализа и синтеза.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи(«графи­ческое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возни­кает на почве неправильного звукопроизношения. Замены од­них звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на пись­ме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизноше­ния исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснован­ным и в настоящее время.

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

4. Оптическая дисграфия.Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный об­раз буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.

При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п. — к, п. — и, с — о, и — ш, л — м.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазиипрояв­ляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органи­ческого поражения головного мозга.

Наиболее обоснованной является классификация дисгра­фии, в основе которой лежит несформированность определен­ных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания(дифферен­циации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфияво многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в за­менах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизар­трии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устране­ны в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще чет­кие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

Дисграфия на основе нарушений фонемного распозна­вания(дифференциации фонем). По традиционной термино­логии —это акустическая дисграфия.

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетичес­ки близким звукам. При этом в устной речи звуки произно­сятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначаю­щие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т', ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на пись­ме вследствие нарушения дифференциации твердых и мяг­ких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошиб­ками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»).

В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначаю­щие далекие артикуляторно и акустически звуки (л — к, б — в, п — и). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.

О механизмах этого вида дисграфии не существует едино­го мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания.

По мнению исследователей (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович), многоуровневый процесс фонемного распоз­навания включает различные операции.

1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, вы­деление акустических признаков с последующим их синтезом).

2. Акустический образ переводится в артикуляторное ре­шение, что обеспечивается пропориоцептивным анализом, со­хранностью кинестетического восприятия и представлений.

3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятие решения.

4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбо­ра фонемы.

5. На основе слухового и кинестетического контроля осу­ществляется сличение с образцом и затем принимается окон­чательное решение.

В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы.

Одни авторы (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева) считают, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков.

Для правильного письма необходима более тонкая слухо­вая дифференциация звуков, чем для устной речи. Это связа­но, с одной стороны, с явлением избыточности восприятия се­мантически значимых единиц устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи, если она имеет место, может восполняться за счет избыточности, за счет закрепленных в речевом опыта моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правиль­ного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смыслоразличительными.

С другой стороны, в процессе письма дифференциация зву­ков, выбор фонем осуществляются на основе следовой дея­тельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме.

Другие авторы (Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко), которые исследовали нарушения письма у умственно отсталых детей, связывают замены букв с тем, что при фонемном распознава­нии дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

В противоположность этим исследованиям Р.Беккер и А. Коссовский основным механизмом замен букв, обознача­ющих фонетически близкие звуки, считают трудности кинес­тетического анализа. Их исследования показывают, что дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощу­щения (проговаривание) во время письма. Им мало помогает проговаривание как во время слухового диктанта, так и при самостоятельном письме. Исключение проговаривания (метод Л. К. Назаровой) не влияет на количество ошибок, т. е. не приводит к их увеличению. В то же время исключение прого-варивания во время письма у детей без дисграфии приводит к увеличению ошибок на письме в 8—9 раз.

Некоторые авторы связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, с несформированностью пред­ставлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова).

Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухо­вого и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие под­виды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетичес­кую, фонематическую.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.В основе ее лежит нарушение различных форм языко­вого анализа и синтеза: деления предложений на слова, слого­вого и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие язы­кового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вслед­ствие этого особенно распространенными при этом виде дисг­рафии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски со­гласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»); пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»); перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добав­ление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»). Для правильного овладения процессом письма необходи­мо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребен­ка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); раздельное написа­ние приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

Нарушения письма вследствие несформированности фо­нематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Д. И. Орловой, Г. В. Чиркиной.

4. Аграмматическая дисграфия(охарактеризована в рабо­тах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яков­лева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочета­ния, предложения и текста и является составной частью бо­лее широкого симптомокомплекса — лексико-грамматичес-кого недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, ал алией и у умственно отсталых.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых собы­тий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме прояв­ляются в искажении морфологической структуры слова, за­мене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»); изменении падежа местоимений (око­ло него — «около ним»); числа существительных («дети бе­жит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается так­же нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных пред­ложений, пропуска членов предложения, нарушении последо­вательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфиясвязана с недоразвитием зри­тельного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных пред­ставлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно рас­положенных в пространстве; включающие одина­ковые элементы, но отличающиеся дополнительными элемен­тами (и,-ш,, п-т, х-ж, л-м, ); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, вклю­чающих одинаковый элемент, лишниеи неправильно расположенные элементы.

При литературной дисграфиинаблюдается нарушение уз­навания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфииизолированные буквы воспроизво­дятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптичес­кой дисграфииотносится и зеркальное письмо, которое иног­да отмечается у левшей, а также при органических пораже­ниях мозга.

СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повто­ряющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруп­пировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слит­ности написания отдельных слов в предложении; аграмма-тизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптома­тикой (неврологическими нарушениями, нарушением позна­вательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психи­ческими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным ин­теллектом может вызывать различные отклонения в форми­ровании личности, определенные психические наслоения.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглажи­вается.

Наши рекомендации