Глава 5. Дислексия и дисграфия

Общее понятие дислексии и дисграфии

Дисграфия и дислексия — неспособность (или затруднен­ность) овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Наличие двух видов нарушения письменной речи — дислек­сии и дисграфии — обусловлено тем, что письменная речь состо­ит из двух видов речевой деятельности — письма и чтения.

Путь к чтению и письму человечества был весьма сложным. У людей появилась потребность не только высказать мысль, но и сохранить ее для передачи другим поколениям и культурам. Первые слова древних людей были рисунками (наскальная жи­вопись), а также еще более условными рисунками — пиктограм­мами и идеограммами. От них люди перешли к изображениям информации на глиняных дощечках, бересте и т.п. Затем для экономии времени и места эти «сообщения» стали сокращать, оставляя самые важные детали. Постепенно рисунок становился все более условным и наконец перерос в знак, символ. От символов произошли две основные ветви письменности — иерогли­фическая и буквенная («альфабетическая»). Следовательно одни цивилизации пошли по пути иконического (иероглифического) письма, в котором иероглиф охраняет наглядную (кар­тинную) связь с породившим его понятием, а другие — по пути неиконического (буквенного), где письменный знак такой связи не имеет.

Изобретение буквы, еще более абстрактной, чем иероглиф, приписывают древнейшему народу — шумерам. С «открытием» буквы определенные нервные области коры человеческого мозга получили особую специализацию, обеспечивающую способ­ность запоминать и использовать особые абстрактные знаки — буквы.

Путь от слова к букве лежал через слог Те виды письменнос­ти, которые теперь являются буквенными, в более ранние пери­оды были слоговыми. Буква заменяла целый слог. Как правило, слог был представлен согласной буквой, а гласная опускалась. В некоторых языках такая особенность до сих пор сохранилась, например, в иврите. В нем слова состоят из согласных букв, и лишь в отдельных местах, где для смысла слова необходима глас­ная, она ставится наверху (делается огласовка).

Немецкий теоретик письма И. Фридрих считал, что разделе­ние слога, т.е. отделение гласных от согласных потребовало сложной абстрагирующей работы мысли. Оно привело к осозна­нию краеугольной единицы языка — фонемы Буква является графическим эквивалентом именно фонемы, а не звука речи как фонетической единицы. Поэтому овладение чтением и письмом требует ориентации в фонематической системе языка

Есть дети, которые, имея сохранный интеллект, неспособны овладеть именно чтением и письмом. У них отсутствуют нерече­вая агнозия и апраксия, такие учебные дисциплины, как арифметика, математика, история и т.п., они способны освоить на уровне нормы. Возникает диссоциация, обусловленная успева­емостью по различным предметам и неуспеваемостью по чтению и письму. При этом устная речь у таких детей может быть развита не только нормально, но даже лучше, чем у других детей, не имеющих трудностей обучения письму и чтению.

Если ребенку более сложно овладеть чтением, чем письмом, то констатируется наличие дислексии. Если труднее дается пись­мо, то ставится диагноз дисграфия. Чаще всего при задержке ре­чевого развития наблюдаются одновременно и дислексия, и дисграфия. Однако в отдельных случаях они могут выступать и изолированно. Полная неспособность читать носит название сыексии, полная неспособность писать — аграфии.

За рубежом достаточно устоявшимся является мнение, что дисграфия не бывает без дислексии, поэтому термином дислек­сия обозначаются одновременно и нарушения чтения, и наруше­ния письма. Более того, некоторые другие речевые расстройства, например, дислалия, также включаются в группу дислексии.

Наши рекомендации