Глава ii дисграфия у учащихся с ринолалией

Генезис нарушения письма

Для понимания причин специфических ошибок письма у уча­щихся с ринолалией обратимся к анализу расстройств звукопроизно-шения.

Анатомические дефекты органов речи (различного рода расще­лины нёба, верхней губы, конусообразное или плоское нёбо, анома­лии развития зубочелюстной системы: тортоаномалия, неправильное соотношение зубных рядов, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус, передний открытый прикус и т. п.) приводят к компенсатор­ному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного арти­куляционного участка, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.

Так, при произнесении гласных отмечается недиффе­ренцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признаку высоты, ряда и огубленности.

Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у, о характеризуется излишним подъёмом спинки языка и недостаточ-

- 12-

ной лабиализацией, чтосближает эти два звука в произношении. Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрез­мерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кон­чика назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма и кон­чик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произ­ношении со звуком ы.

Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у.

Весьма распространены дефекты произношения согласных зву­ков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характе­рен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как не­что среднее между звуками с—ш, з—ж. Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение сви­стящих звуков сочетается с боковым. Наблюдается замена звука з ис­кажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назали­зованными в произношении, что отражается на их внятности.

Характерным недостатком произношения шипящих ш, ж яв­ляется смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опус­канием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искажёнными с, з. Согласный щ в основном за­меняется звуками тис или звуком ш. Произнесение аффрикат ц и ч характеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденци­ей к сближению звука ч со звуками щ, ц или полным отождествлени­ем с последним.

Затруднённость тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, г у учащихся с ринолалией отсутствуют, заменяются фрикативным х или искажёнными г, д. Наблюдается ог­лушение звука г. Звуки т, д смягчаются и сближаются со звуками к, г. В случае дефектного произнесения они артикулируются с подни­манием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г. При пато­логическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяже­лой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искажённым звуком г. •

Наиболее распространёнными дефектами произношения со­гласного р являются задненёбное, боковое, одноударное произно­шение, замена р звуком л. Звук л произносится чаще всего смягчён­но, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком в.

- 13-

При произнесении звука м обнаруживается тенденция к сбли­жению его со звуком « или полное отождествление с последним. В большинстве случаев звуки м и и производятся учащимися с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принима­ют участия в звукообразовании. Значительное сходство звучания но­совых звуков, а также стирание артикуляционных различий между ними затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоя­тельного образования. Нередко наблюдаются замены носовых мин парными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёб-но-глоточного замыкания, но и патологическим состоянием полости носа и носоглотки.

Таким образом, недостатки произношения у учащихся с рино-лалией выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов глас­ных (у—о, а—о, ы—u и др.) и согласных звуков (с—ш, з—ж, ч—щ, ч— ц, т—к, д—г, т~х, р—л, м—н, твёрдых и мягких и т.д.). Это связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, с патологическим состоя­нием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функциониро­ванием языка в результате его усиленной работы (главным образом корня и боков) для проталкивания пищи и в силу создавшейся при­вычки закрывать им расщелину нёба (корень языка утолщён, запада­ет назад, к глотке, задняя часть спинки имеет тенденцию поднимать­ся кверху, кончик оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции).

Нарушение функции мягкого нёба и, значит, неполноценность нёбно-глоточного затвора, а также последующее понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость (77— 80%) ведут к стиранию противопоставленности звуков по признаку «ротовой — носовой», к затушёвыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный — смычный — аффриката — дрожащий). Недифференцированная арти­куляция гласных и согласных звуков, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента обусловливают дефекты произношения, выражающиеся в смешениях звуков, нестойком пользовании ими в речи, большой вариативности их употребления. Замены и смешения звуков наблюдаются между определёнными фонетическими группа­ми. Таковы взаимные смешения и замены носовых звуков (м—н, н— м), носовых и ротовых (м—б, н—д, н—г, н—л, л—н), свистящих и ши­пящих (с—ш, з—ж, ч—с, ш—с), смешения и замены внутри группы свистящих (с—ц, ц—с) и шипящих (ш—ч,ш—щ, ч—щ, ч—ш), р и л, звонких и глухих (п—б, т—д, к—г, ш—ж, с—з, ф—в), твёрдых и мяг­ких, звуков т, д и к, г, х (т—к, г—х, к—т, д—г, к—д, д—т).

- 14-

Наряду с перечисленными недостатками произношения у детей отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков — щёл-каюший призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.

Неумение воспроизвести артикуляционно фонологические про­тивопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют чёткому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.

Отсутствие достаточно развитых кинестетических ощущений ли­шает учащихся возможности опереться на артикуляционные разли­чия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает за­мены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недо­статочное различение попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и при заменах букв. Однако встречаются смешения, отражающие и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям устной и особенно письменной речи. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать дород'а, дорона, дорока, дорота', вместо слова «щенка» — ченка, сенка, хенка, тенка.

Таким образом, замены букв, соответствующих определённым гласным и согласным звукам, отражают, прежде всего, несформиро-ванность фонем, недостаточную способность различения их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционно­го) анализа.

Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточ­нить его звуковую характеристику, необходимо также чётко разгра­ничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу образования. У наших испытуемых оказалась нарушенной одна из пси­хологических предпосылок письма — проговаривание записываемого слова, помогающее не только конкретизировать звуковой состав сло­ва, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки — в фонемы.

Возникновение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба можно представить схематично (рис. 1).

Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нару­шения письма у учащихся с ринолалией.

НАБЛЮДЕНИЕ 1

Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба Дви­жения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные.

- 15-

глава ii дисграфия у учащихся с ринолалией - student2.ru

Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдается боковой сигматизм и ниж­няя артикуляция; свистящие с, з — мягкие; звук р — горловой; аффрикаты ц и ч отсутствуют; в потоке речи взаимозаменяются т и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки m и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозамещения букв, соответствующих звукам: д—m—к—с, д—т—б—с, п—б— д, н—к, т—к, г—к, т—с, щ—ч, ж—з, ц—с, м—л, ю—у, о—с, а—я (рис. 2).

НАБЛЮДЕНИЕ 2

Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколь­ко укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследование двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограни­ченной подвижности мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх он поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд.

- 16-

глава ii дисграфия у учащихся с ринолалией - student2.ru

Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Нёбные и гло­точные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мел­кие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесённого органического поражения центральной нервной системы. Ри-нолалия, осложнённая псевдобульбарной дизартрией. Слух и зрение в норме.

Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Глас­ные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттен­ком. При произнесении согласных наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, переднеязычных т, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Приведём образцы письменных работ Нины (рис. 3).

Из примеров видно, что девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч—с—з—ж (кузнесики — кузнезики — «кузнечи­ки», жижи — «чижи», Жужка — «Жучка»), с—ц—ч (цолнце — «солнце», лесит

—«лечит»), щ—ц (яцик — «ящик»), ц—cm (лиситса — «лисица»), р—л (подвели

—«на двери»), л—и (дятый — «дятел»), д—т, б—п (толпил — «долбил», пи-
жит — «бежит», ситит — «сидит»), я—е, ы—и, о—е (Дуна — «Дуня», гризот
~ «грызет»), т—т'(играт — «играть»).

- 17-


глава ii дисграфия у учащихся с ринолалией - student2.ru


НАБЛЮДЕНИЕ 3

Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследова­нии артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная рас­щелина нёба Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата сви­детельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушённый, со значительным изменением тембра Утеч­ка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная ёмкость лёгких снижена на 82%.

Характерной особенностью звукопроизношения Ларисы является иска­жённая и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведённое в конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжёлые расстройства письменной речи (рис. 4). В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звон­ких и глухих т—д, б—п, г—к, з—с; свистящих ц—с; шипящих щ—ч; звуков т’ –ч;(]- твёрдых и мягких; а—я, о—е, ы—и.

Приведённые наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма.

глава ii дисграфия у учащихся с ринолалией - student2.ru


Наши рекомендации