Тема 15. Принципы и методы управления.
Принципы управления.
Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д. руководящая идея; основное правило деятельности.
Принципы – фундаментальные правило (истины) (или то, что считается истинным в данное время), объясняющие связи между двумя или более переменными величинами. В чистом виде " принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную.
Классификация принципов:
1. Описательные – просто описывают связь между переменными;
2. Предписывающие – указывают, что конкретно необходимо сделать конкретному лицу;
3. Нормативные – указывают на рамки (сферу, область) деятельности и зависимости переменных.
Принципы управления по своему содержанию больше предписывающие.
Первая – попытка разработки принципов управления была сделана Ф. Тейлора.
1. Научный подход к выполнению каждого элемента работы;
2. Научный подход к подбору, обучению и тренировки рабочего;
3. Кооперация с рабочими;
4. Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Это 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих по Ф. Тейлору.
Впервые в системном виде принципы управления сформулировал А. Файоль:
‘‘Потребность в принципах управления существует повсюду’’.
‘‘В административном начале нет ничего не гибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры’’, следовательно, почти никогда не приходится применять один и тот же принцип управления в одинаковых условиях, поэтому необходим постоянный учет изменений в системе.
Принципы управления по А. Файолю (1949г., разработал в 20-ых гг.). Вообще количество принципов управления неограниченно.
1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего);
2. Полномочия и ответственность – каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы;
3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям трудового договоры между ними и руководством предприятия: руководители должны применять санкции (справедливые) к нарушителям дисциплины;
4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником;
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую конечную цель должны объединятся в группы с единым руководителем и отчитываться по единому плану;
6. Подчинение личных интересов общим;
7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8. Централизация – лучшие результаты достигаются при установлении верной пропорции между централизацией и децентрализацией (власти) в зависимости от конкретных условий;
9. Скалярная цепь – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между уровнями управления (‘‘цепь начальников’’ в иерархии управления);
10. Порядок – место – для всего, и все – на своем месте. Рабочее место – для каждого работника и каждой работник на своем рабочем месте;
11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводится в жизнь справедливо во всех звеньях скалярной цепи;
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, т.к. высокая текучесть кадров снижает эффективность;
13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ;
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (‘‘в единении – сила’’)
В условиях социалистической системы хозяйствования также разрабатывались принципы управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А.Витке и др.); которые учитывали государственное централизованное и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий:
1. Демократический централизм – централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий;
2. Единоначалие и коллегиальность – единоначалие предполагает ‘‘железную’’ дисциплину в процессе производства, подчинение воле руководителя; коллегиальность – широкую вовлеченность трудящихся в управлении;
3. Единство политического и хозяйственного руководства – политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития; хозяйствование направляется на выполнение планов;
4. Отраслевой и территориальный подход – экономика (сфера материального производства) управляется преимущественно отраслевыми органами; социальная инфраструктура (сфера нематериального производства) – территориальными органами;
5. Плановое ведение хозяйства – установление на длительный срок направлений, темпов, пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом;
6. Материальное и моральное стимулирование труда – распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов;
7. Научность – построение всей системы управления на достижениях науки управления;
8. Ответственность – каждый работник предприятия должен точно знать свои права и обязанности, а также за что он лично несет ответственность;
9. Подбор и расстановка кадров – в соответствие с квалификацией, навыками, умением, опытом, психофизиологическими, антропометрическими и т.д. особенностями;
10. Экономичность и эффективность – эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда;
11. Преемственность хозяйственных решений – основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве.
Методы управления
Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения целей.
1. Методы управления функциональными подсистемами организации – связаны со структурой организации.
Методы управления в подсистеме ‘‘Производство’’.
а) анализ надежности;
б) контроль качества;
в) факторный анализ;
г) функциональный анализ;
д) исследование операций;
е) учёт и анализ расходов;
ж) контроль использования трудовых и материально-технических ресурсов;
з) программирование, планирование и контроль производства.
Методы управления в подсистеме ‘‘Трудовые ресурсы’’
а) анализ и формирование системы управления персоналом;
б) планирование рабочей силы;
в) организация труда персонала, система оплаты труда;
г) управление деловой карьерой работника;
Методы управления в подсистеме ‘‘Маркетинг’’ (сбыт, реализация)
а) анализ положения организации на рынке товаров и услуг;
б) анализ возможностей организации на потенциальных рынках;
в) определение динамики выпуска продукции с учётом стадии ее жизненного цикла;
г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;
д) разработки маркетинговых концепций.
2. Методы управления по реализации функций управления.
а) планирование (разработка прогнозов) – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построение сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем;
б) организация и мотивация – организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления (см. стратегическое планирование);
в) координирование – методы коммуникации: методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений;
г) контроль – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени, (статистический учет); методы, обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сбора информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно-производственный учёт) и т.д.
д) Методы стимулирования (дополнительно к Мотивации) – оплата труда; системы премирования; метод участия в прибылях; метод морального стимулирования; повышение по службе; обучение и т.д.
3. Методы принятия управленческих решений.
а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода;
б) методы решения проблем:
- Логические методы – сравнение: выделение ‘‘узких’’ мест и ведущих звеньев; декомпозиции целого на составные элементы; группировки.
- Математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный и дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и др.
- Эвристические методы (основа их – творческое мышление) – аналогии: абстрактное; инверсия; мозговая атака; коллективный блокнот; морфологический анализ т.д..
в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно – распорядительные методы.
Требования, предъявляемые к методам управления:
1. Практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу;
2. Стоимость работ, влияющая на эффективность;
3. Результаты, получаемые при применении метода; обеспечивающие необходимый уровень качества и количества;
4. Достоверность метода и результатов;
5. Стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность;
6. Сбалансированность метода с другими методами.
Все методы управления имеют право существовать и их необходимо использовать комплексно применительно к конкретной ситуации и конкретному времени, оценив предварительно свои возможности в управлении.
Список использованной литературы
1. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.
2. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 432 с.
3. Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический журнал: 1995 г. - № 9, 10, 12; 1996 г. - № 1, 4, 7, 8, 10; 1997 г. - № 1, 2, 4, 6.
4. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. Проф. Б.В. Прыкина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: - М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания "ДеКА", 1996.
6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.
7. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб., 2000.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989.
10. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.
11. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. М., 1997.
12. Вдовин А.И. и др. Мудрые мысли о менеджменте (управлении): Учеб.-практ. Пособие / А.И. Вдовин, Ю.А. Савельев, В.А. Заренков. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 352 с.
13. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебное пособие в схемах. – М.: Белые альвы, 1999.
14. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
16. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. – М., 1996.
17. Дойль П. Менеджмент: стратегияи тактика. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 560 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
18. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994.
19. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
20. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования / Учебное пособие. – М.:Издательство «Финпресс», 1998. – 192 с.
21. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. – 195 с.
22. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -327 с.
23. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
24. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, стратегия, символы. – М., 1991.
25. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
26. Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1-2. М., 1981.
27. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. С.-Пб., 1996.
28. Майкл Э. Портер Конкуренция.: Пер с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.: ил. – Парал. тит. англ.
29. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
30. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 336 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
31. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В.С. Муравьёв. – М.: Прогресс, 1989.
32. Поспелов Д.Е. Ситуационное управление. - М., 1986.
33. Роджерс С.Э, Агарвала – Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М., 1980.
34. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 671 с.
35. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. 608 с.
36. Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический журнал: 1995 г. - № 9, 10, 12; 1996 г. - № 1, 4, 7, 8, 10; 1997 г. - № 1, 2, 4, 6.
37. Цыгичко В.Н. Что необходимо знать руководителю о принятии решения. М., 1991.