Возможные неисправности при работе электровоза на линии и способы их устранения
Основными причинами, вызывающими ненормальную работу электровоза являются: нарушение цепи вследствие обрыва проводов, излома шин, отсутствие электрического контакта между блокировочными или силовыми контактами аппаратов, замыкание на ”землю” вследствие пробоя изоляции; нечеткая работа аппаратов из-за понижения давления воздуха в пневматической цепи управления и т.п.
Для обнаружения неисправности в пути следования:
-проверить показания индикаторов, приборов, блоков сигнализации и индикации на дисплее МПСУ;
-проверить давление сжатого воздуха в пневматической системе и напряжение цепей управления;
-проверить положение АЗВ, тумблеров и рукоятки контроллера машиниста;
-последовательно включить и выключить контроллер машиниста ( читая информацию на дисплее МПСУ), АЗВ, тумблеры - определить вероятный участок повреждения;
-внешним осмотром шкафов, ВВК определить место повреждения.
При обрыве цепи управления, исключение из этой цепи любой из блокировок, а так же принудительное включение аппаратов, не допускается.
Прозвонка с помощью контрольной лампы цепей аппаратуры регулирования шкафа питания А4, блока управления кондиционером А11(1)-A1, А11(2)-A2 аппаратуры МПСУ, КЛУБ – У, ЭПТ, СОТП, датчиков тока UV1-UV7, датчиков напряжения UA1-UA10, преобразователей U1, других аппаратов и цепей с полупроводниковыми приборами ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Контакты реле, контроллера – машиниста, выключателей и блокировочные контакты контроллеров и переключателей разрешается зачищать стальной закаленной полированной пластиной (измерительным щупом), обезжиренной в спирте или бензине и протертой насухо ветошью.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАЧИЩАТЬ УКАЗАННЫЕ КОНТАКТЫ НАПИЛЬНИКОМ, НАДФИЛЕМ И НАЖДАЧНОЙ БУМАГОЙ.
Все работы по обнаружению и устранению неисправностей вести с точным соблюдением правил техники безопасности.
Приемка электровоза ЭП-2К
Получить при приемке электровоза в депо ключи от наружных дверей электровоза; реверсивно режимную рукоятку контроллера машиниста; ключ включения блокировки A30-A3(1), A30-A3(2) (ключ блокировки №367); ключ блока выключателей S1(1), S1(2) ( КУ). При перемене поста управления (переход из одной кабины в другую) машинист обязан брать их с собой.
Проверить при этом, чтобы:
-ключ ЭПК в кабине, из которой будет осуществляться управление, был повёрнут до упора;
-положение разобщительных кранов соответствовало необходимому режиму;
-положение рукоятки режимного переключателя воздухораспределителя и указателя переключательного клапана соответствовало установленным ОАО “РЖД” для данной дороги;
-быстродействующий выключатель был выключен; -выключатели SF12 ,SF13,SF14,SF15,SF16,SF17,SF18,SF20,SF21 на правой двери БАУ верх. SF22,SF23,SF24,SWF25,SF26,SF27,SF29,SF30 на правой двери БАУ низ,SF33,SF34,SF35,SF42,SF47,SF48 на левой двери БАУ верх, SF37,SF38,SF39,SF41,SF1,SF2 на левой двери БАУ низ были включены. -тумблеры S2,S3,S4,S5,S6,S7,S8,S9 на левой двери БАУ ,S18,S19,S11,S33 на правой двери БВУ были включены.
- выключатели SF58 датчики температуры, SF55, SF70 калорифер, вентиляция, SF56, SF71 калорифер, электронагреватель, SF68 обогрев санузла, SF17 обогрев компрессора 1, SF65 обогрев компрессора 2, SF68 розетки, SF52 обогрев ПВИ, SF53 обогрев ПВИ1, SF54 обогрев ПВИ2, SF28 отопление поезда, SF51 обогрев МПСУ, SF67 обогрев санузла, SF57 розетки, SF11 компрессор токоприемника включаются по необходимости, остальные тумблеры и выключатели – выключены;
-рукоятка контроллера машиниста были установлены в нулевое положение;
-разъединители QS1 и QS2 в цепях токоприемника были включены;
-переключатель Q1 находился в положении соответствующем питанию от сети депо; (для электровоза ЭП2К №001)
-заземлитель QS3 находился в положении НЕ ЗАЗЕМЛЕНО;
-разъединитель QS4 был отключен;
Расположение тумблеров и предохранителей в шкафу питания (ШП).
- тумблер SA 3 - батарея/ цепи управления;
- тумблер SA 4 - освещение приборов ШП;
- тумблер SA 5 - включение ШП в работу( при запущенном ШП включение тумблера запрещается)
- галетный переключатель SA1 – включение цепей управления;
- галетный переключатель SA2 - батарея;
- FU1 – 110в, 100А пульсирующего тока.
- FU2 – выпрямленное напряжение 110В, 160А;
- FU3 – плюс батареи 110В, 160 А;
- FU4 – подпитка схемы на 100А при переключении цепи;
- FU5 – минус батареи 160А;
- HL1 – лампа прозвонки предохранителей.
Максимальный зарядный ток на батареи допускается не более 30А.
Напряжение на батареи допускается в пределах 100- 127 В.
Проверка на путях депо
Выполнив описанные операции и убедившись, что в высоковольтной камере нет людей, заблокировать последнюю.
В кабине, из которой будет вестись управление, повернуть ключ включения блокировки A30-A3(1), A30-A3(2) в рабочее положение и разблокировать с помощью ключа выключатели на пульте машиниста.
Подьём токоприёмника и подготовка к работе электровоза ЭП2К
Для поднятия токоприемника, соблюдая ПТБ требуется:
1. Включить пакетник АКБ в положение «нормально», а также пакетник цепи управления в положение «нормально», убедится во включении тумблера шкафа питания «ШП», всё расположено на стенке шкафа «ШП».
2. На блоке БАУ включить все АЗВ(автоматические защитные выключатели), (выключатели отопление поезда и пожарную сигнализацию включать по мере надобности), обратить внимание на выключение тумблера (в летнее время) обогрев осушки и в выключении тумблеров ЭПК и «проверка цепей управления».
3. На блоке БВА2 переключатели направлений кабин SA1 и SA2 поставить в нужное положение, переключатели проверки цепи земли в положение «цепи замкнуты». Открыв блок БВА3 убедится в выключение АЗВ SF5 (включается только для проверки вспомогательных машин от источника депо.
4. Зайдя в ВВК посмотреть в правильности постановки ножей для ввода электровоза в депо под низким напряжением QS5 и QS6 (левые блокировки замкнуты, ножи под углом 45 град.)
5. Убедившись в правильном закрытии сеток ВВК, люка на крышу со стороны кабины №2 шкафов ПСН, ПВИ и всех блоков БВА включить заземлитель в положение «не заземлено». Убедиться в закрытии крана КН 80 (холодного резерва),КН 25 и КН 26 от резервуаров РС 3 и РС 4 на 150 л.(находятся над компрессором токоприемника).
6. По выходу пневматической блокировки ПБ 3 (находятся над дверью ВВК со стороны кабины №1), при открытых кранах КН 11, КН 12, воздух подойдёт к вентилям токоприёмников Y 6, Y 7 после откачки компрессором токоприёмников.
7. В кабине управления включить кнопку МПСУ, после выхода МПСУ в основной кадр поднимаем нужный токоприёмник, далее включаем кнопку БВ, возврат защиты и убеждаемся во включении на светодиодной панели сигнализации в кабине, после этого кнопку преобразователи и убеждаемся через определённое время в погасании ШП на дисплее МПСУ и панели сигнализации. Включаем кнопку компрессор и после полной откачки давления в ГР, включить кнопку вентиляторы и убедиться в их запуске на панели индикации или в кадре дисплея МПСУ.
Если давление воздуха в главных резервуарах ниже 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), для обеспечения подъема токоприемника выполнить следующую подготовку;
- включить вспомогательный компрессор тумблером S21 КОМПРЕССОР ТОКОПРИЕМНИКА или использовать посторонний источник сжатого воздуха. Когда давление в цепи управления токоприемником достигнет 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), и выше, поднять токоприемник и произвести запуск электровоза как указано выше.Проверить по измерительным приборам шкаф питания А4, что аккумуляторная батарея включилась на подзаряд, а напряжение цепей управления составляет 110 В ± 5В. Включить аппаратуру КЛУБ-У, ТСКБМ, САУТ-ЦМ/485, СОТП и убедиться в её функционировании.(на пульте машиниста).
Включить радиостанцию.
Проверить исправность прожектора, буферных фонарей, освещения, обогрева кабины и отопления поезда, звуковых сигналов.
Проверить действие автоматического и прямодействующего тормозов в соответствии с инструкцией ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
Проверить действие электропневматического тормоза.
В зимних условиях принять ряд дополнительных мер:
-при температуре окружающего воздуха в кабине ниже 0°С включение аппаратуры МПСУ производить только после предварительного обогрева кабины;
-при температуре окружающего воздуха минус 20°С и ниже перед запуском электродвигателя вспомогательного компрессора провернуть его вал на 3-5 оборотов вручную;
-включение подогрева МПСУ осуществить при температуре воздуха ниже 40°С, а отключить при температуре выше 0°С.
После выполнения вышеперечисленных операций проверить работу схемы электровоза в режиме тяги и электрического торможения при автоматическом наборе и сбросе позиций. Проверку осуществлять при управлении из каждой кабины, при движении вперед и назад со скоростью 10 км/ч, при поочередном включении обоих (МПК1, МПК2) (переключаются с помощью тумблера S11 при нулевом положении главной рукоятки контроллера SM1(SM2)). Перед началом движения, давление воздуха в главных резервуарах и тормозной магистрали должно быть в пределах, указанных в инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
Проверка в режиме тяги:
-убедиться в том, что в кабине из которой будет осуществляться управление тумблер S11 (МПК1, МПК2) находится в положении МПК1, а тумблер S10(1),S10(2) – в положении АВТОМАТИЧЕСКИЙ набор/сброс (Н/С);
-установить реверсивно-режимную рукоятку контроллера машиниста в положение ВПЕРЁД-Т, рукояткой скорости задать скорость 10 км/ч, ориентируясь по значению VЗАД на экране блока индикации А9(А10), установленному на пульте машиниста;
-установить переключателем S1 контроллера машиниста SM1(SM2) ток перехода с позиции на позицию; (только при управлении в автоматическом режиме)
-установить главную рукоятку контроллера в положение С и после сбора схемы тяги перевести в положение ФП, а для автоматического набора перевести в положение Н;
-при достижении заданной скорости электровоза необходимо перевести главную рукоятку контроллера машиниста из положения Н в положение ФП, ток тяговых двигателей контролируется по значению JФАКТ на экране блока индикации А9(А10);
-проверить, что при возврате рукоятки контроллера в нулевое положение, ток тяговых электродвигателей снижается до нуля;
-возвратить главную рукоятку в нулевое положение и переключить тумблер S10(1),S10(2) в положение РУЧНОЙ набор/сброс (Н/С;)
-поворачивая главную рукоятку контроллера машиниста, как было указано выше для автоматического набора или сброса позиций, осуществить набор позиций для трогания электровоза, и убедиться, что по мере разгона электровоза пусковой ток тяговых двигателей снижается;
Данная проверка производится с обеих МПК.
Проверка в режиме электрического торможения (на стоянке):
-затормозить электровоз прямодействующим тормозом, давление воздуха в тормозных цилиндрах не должно превышать 0,1 МПа (1 кгс/см2);
-переключить тумблер S10(1),S10(2) в положение РУЧНОЕ Н/С;
-при нулевых положениях главной рукоятки и рукоятки скорости установить реверсивно-режимную рукоятку в положение ВПЕРЁД-Р;
-установить главную рукоятку контроллера машиниста в положение ПТ и проверить, что при повороте главной рукоятки контроллера машиниста в секторе ТОРМОЗ происходит регулирование тока якоря тяговых электродвигателей, начиная от нулевого значения; не допускать увеличения тока выше 550 А;
-возвратить главную рукоятку контроллера машиниста в положение ПТ и проверить, что ток возбуждения увеличивается от 0 до величины не более 600 А, ток контролируется по показанию JВОЗБ на экране блока индикации.
Выполнить описанную подготовку электровоза к работе и убедившись в его исправности, машинист может вести электровоз для прицепки к составу.