Программа курса «методы развития персонала»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это учебное пособие является результатом совместной работы нескольких авторов с российской и британской стороны. Материалы, нашедшие место в учебном пособии, отражают опыт практической работы в сфере управления персоналом и обучения менеджеров по работе с персоналом в Академии народного хозяйства при Правительстве России. Более четырех лет в Московской школе социальных и экономических наук успешно функционирует программа повышения квалификации «Управление персоналом». За прошедшее время мы выпустили девять потоков слушателей, которые работают теперь менеджерами по работе с персоналом, консультантами, тренинг-менеджерами в более чем пятидесяти организациях города Москвы. Естественно, что за четыре года работы программы накопился большой опыт и понимание того, что не вся информация может соответствовать устной форме изложения. У нескольких преподавателей одновременно и независимо друг от друга появилась идея создания совместного учебного пособия, которое отражало бы наш подход к практике и методам управления людьми в организациях. Поскольку наша Школа по статусу является российско-британским поствузовским университетом, мы посчитали важным привлечь к написанию пособия наших коллег из Великобритании. В частности, особую признательность мы выражаем докторам Б. Барчеллу и К. Фрезер из Кембриджского университета, которые с большой заинтересованностью приняли участие в обсуждении плана учебного пособия и написании совершенно уникальной главы о психологии работающих и безработных. Ее уникальность для российского читателя состоит в том, что глубокое психологическое исследование работающих и безработных ¾ очень непривычно для россиян. Безработице у нас чуть больше 10 лет, и этого мало, чтобы сложилась более или менее методически оснащенная научная школа, работающая в этом направлении. Более того, россиянам мало известен и круг зарубежных исследований в этой области. Глава, написанная Б. Барчеллом и К. Фрезер специально для нашего учебного пособия, должна открыть новую сферу интересов для практиков управления персоналом.
Учебное пособие состоит из трех частей, символизирующих три аспекта внимания авторов к протекающим в организации процессам. Первая часть ¾ «Руководители, персонал, HR-менеджеры» ¾ в большей мере касается подходов к управлению и исполнению, профессионально важных качеств и организации деятельности индивидов, работающих в организации. Во второй части ¾ «Стимулы, мотивы и чувства работников» ¾ рассматриваются поименованные в ее названии явления, связи между ними, результаты исследований, проведенных на разных выборках респондентов, а также технологии управления мотивацией работников. В третью часть учебного пособия ¾ «Организация в динамике» ¾ помещены главы, рассматривающие организационные события, которые имеют комплексную природу. Для их рассмотрения требуются соответствующие комплексные подходы, включающие поуровневый анализ явления, привлечение разнородных данных. Часто подобные методы могут привнести в организацию только привлеченные специалисты ¾ конфликтологи, консультанты по управлению, психологи-консультанты.
В центре внимания авторов учебного пособия ¾ две важнейшие компоненты процесса управления персоналом ¾ модели управления и методы управления. Под моделью управления мы понимаем абстрактные образцы системы управления, находящие воплощение в ежедневной практике работы с персоналом. Модель управления включает в себя представления о важнейших характеристиках персонала, целях функционирования организации, особенностях и ведущих функциях управленцев, действенных способах коррекции деятельности подчиненных. Понятно, что эффективно работающая модель управления должна быть гармоничной, сочетание ее перечисленных элементов должно быть не противоречивым. В противном случае, получая противоречивые управленческие импульсы, сотрудники организации будут совершать действия, которые интерферируют друг друга. Впрочем, и такое тоже часто бывает. Методы управления являются производными от модели управления. Однако, рассматриваться в учебном пособии они могут и независимо от моделей управления. В таком случае, читатель может сам выбрать те методы, которые более подходят к его управленческой ситуации.
Преподавание в программе «Управление персоналом» не стало обязательным условием участия автора в учебном пособии. С одной стороны, некоторые наши коллеги по тем или иным причинам не смогли внести свой вклад в пособие, с другой стороны, к работе над пособием были привлечены не участники программы повышения квалификации. Так, А.В. Авилов, написавший главу «Модель рефлексивного управления», является доцентом хорошо всем известного Государственного университета управления ¾ крупнейшего вуза страны в области подготовки отечественных управленцев. Редактор учебного пособия, близко познакомившийся с исследованиями А.В. Авилова, был настолько очарован глубиной его профессиональной компетентности и идейным новаторством, что немедленно попросил ученого принять участие в пособии.
А.П. Сосновый, являясь профессиональным консультантом по управлению, не раз в устных беседах сожалел о том, что его клиентские организации испытывают определенные трудности в создании адекватной системы материального стимулирования своих сотрудников. Оказалось, что специалисты в этой области стали дефицитными, а методы материального стимулирования, практикуемые в организациях, не блещут разнообразием. В своей главе А.П. Сосновый анализирует наиболее действенные схемы стимулирования сотрудников.
Перу составителя и редактора учебного пособия Е.Б. Моргунова принадлежат несколько глав, которые объединяет как анализ значительного числа зарубежных источников, так и собственный опыт управленческого консультирования.
В главе Е.Ю. Хопкинс «Принятие решений как процесс и как методика» рассмотрены основные модели принятия управленческих решений. При этом ее основу составили зарубежные модели, поскольку не вызывает сомнения, что зарубежный опыт в этой области, подкрепленный значительными компьютерными ресурсами, нуждается в осмыслении и использовании.
Глава «Организационное развитие», написанная Л.В. Шибут, ставит перед менеджерами по работе с персоналом стратегические задачи их деятельности. По мнению автора главы, они состоят в развитии персонала и организации, поскольку только саморазвивающаяся организация может обеспечить себе перспективы и будущее на динамически изменяющемся рынке.
Автор главы о психологическом консультировании Б.Ю. Шапиро известен многим как крупный специалист в области индивидуального психологического консультирования. Его точка зрения состоит в том, что отрывать производственную сферу от бытовой некорректно. Причины многих производственных проблем лежат в индивидуально-психологической и семейной сферах и могут быть разрешены только на основе решения базовых психологических проблем. В этом автор видит целостность, интегративность психологического консультирования. К сожалению, многие менеджеры по работе с персоналом избегают данной сферы, ограничиваясь психологической работой исключительно по поводу производства и деловой сферы. Как соединить все ветви психологического консультирования, автор пишет в своей главе пособия.
Глава, написанная Е.Б. Моргуновым совместно с О.О. Колесовой, излагает процедуру и результаты разработки «Кейс-теста» ¾ нового методического средства, направленного на диагностику и развитие компетентности и креативности управленцев. Показано, что любой кейс может считаться диагностическим только при соблюдении нескольких условий ¾ проверке на надежность, создании статистической базы правильных решений, проверке экологической валидности. В определенном смысле данное исследование можно считать шагом в преодолении разрыва между методами кейсов и тестов, обладающих собственными достоинствами и недостатками. При корректной процедурной и критериальной интеграции они могут быть превращены в достаточно мощное и надежное средство нового типа.
Основное приложение к учебному пособию ¾ это сборник учебных курсов, предлагаемых к освоению слушателям в рамках программы повышения квалификации. Он может быть полезен не только самим менеджерам по работе с персоналом, но и преподавателям курсов «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Психология управления», «Индустриальная/организационная психология». Содержание сборника отражает наш опыт преподавания и нашу позицию на рынке образовательных услуг. Авторам известны несколько часто встречающихся позиций других программ и факультетов, например экономическая, представленная кафедрой управления персоналом Государственного университета управления, или менеджерская, представляемая сразу несколькими бизнес-школами Москвы. Нашу позицию мы охарактеризовали бы как «организационно-поведенческую». Ее особенность в значительном психологизме авторских позиций и предлагаемых методов, значительной гуманистической направленности, состоящей в намеренном преувеличении роли «демократических» методов управления по сравнению с «формалистическими».
Главы 1, 3, 6, 8 учебного пособия написаны канд. психол. наук, доц. Е.Б. Моргуновым; глава 2 ¾ канд. экон. наук, доц. А.В. Авиловым; глава 4 написана Е.Ю. Хопкинс; глава 5 написана докторами социологии Б. Барчеллом и К. Фрезер; глава 7 написана А.П. Сосновым; глава 9 ¾ канд. социол. наук, доц. Л.В. Шибут; глава 10 ¾ канд. психол. наук, доц. Б.Ю. Шапиро; глава 11 написана Е.Б. Моргуновым и О.О. Колесовой. Приложение ¾ сборник учебных курсов ¾ принадлежит перу коллектива преподавателей программы «Управление персоналом» в составе В.И. Андреевой, Е.В. Вучетича, Н.Р. Исправниковой, Е.Б. Моргунова, А.П. Соснового, Б.Ю. Шапиро и Л.В. Шибут.
Авторский коллектив и преподаватели программы «Управление персоналом» выражают признательность ректору МВШСЭН проф. Теодору Шанину, без участия которого программа и данное учебное пособие не имели бы возможности состояться, а также исполнительным руководителям Школы Н.Л. Яблонскене и Н.Л. Шутовой. Авторы признательны Ю.С. Малых за переводы английских текстов.
Более подробную информацию о нашей программе повышения квалификации «Управление персоналом» можно найти в Интернете на сайте: www.msses.ru.
Мы ждем Ваших отзывов об учебном пособии по адресу: [email protected].
Евгений Моргунов