Задача Д1 (тема: “Динамика точки”)

Груз D массой т, получив в точке А начальную скорость Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , движется в изогнутой трубе АВС, расположенной в вертикальной плоскости; участки трубы или оба наклонные,или один горизонтальный, а другой наклонный (рис. Д1.0-Д1.9, табл. Д1). На участке АВ на груз кроме силы тяжести действуют постоянная сила Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (ее направление показано на рисунках) и сила сопротивления среды Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , зависящая от скорости груза (направлена против движения); трением груза о трубу на участке AB пренебречь.

В точке В груз, не изменяя значения своей скорости, переходит на участок ВС трубы, где на него кроме силы тяжести действуют сила трения (коэффициент трения груза о трубу f=0,2) и переменная сила Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , проекция которой Fx на ось х задана в таблице.

Считая груз материальной точкой и зная расстояние АВ = l или время t1 движения груза от точки А до точки В, найти закон движения груза на участке ВС, т.е. x = x(t), где х = BD.

Перед выполнением задания прочтите по учебнику тему: «Динамика материальной точки».

1. Сформулируйте основные законы динамики материальной точки (Галилея – Ньютона).

2. Запишите дифференциальные уравнения движения точки в векторной и координатной формах.

3. Повторите раздел кинематики: векторный и координатный способы задания движения точки.

4. Сформулируйте первую и вторую задачи динамики точки: постановка каждой задачи и ее решение.

Динамика точки (краткие сведения из теории)   Второй закон динамики точки в инерциальной системе отсчета: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ,(1) где m – масса точки, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – абсолютное ускорение точки, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – векторная сумма сил, действующих на точку (равнодействующая). Уравнение (1) – это дифференциальное уравнение движения точки в векторной форме. Спроектировав (1) на оси декартовой системы координат, получаем систему дифференциальных уравнений движения точки в координатной форме: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (2) где Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и т.д. Первая задача динамики точки: заданы уравнения движения точки в координатной форме (см. задачу К1) Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ; (3) найти силу Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , действующую на точку. Решение: получив дифференциальные уравнения (2), дифференцируем заданные функции (3), подставляем в (2), находим Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Вторая задача динамики точки (основная): задана сила Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , действующая на точку; найти кинематические уравнения движения (3) точки. Решение: составив уравнение (1) и спроектировав его на оси, получим уравнения (2). Добавив начальные условия (при Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ) Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru проинтегрируем (2) и найдем (3).
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru   Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д1.6 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru   Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru

Таблица Д1



Номер условия   m, кг Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , м/с Q, H R, H l, м t1, с Fx, H
0,4V - 2,5 2sin(4t)
2,4 0,8V 2 1,5 - 6t
4,5 0,5V - 3sin(2t)
0,6V 2 - -3cos(2t)
1,6 0,4V - 4cos(4t)
0,5V 2 - -6sin(2t)
1,8 0,3V - 9t2
0,8V 2 2,5 - -8cos(4t)
0,5V - 2cos(2t)
4,8 0,2V 2 - -6sin(4t)

Указания. Задача Д1 – на составление и интегрирование дифференциальных уравнений движения точки (решение первой и второй задач динамики точки). Решение задачи разбивается на две части. Сначала нужно составить векторное уравнение движения точки (груза) на участке AB, спроектировать это уравнение на координатную ось, направленную вдоль AB, и проинтегрировать полученное дифференциальное уравнение методом разделения переменных, учитывая начальные условия (вторая задача динамики точки). Затем, зная время движения на участке АВ или его длину, определить скорость груза в точке В. Эта скорость будет начальной для движения груза на участке ВС.

После этого нужно составить векторное уравнение движения точки (груза) на участке BC и спроектировать это уравнение на две координатные оси, направленные вдоль BC и перпендикулярно BC. Так как в первое полученное уравнение входит сила трения Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , то нужно сначала найти нормальную реакцию N из второго уравнения (первая задача динамики точки). Затем нужно подставить найденное значение N в первое уравнение и проинтегрировать это уравнение с учетом начальных условий, ведя отсчет времени от момента, когда груз находится в точке В, и полагая, что в этот момент времени t = 0. При интегрировании уравнения движения на участке АВ в случае, когда задана длина l участка, целесообразно перейти в уравнении от переменных Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , t к переменным Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , х, учитывая, что

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д1 Пример Д1.На вертикальном участке АВ трубы (рис. Д1) на груз D массой т действуют сила тяжести и сила сопротивления Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ; расстояние от точки А, где V = V0, до точки В равно l. На наклонном участке ВС на груз действуют сила тяжести и переменная сила F = F (t), заданная в ньютонах. Дано: т=2 кг, R = mV 2, где m = 0,4 кг/м, V0 = 5 м/с, l = 2,5 м, Fх = 16 sin (4t). Определить: х = f (t) – закон движения груза на участке ВС.

Решение. 1. Рассмотрим движение груза на участке АВ, считая груз материальной точкой. Изображаем груз (в произвольном положении) и приложенные к нему силы Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Запишем дифференциальное уравнение движения груза в векторной форме:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (1)

Проводим ось Az в сторону движения точки и проектируем (1) на эту ось:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (2)

где учтено, что Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Подчеркнем, что в уравнении (2) все переменные силы надо обязательно выразить через величины, от которых они зависят. Учитывая, что Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и делая замену Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , получим уравнение

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (3)

Разделим обе части (3) на m и введем обозначение

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Тогда уравнение (3) приобретает вид

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (4)

Решим уравнение (4). Разделим переменные V и z, выполнив два действия: обе части (4) умножим на dz и разделим на Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ; получим:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Интегрируя это уравнение, найдем:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (5)

Находим C1. Подставим в (5) начальные условия: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Найденное выражение для C1 подставляем в (5):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ,

или

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Отсюда

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (6)

Полагая в равенстве (6) z = l = 2,5 м, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , е = 2,7 и подставляя ранее найденное k = 0,2 м -1, определим скорость Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru груза в точке В:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (7)

2. Рассмотрим движение груза на участке ВС; найденная скорость Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru будет для движения на этом участке начальной скоростью ( Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ). Изображаем груз (в произвольном положении) и действующие на него силы (активные и реакции связей): Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Запишем дифференциальное уравнение движения груза в векторной форме:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (8)

Проведем из точки В оси Вх (в сторону движения точки) и Вy и проектируем (8) на ось Вх:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (9)

где учтено, что Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Сила N неизвестна; следовательно, прежде чем интегрировать (9), найдем N, решив первую задачу динамики точки. Для этого спроектируем векторное уравнение (8) на ось Вy:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (10)

Учтем, что движение точки происходит по прямой, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и, следовательно, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Тогда из (10) получаем Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Подставим этот результат в (9):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru

Подставим в это уравнение заданные численные значения (чтобы избежать громоздкой записи). Тогда получим

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (11)

Решим уравнение (11).Разделим переменные Vx и t. Умножим обе части (11) на dt:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ;

интегрируя, найдем

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (12)

Находим C2. Подставим в (12) начальные условия: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , где Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru дается равенством (7). Найденное значение С2 = 8,4 подставляем в (12):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Так как Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , то

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (13)

Решим уравнение (13).Разделим переменные x и t. Умножим обе части (13) на dt:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ;

интегрируя, найдем

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (14)

Находим C3. Подставим в (14) начальные условия: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Найденное значение С3 = 0 подставляем в (14):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Ответ: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , где х – в метрах, t – в секундах.

Задача Д2

(тема “Теорема о движении центра масс системы”)

Механическая система состоит из грузов D1 массой m1 = 2 кг и D2 массой m2 = 6 кг и из прямоугольной вертикальной плиты массой m3 = 2 кг, движущейся вдоль горизонтальных гладких направляющих (рис. Д2.0-Д2.9, табл. Д2). В момент времени t0 = 0, когда система находилась в покое, под действием внутренних сил грузы начинают двигаться по желобам, представляющим собой окружности радиусов r = 0,4 м и R = 0,8 м.

При движении грузов угол Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru изменяется по закону Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , а угол Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – по закону Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . В табл. Д2 эти зависимости даны отдельно для рис. 0-4 и 5-9, где j выражено в радианах, t – в секундах.

Считая грузы материальными точками, определить закон изменения со временем величины, указанной в таблице в столбце “Найти”, т.е. Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , где x3 – координата центра C3 плиты ( Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – закон движения плиты), N – полная нормальная реакция направляющих.

Перед выполнением задания прочтите по учебнику тему «Теорема о движении центра масс». Ответьте на вопросы:

1. Что называется механической системой? Понятие о внешних и внутренних силах, действующих на точки системы.

2. Что такое центр масс системы? Запишите формулы для координат центра масс системы.

3. Сформулируйте теорему о движении центра масс и запишите уравнение движения центра масс системы в векторной и координатной формах.

4. Запишите условия, при которых координата центра масс остается постоянной.

Таблица Д2

Номер Условия Рис. 0-4 Рис.5-9 Найти
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru x3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru N
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru x3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru N
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru x3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru N
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru x3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru N
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru x3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru N
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.0 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.1
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.2 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.3
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.4 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.5
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.6 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.7
Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.8 Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2.9
Теорема о движении центра масс системы (краткие сведения из теории)   Основные понятия Механической системой называется множество взаимодействующих точек и тел. Центром масс системы называется геометрическая точка C, декартовы координаты которой равны Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , где Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – координаты точки системы, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – масса точки, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – масса системы. Силы взаимодействия точек системы называются внутренними силами; они обозначаются Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Силы, действующие на точки системы со стороны точек и тел, не входящих в систему, называются внешними силами; они обозначаются Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Свойства внутренних сил: главный вектор Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , главный момент Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .   Дифференциальное уравнение движения центра масс системы в векторной форме Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (1) где M – масса системы, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – абсолютное ускорение центра масс системы, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – векторная сумма внешних сил, действующих на точки системы. По форме уравнение (1) совпадает с дифференциальным уравнением движения материальной точки Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и теорема о движении центра масс системы формулируется следующим образом: Центр масс системы движется как материальная точка, масса которой равна массе всей системы и на которую действуют силы, приложенные к точкам системы. Следовательно, применяя эту теорему, можно решать две задачи динамики, аналогично задаче Д1.
Частные случаи (законы сохранения движения центра масс). а) Из уравнения (1) следует: если внешние силы таковы, что Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , то Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и, следовательно, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru ; это означает, что центр масс системы движется прямолинейно и равномерно. б) Записав уравнение (1) в проекции на ось, получим Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (2) Частный случай: если выполнены одновременно два условия Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru при Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , то Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – координата Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru центра масс системы остается постоянной и равной своему начальному значению Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , где Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – координата центра масс в произвольный момент времени, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – координата центра масс в начальный момент времени.

Указания.Задача Д2 – на применение теоремы о движении центра масс системы. При решении этой задачи следует составить дифференциальное уравнение движения центра масс системы в векторной форме. Для определения Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru следует cпроектировать это уравнение на горизонтальную ось x (решаем вторую задачу динамики), а для определения N – на вертикальную ось y (решаем первую задачу динамики).

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru Рис. Д2 Пример Д2.Механическая система состоит из грузов D1 массой m1 и D2 массой m2 и из прямоугольной вертикальной плиты массой m3, движущейся вдоль горизонтальных направляющих (рис. Д2). В момент времени t0=0, когда система находилась в покое, под действием внутренних сил грузы начинают двигаться по желобам, представ-ляющим собой окружности радиусов r и R, по законам Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Дано: m1 = 6 кг, m2 = 8 кг, m3 = 12 кг, r = 0,6 м, R = 1,2 м, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (t – в секундах).

Определить: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – закон движения плиты, Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru – закон изменения со временем полной нормальной реакции направляющих.

Решение.Рассмотрим механическую систему, состоящую из плиты и грузов D1 и D2 в произвольном положении (рис. Д2). Изобразим на рисунке действующие на систему внешние силы: силы тяжести Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и реакцию направляющих Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Запишем уравнение движения центра масс системы в векторной форме:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (1)

Проведем координатные оси Oxy так, чтобы ось y проходила через точку C30, где находился центр масс плиты в момент времени t0=0.

а) Определение перемещенияx3(t) (вторая задача динамики). Для определения Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru спроектируем уравнение (1) на ось x. Получим

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru или Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (2)

так как все внешние силы перпендикулярны оси x и поэтому Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Отметим также, что Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru при Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Поэтому, интегрируя дважды уравнение (2), получим:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru (3)

(закон сохранения координаты центра масс системы). Из (3) следует, что

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (4)

Определим значение Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Координата xC центра масс системы определяется по формуле

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (5)

Из рис. Д2 видно, что в произвольный момент времени абсциссы грузов равны соответственно Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Подставляя эти выражения в формулу (5) и учитывая заданные зависимости Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru и Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru от t, получим

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (6)

Определим значение Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Подставляя в (6) t=0, x3(0)=0, получим

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (7)

В соответствии с уравнением (4), приравниваем правые части (6) и (7):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Отсюда получаем зависимость от времени координаты x3.

Ответ: Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru м, где t – в секундах.

б) Определение реакцииN (первая задача динамики). Для определения Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru спроектируем векторное уравнение (1) на вертикальную ось y (см. рис. Д2):

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru или Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (8)

Отсюда получим, учитывая, что P1=m1g, и т.д.:

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , (9)

где Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru пока неизвестно. Для нахождения Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru определим сначала Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . Координата yC центра масс системы определяется по формуле

Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru . (10)

Из рис. Д2 видно, что в произвольный момент времени ординаты грузов равны соответственно Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru , а Задача Д1 (тема: “Динамика точки”) - student2.ru .

Наши рекомендации