Раздел 1. Теоретические аспекты организационных изменений
Дисциплина «Управление изменениями»
Цель курса – формирование у студентов теоретических основ в сфере организационной деятельности, изучение современных подходов к управлению организационными изменениями, технологий и методов проведения изменений в организации, формирование навыков работы с сопротивлением персонала, а также формирования стратегий и планов проведения организационных изменений.
Задачи изучения дисциплины
Основная учебная задача дисциплины - сформировать у студентов общие научные представления о содержании, важнейших процессах и методах проведения изменений в организации.
Задачами изучаемой дисциплины являются следующие:
· изучение теоретических и методологических основ управления организационными изменениями;
· изучение особенностей формирования организаций в условиях непрерывных изменений;
· изучение форм и методов проведения изменений в организации;
· рассмотрение особенностей проведения изменений применительно к отдельным функциональным блокам;
· формирование навыков определения необходимости проведения организационных изменений, диагностики состояния организации, работы с сопротивлением персонала, командообразования, а также формирования стратегий и планов проведения организационных изменений как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теоретические аспекты организационных изменений
Тема 1. Понятие и сущность организационных изменений.
Понятие и сущность организационных изменений.
Взаимосвязь и различие понятий: изменение, развитие, преобразование.
Организационное развитие.
Концепция реинжиниринга бизнес-процессов.
Новые концепции организационных изменений.
Тема 2. Объекты организационных изменений. Принципы управления организационными изменениями
Внешние и внутренние причины изменений. Традиционные и новые объекты организационных изменений.
Знания как новый объект организационных изменений. Особенности организационных изменений, связанных с управлением знаниями.
Уровни осуществления изменений: индивидуальный, групповой, организационный. Классификация организационных изменений.
Методика диагностики проблем, требующих организационных изменений.
Раздел 2.Подходы, модели, стратегии управления организационными изменениями.
Тема 3. Подходы и модели управления организационными изменениями
Управление организационными изменениями - функция менеджеров.
Подходы к проведению организационных изменений: рациональный и эмоциональный.
Основные различия «эволюционной» и «революционной» моделей управления организационными изменениями.
Тема 4. Этапы процесса управления изменениями
Модель изменений К. Левина. Три этапа процесса организационных изменений.
Пять этапов процесса изменений модели Б. Хайнингса.
Эмоциональный подход Дж. Коттера., восемь этапов процесса изменений.
Содержание этапов и стадий процесса управления изменениями.
Тема 5. Стратегии управления изменениями
Стратегия изменений как общий подход к проведению изменений в организации.
Общие стратегии управления изменениями: директивная, переговоры, нормативная, аналитическая, стратегия, ориентированная на действия.
Выбор стратегии изменений.
Раздел 3. Подготовка к проведению изменений
Тема 6. Сопротивление изменениям
Основные причины сопротивления изменениям.
Силы, способствующие и препятствующие изменениям.
Методика анализа поля сил.
Методы преодоления и снижения сопротивления изменениям.
Восемь факторов преодоления сопротивления по Э. Хьюзу.
Рекомендации менеджерам по использованию методов преодоления сопротивления изменениям.
Роль лидерства и использования навыков владения эмоционального интеллекта в снижении сопротивления изменениям.
Тема 7. Формирование команды по управлению проектом организационных изменений
Принципы формирования команды по управлению организационными изменениями.
Инициаторы и участники организационных изменений.
Новые роли и должности в организации, связанные с управлением изменениями.
Характеристики менеджеров по управлению изменениями.
Раздел 1. Теоретические аспекты организационных изменений
Значение организаций:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель Ричарда Дафта
Стадия 1. "Предпринимательство".
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 2. "Коллективная работа".
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 3. "Формализация".
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 4. "Развитие групповой работы".
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Внутренние и внешние причины преобразований
Силы для преобразований:
- силы окружающей среды (экономические, социальные, технологические и др.):
- объективная потребность международного разделения труда → глобализация экономики;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ресурсообеспечение деятельности организаций;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- развитие информационных и коммуникационных технологий;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- научно-технический прогресс, повышение роли знаний, потребность в инновациях, в повышении образовательного уровня сотрудников;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- внутренние силы (проблемы процесса и проблемы поведения).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Три движущие силы современной экономики:
- знания
- глобализация
- изменения
Таблица 3.
Причины изменений
Внешние причины | Внутренние причины |
Вывод:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Традиционные объекты:
в ocнoвнoй cтpyктype: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в зaдaчax и дeятeльнocти:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в пpимeняeмoй тexнoлoгии:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в yпpaвлeнчecкиx cтpyктypax и пpoцeccax:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в opгaнизaциoннoй кyльтype:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в людяx:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в эффeктивнocти paбoты opгaнизaции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
пpecтиж opгaнизaции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Новый объект:
Знания!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Классификация организационных изменений. Объекты организационных изменений.
Таблица 5.
Типология изменений
№ | Основание классификации | Виды изменений |
1. | Причины/источники изменения | 1.1 |
1.2 | ||
2. | Вероятность событий | 2.1 |
2.2 | ||
3. | Направленность действия изменения во времени | 3.1 |
3.2 | ||
4. | Направленность в составе организационной системы управления | 4.1 |
4.2 | ||
4.3 | ||
4.4 | ||
4.5 | ||
4.6 | ||
5. | Форма | 5.1 |
5.2 | ||
6. | Подход к управлению изменениями | 6.1 |
6.2 | ||
7. | Направленность в составе процесса управления | 7.1 |
7.2 | ||
7.3 | ||
7.4 | ||
7.5 | ||
7.6 | ||
8. | Функциональная направленность | 8.1 |
8.2 | ||
8.3 | ||
8.4 | ||
8.5 | ||
8.6 | ||
9. | Радикальность и глубина преобразований | 9.1 |
9.2 | ||
9.3 | ||
9.4 | ||
10. | Уровень | 10.1 |
10.2 | ||
10.3 |
- Методы проведения изменений в организациях
1. Незапланированные изменения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Планируемая перестройка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Навязанные изменения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изменения с участием
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Изменения с использованием переговоров
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель «EASIER»
Envisioning — создание видения
Activating — активация
Supporting — поддержка
Implementing — внедрение
Ensuring -обеспечение
Recognizing — одобрение, признание
Рис. 9. Модель «EASIER»
E___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
A___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
S___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
E___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
R___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание этапов и стадий процесса управления изменениями.
В процессе управления изменениями можно выделить 8 шагов, входящих в 4 крупных этапа, которые соотносятся с этапами Курта Левина следующим образом:
Этап 1. Размораживание.
Побуждение к изменениям. Шаги 1,2,3
Подготовка к изменениям. Шаги 4,5
Этап 2. Движение
Осуществление изменений. Шаг 6
Этап 3. Замораживание.
Закрепление изменений. Шаги 7,8
Этап II. Подготовка к изменениям.
Шаг 4. Анализ внешних и внутренних факторов изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг 5. Разработка плана и программы изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дисциплина «Управление изменениями»
Цель курса – формирование у студентов теоретических основ в сфере организационной деятельности, изучение современных подходов к управлению организационными изменениями, технологий и методов проведения изменений в организации, формирование навыков работы с сопротивлением персонала, а также формирования стратегий и планов проведения организационных изменений.
Задачи изучения дисциплины
Основная учебная задача дисциплины - сформировать у студентов общие научные представления о содержании, важнейших процессах и методах проведения изменений в организации.
Задачами изучаемой дисциплины являются следующие:
· изучение теоретических и методологических основ управления организационными изменениями;
· изучение особенностей формирования организаций в условиях непрерывных изменений;
· изучение форм и методов проведения изменений в организации;
· рассмотрение особенностей проведения изменений применительно к отдельным функциональным блокам;
· формирование навыков определения необходимости проведения организационных изменений, диагностики состояния организации, работы с сопротивлением персонала, командообразования, а также формирования стратегий и планов проведения организационных изменений как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теоретические аспекты организационных изменений