Математического развития дошкольников.
В данном конспекте указаны основные положения методики математического развития дошкольников относительно использования разнообразных дидактических средств в работе по математике. Учитывая современные тенденции, необходимо дополнить этот конспект материалами из учебников и методической литературы (А.М.Леушиной, А.Столяра, Е.Щербаковой, В.Даниловой).
В дидактике особое место отводится средствам обучения и их влиянию на результат обучения.
Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Средства обучения являются источниками получения информации.
Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические средства – более широкое понятие. Сюда входят совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия, слово.
Функции дидактических средств:
· реализуют принцип наглядности
· переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму
· способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий
· увеличивают объем самостоятельной деятельности детей
· интенсифицируют процесс обучения
Группы дидактических средств:
1. комплекты наглядного дидактического материала
2. оборудование для самостоятельных игр и занятий
3. пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)
4. учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой
Характеристика комплекта
наглядного дидактического материала.
Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.
Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:
- внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;
- постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет ® изображение предмета в виде картинки ® черточка ® число; геометрическая фигура ® абстрактный образ ® схема, график, чертеж.
Виды наглядности:
· натуральная наглядность
· изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов)
· математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).
Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида:
1. демонстрационный 2. раздаточный
- крупные игрушки - мелкие предметы
- полочки для показа предметов - плоскостные изображения
- крупные плоскостные изображения мелкие
- фланелегаф - карточки
- магнитная доска - наборы геометрических фигур
- мольберт / доска меловая в пеналах
- картины - цифры мелкие
- таблицы крупные - счетные палочки
- крупные модели геометрических фигур - перфокарты
- карточки с цифрами, знаками крупные - измерительные приборы
- приборы (часы, весы, счеты) - рабочие листы, тетради
- календари и др.
- слайды, диафильмы
- тсо
- tv – программы и др.
Требования к наглядному материалу:
· соответствие возрасту
· хорошо выраженные особенности
· не изобилует деталями
· привлекательность
· безопасность
· устойчивость
· прочность
· разнообразие
· хранится отдельно от других предметов и игрушек
· демонстрируется на уровне глаз детей
· чаще всего не используется для игр вне занятий
Оборудование для самостоятельных
игр и занятий:
· некоторые дидактические средства, применяемые на занятиях
· дидактические игры (настольно-печатные и с предметами)
· обучающие и развивающие игры
· шашки, шахматы
· занимательный математический материал
· отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.
· книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций
Эти средства помещаются в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляются. К ним необходимо обеспечить свободный доступ детей.
Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.
Сюда относятся:
1. геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.
2. головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.
3. логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.
4. задачи на нахождение признаков сходств и отличий
5. лабиринты
6. упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
7. задачи-головоломки с палочками
8. загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.