Математического развития дошкольников.

В данном конспекте указаны основные положения методики математического развития дошкольников относительно использования разнообразных дидактических средств в работе по математике. Учитывая современные тенденции, необходимо дополнить этот конспект материалами из учебников и методической литературы (А.М.Леушиной, А.Столяра, Е.Щербаковой, В.Даниловой).

В дидактике особое место отводится средствам обучения и их влиянию на результат обучения.

Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Средства обучения являются источниками получения информации.

Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические средства – более широкое понятие. Сюда входят совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия, слово.

Функции дидактических средств:

· реализуют принцип наглядности

· переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму

· способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий

· увеличивают объем самостоятельной деятельности детей

· интенсифицируют процесс обучения

Группы дидактических средств:

1. комплекты наглядного дидактического материала

2. оборудование для самостоятельных игр и занятий

3. пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)

4. учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой

Характеристика комплекта

наглядного дидактического материала.

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.

Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:

- внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;

- постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет ® изображение предмета в виде картинки ® черточка ® число; геометрическая фигура ® абстрактный образ ® схема, график, чертеж.

Виды наглядности:

· натуральная наглядность

· изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов)

· математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида:

1. демонстрационный 2. раздаточный

- крупные игрушки - мелкие предметы

- полочки для показа предметов - плоскостные изображения

- крупные плоскостные изображения мелкие

- фланелегаф - карточки

- магнитная доска - наборы геометрических фигур

- мольберт / доска меловая в пеналах

- картины - цифры мелкие

- таблицы крупные - счетные палочки

- крупные модели геометрических фигур - перфокарты

- карточки с цифрами, знаками крупные - измерительные приборы

- приборы (часы, весы, счеты) - рабочие листы, тетради

- календари и др.

- слайды, диафильмы

- тсо

- tv – программы и др.

Требования к наглядному материалу:

· соответствие возрасту

· хорошо выраженные особенности

· не изобилует деталями

· привлекательность

· безопасность

· устойчивость

· прочность

· разнообразие

· хранится отдельно от других предметов и игрушек

· демонстрируется на уровне глаз детей

· чаще всего не используется для игр вне занятий

Оборудование для самостоятельных

игр и занятий:

· некоторые дидактические средства, применяемые на занятиях

· дидактические игры (настольно-печатные и с предметами)

· обучающие и развивающие игры

· шашки, шахматы

· занимательный математический материал

· отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.

· книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций

Эти средства помещаются в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляются. К ним необходимо обеспечить свободный доступ детей.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

Сюда относятся:

1. геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.

2. головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.

3. логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.

4. задачи на нахождение признаков сходств и отличий

5. лабиринты

6. упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей

7. задачи-головоломки с палочками

8. загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.

Наши рекомендации