Национальные доклады «Информационные ресурсы России»
В РФ вышли в свет три Национальных доклада, в которых проведён анализ информационных ресурсов, дана их классификация. Подготовка Национальных докладов но проблемам информационных ресурсов России осуществляется в рамках работ по аналитическому обеспечению формирования и реализации государственной политики в области информатизации, проводимых Министерством Российской Федерации по связи и информатизации Первый доклад по данной тематике был издан в 1995 г. В дальнейшем решением Государственной комиссии по информатизации (ГКИ) была предусмотрена регулярная подготовка Национального доклада - Информационные ресурсы России» (решение ГКИ от 16 декабря 1997 г.).
Информационные ресурсы являются многообразным множеством объектов, участвующих в ряде значительно различающихся по своей природе процессов. В связи с этим даже в таких обобщающих аналитических работах,
Национальный доклад, проблемы информационных ресурсов рассматриваются под преимущественным углом зрения одного из таких процессов или исходя, прежде всего, из используемых технологий, тематической направленности, применяемых организационных схем. В первом Национальном докладе основным предметом рассмотрения были автоматизированные информационные ресурсы (базы n банки данных). Второй Национальный доклад, опубликованный в 1999 г., был посвящен описанию состава и особенностей формирования основных видов государственных информационных ресурсов России. Центральной темой Национального доклада «Информационные ресурсы России» 2002 г. является организация использования информационных ресурсов, прежде всего государственных.
В связи с задачами построения Информационного общества, анализ проблем доступа к информационным ресурсам и организации их использования представляется необходимым также и для определения путей реализации положений этих стратегических документов и выполнения международных обязательств России, в частности в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Основная часть информационных ресурсов (по ряду оценок не менее 90%), создающихся на предприятиях, в организациях и органах управления, используется исключительно или в основном для обеспечения их собственной деятельности. Формирование информационных ресурсов осуществляется ими как в результате самостоятельной генерации информации в ходе производственной и иной деятельности, так и nyieM создания «коллекций» из получаемых (приобретаемых) извне готовых информационных продуктов, приобретения готовых баз и банков данных и информационных систем. При этом во многих государственных организациях « внутренние» информационные ресурсы, не интегрированные непосредственно в разного рода автоматизированные системы управления (АСУ) технологическими процессами или предприятием, системы автоматизированного проектирования, бухгалтерские, кадровые и иные системы, далеко не всегда имеют четкую формализованную структуру.
Эта недостаточная структурированность информационных массивов, содержащих ценную информацию о ходе и результатах (в том числе промежуточных) работ этих организаций и предприятий, зачастую не позволяет использовать их регулярно и эффективно, то есть фактически выводит их из состава реально функционирующих информационных ресурсов.
Некоторая часть (около 3%) информационных ресурсов ориентирована на информационное обеспечение ограниченного количества организаций (обычно это вышестоящий орган, организация или организации, входящие в одну ведомственную или корпоративную структуру). По характеру использования они также фактически являются внутренними для более или менее обширной ведомственной или корпоративной структуры, использующей информационные и информационно-аналитические продукты, подготовленные или собранные организацией - владельцем ресурса,
Информационные ресурсы, создаваемые для предоставления информационных продуктов и услуг неопределенному заранее множеству потребителей, условно можно назвать ресурсами «массового» использования. Они составляют не более 5% общего количества информационных массивов, фондов, баз данных и т.д. Однако именно эти ресурсы являются ключевыми для создания единого информационного пространства, для обеспечения прав граждан и организаций на информацию, для информационного взаимодействия структур различной ведомственной подчиненности и корпоративной принадлежности. Кроме того, информационные ресурсы «массового» использования во многих случаях являются важнейшим источником для формирования и пополнения «внутренних» информационных ресурсов организации, предприятий и отдельных специалистов. В связи с общественной значимостью широкого распространения информационных продуктов основное внимание в докладе уделяется информационным ресурсам, ориентированным на «массовое» использование.
Массовое информационное обслуживание на основе находящихся в их распоряжении информационных ресурсов осуществляют организационные структуры двух традиционных для информационной сферы видов - публичные библиотеки и разного рода информационные и информационно-справочные службы и центры, Эти два класса информационных организаций выделяются именно по характеру использования информационных ресурсов. «Массовые» публичные библиотеки изначально ориентированы на выдачу читателю во временное пользование экземпляра печатного издания, причем, как правило, бесплатно. Библиотечные формы обслуживания превалируют в архивных учреждениях, хотя и с определенными особенностями. Задачи информационных центров всегда заключались в поиске необходимых пользователю (часто корпоративному) документов и выдаче их полных или частичных копий, а иногда и собственных информационных продуктов - от простейших справок до сложных обзорно-аналитических документов.
Информационное обслуживание как в библиотеках, так и в информационных центрах осуществляется в соответствии с запросами пользователей, требованиями, профилями обслуживания. В то же время гораздо больший объем информации распространяется «принудительно», без вербально выраженной информационной потребности через средства массовой информации (СМИ), рекламные службы, систему торговли печатными и иными изданиями. По данным многих исследований, даже профессиональную информацию специалисты получаю в значительной степени из СМИ.
Эффективная организация использования информационных ресурсов возможна только в хорошо структурированном информационном пространстве при наличии достаточных для поиска сведений о составе, содержании и размещении доступных информационных ресурсов. Без подробных сведений о состоянии информационных ресурсов, ходе их формирования и использования невозможно также организовать управление этими ресурсами и в целом информационной деятельностью. В связи с этим способы организации использования информационных ресурсов в значительной мере зависят от существующих методов описания информационных ресурсов, их поиска (часто говорят о «навигации в информационном пространстве») и возможностей качественного мониторинга состояния и использования информационных ресурсов.