Повторение изученного за год (10 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• находить изученные орфограммы;
• грамотно списывать и писать под диктовку текст (55—60 слов);
1 Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего програм
много материала.
2 Упражнения по чистописанию проводятся 3 раза в неделю, по 8—10 минут на
уроке.
• проводить морфологический разбор простых по структуре
слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памят
ки;
• распознавать и называть изученные части речи;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• склонять имена существительные единственного числа с
ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму;
• определять число и род имен существительных и прилагатель
ных, согласовывать имена прилагательные и существительные в
роде, числе и падеже; употреблять антонимы (слова, противопо
ложные по значению);
• изменять глаголы по временам;
• пользоваться школьными орфографическим и толковым сло
варями;
• различать предложения по интонации;
• проводить элементарный синтаксический разбор предложе
ния: выделять главные и второстепенные члены предложения,
употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные чле
ны предложения;
• устанавливать связь между словами в словосочетании, распо
знавать главное и зависимое слово;
• писать изложения простых по лексике и содержанию текстов
(55-60 слов);
• озаглавливать текст;
• восстанавливать деформированный текст;
• писать почтовый адрес, объявления, отказ в просьбе, поздрав
ление, приглашение.
Слова с непроверяемыми написаниями:автобус, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, весело, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, декабрь, дорога, желтый, завтра, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллекция, килограмм, комната, кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, победа, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, рассказ, расстояние, рисунок, сахар, север, сентябрь, сирень, скоро, солома, спасибо, столица, совет, солдат, соловей, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, Улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
IV класс(170 ч)1
Фонетика и графика(10 ч)
Повторение: звуки гласные и согласные (их опознавательные признаки, называние), твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные (способы различения). Обозначение мягкости согласных гласными и мягким знаком; ударение, ударные и безударные гласные; звуки и буквы; деление слов на слоги; правила переноса слов с одной строки на другую; правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;алфавит, распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве), пользование школьным орфографическим словарем; активное использование изученной терминологии.
Морфология(135 ч)
Состав слова (6 ч)
Обогащение и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу (морфологический анализ) и образовывать новые слова с помощью значимых частей слова. Дальнейшее развитие орфографической зоркости. Совершенствование применения правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.
Части речи (129 ч)
Имя существительное. Повторение изученного в I—III классах.
Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонений в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ия, -ий, -ие). Склонение имен существительных во множественном числе.
Антонимы и синонимы. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.
Имя прилагательное. Повторение изученного в III классе: изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны (кроме притяжательных прилагательных); имена прилагательные, сходные и про-
1 Из расчета 5 ч в неделю.
тивоположные по значению. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).
Личное местоимение. Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глаголы. Повторение пройденного в III классе. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение). Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице (-ешь, -ишь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Сходные и противоположные по значению глаголы. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Многозначительные слова. Синонимы, антонимы (без терминологии). Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование орфографического и толкового школьных словарей.
Наречие. Подготовительные устные упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях. Выделение наречий в предложениях и в тексте. Ознакомление с термином наречие. Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Правописание наиболее употребительных и семантически понятных ученикам наречий с суффиксами -о, —а: близко, быстро, внимательно, завтра, интересно, медленно, налево, направо, слева, справа, честно.
Имя числительное. Наблюдения за употреблением имен числительных в общении. Ознакомление с термином имя числительное. Употребление в письменной и устной речи словосочетаний типа пять страниц, шесть ложек, нет ножей.