Повторение изученного за год (10 ч)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• находить изученные орфограммы;

• грамотно списывать и писать под диктовку текст (55—60 слов);

1 Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего програм­
много материала.

2 Упражнения по чистописанию проводятся 3 раза в неделю, по 8—10 минут на
уроке.

• проводить морфологический разбор простых по структуре
слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памят­
ки;

• распознавать и называть изученные части речи;

• подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• склонять имена существительные единственного числа с
ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму;

• определять число и род имен существительных и прилагатель­
ных, согласовывать имена прилагательные и существительные в
роде, числе и падеже; употреблять антонимы (слова, противопо­
ложные по значению);

• изменять глаголы по временам;

• пользоваться школьными орфографическим и толковым сло­
варями;

• различать предложения по интонации;

• проводить элементарный синтаксический разбор предложе­
ния: выделять главные и второстепенные члены предложения,
употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные чле­
ны предложения;

• устанавливать связь между словами в словосочетании, распо­
знавать главное и зависимое слово;

• писать изложения простых по лексике и содержанию текстов
(55-60 слов);

• озаглавливать текст;

• восстанавливать деформированный текст;

• писать почтовый адрес, объявления, отказ в просьбе, поздрав­
ление, приглашение.

Слова с непроверяемыми написаниями:автобус, аптека, биб­лиотека, болото, ботинки, вагон, весело, вместе, вокруг, воскресе­нье, восток, вчера, герой, декабрь, дорога, желтый, завтра, зав­трак, земляника, картина, картофель, квартира, коллекция, кило­грамм, комната, кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овощи, ого­род, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, пе­сок, победа, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшени­ца, пятница, ракета, растение, рассказ, расстояние, рисунок, са­хар, север, сентябрь, сирень, скоро, солома, спасибо, столица, совет, солдат, соловей, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, Улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

IV класс(170 ч)1

Фонетика и графика(10 ч)

Повторение: звуки гласные и согласные (их опознавательные признаки, называние), твердые и мягкие, звонкие и глухие соглас­ные (способы различения). Обозначение мягкости согласных глас­ными и мягким знаком; ударение, ударные и безударные гласные; звуки и буквы; деление слов на слоги; правила переноса слов с од­ной строки на другую; правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;алфавит, распределение слов в алфавитном порядке (по первой бу­кве), пользование школьным орфографическим словарем; актив­ное использование изученной терминологии.

Морфология(135 ч)

Состав слова (6 ч)

Обогащение и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу (морфологический анализ) и образовывать новые слова с помощью значимых частей слова. Дальнейшее развитие орфогра­фической зоркости. Совершенствование применения правил пра­вописания гласных и согласных в корне слова, в изученных при­ставках.

Части речи (129 ч)

Имя существительное. Повторение изученного в I—III классах.

Три склонения имен существительных. Правописание безудар­ных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонений в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ия, -ий, -ие). Склонение имен существительных во множественном числе.

Антонимы и синонимы. Употребление предлогов с именами су­ществительными в различных падежах.

Имя прилагательное. Повторение изученного в III классе: изме­нение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны (кроме притяжа­тельных прилагательных); имена прилагательные, сходные и про-

1 Из расчета 5 ч в неделю.

тивоположные по значению. Правописание безударных оконча­ний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

Личное местоимение. Подготовительные упражнения в составле­нии предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без пред­логов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глаголы. Повторение пройденного в III классе. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение). Право­писание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице (-ешь, -ишь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Сходные и противоположные по значению гла­голы. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устра­нение однообразного употребления слов в связной речи.

Многозначительные слова. Синонимы, антонимы (без термино­логии). Употребление слов в прямом и переносном значении. Ис­пользование орфографического и толкового школьных словарей.

Наречие. Подготовительные устные упражнения в использова­нии наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях. Вы­деление наречий в предложениях и в тексте. Ознакомление с тер­мином наречие. Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Правописание наиболее употребитель­ных и семантически понятных ученикам наречий с суффиксами -о, —а: близко, быстро, внимательно, завтра, интересно, медленно, налево, направо, слева, справа, честно.

Имя числительное. Наблюдения за употреблением имен числи­тельных в общении. Ознакомление с термином имя числительное. Употребление в письменной и устной речи словосочетаний типа пять страниц, шесть ложек, нет ножей.

Наши рекомендации