Ознакомление с произведениями художественной литературы
Восприятие на слух прочитанного учителем небольшого художественного произведения или законченного отрывка. Рассматривание иллюстраций в книге, пересказ по ним и по вопросам учителя содержания услышанного произведения. Ознакомление с терминами обложка, страницы, автор, название (заголовок), дей-Л ствующие лица (герои), начало, окончание.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного периода
Учащиеся должны знать:
• о двух основных группах букв русского языка — гласных и со
гласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на осо
бенности звучания и артикуляции; различать на слух твердые и
мягкие согласные;
• большинство букв, обозначающих согласные звуки.
Учащиеся должны уметь:
• различать на слух выделенные из слов звуки речи, последова-1
тельно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написа-|
ние которых не расходится с произношением;
• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
• выделять предложения из устной речи;
• выделять слова из предложения;
1 Программа обеспечивается тетрадью с печатной основой «Я учусь писать» (авторы — Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, Т.А.Мещерякова).
• правильно держать ручку при письме, располагать тетрадь, ориентироваться на странице тетради, рисовать узоры, орнаменты в пределах рабочей строки, писать элементы букв.
Букварный период(153 ч)1
Обучение чтению2
Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные.
Обучение приемам чтения3 прямых, обратных и закрытых слогов. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных.
Ознакомление с буквами Ь (как показателем мягкости согласных) и Ъ, обучение чтению слов простых слоговых структур с Ь, слов с разделительными Ь, Ъ.
Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных.
Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в букваре, тетради, на доске, с использованием всего алфавита. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений.
Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т.п., практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Выделение не понятных по значению слов.
Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение,
1 В зависимости от усвоения детьми материала учитель может этот период со
кратить.
2На внеклассное чтение в букварный период отводится пол-урока один раз в
неделю.
J Программа реализуется по действующему в настоящее время учебнику «Азбука» (авторы — Б.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин). Способ условно-графического обозначения звукового состава слов тот же, что и в добукварный период.
громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (объемом 8—12 страниц) в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах.
Обучение письму
Соответствующая санитарно-гигиеническим нормам посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ею пользоваться.
Усвоение начертания прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв. Обозначение звуков соответствующими письменными буквами. Сравнение и различение сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш,е-з, л-г и других. Связное и ритмичное письмо букв и их соединений. Правильное расположение букв, слов, предложений на строке и на листе тетради.
Буквы, не обозначающие звуков (ь, ъ). Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё,ю,я\\ мягким знаком (ь). Письмо в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Постановка знака ударения в каждом написанном двух- и многосложном слове. Выделение безударных гласных в написанных словах, установление наличия или отсутствия безударных гласных в произносимых словах. Выделение звонких согласных в слабой позиции.
Обозначение границ предложения заглавной буквой в начале его и точкой, восклицательным или вопросительным знаками в конце. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Списывание слов и предложений из двух-четырех слов с рукописного и печатного образцов. Орфографическое чтение при списывании. Проверка написанного при помощи зрительного сличения с образцом и орфографического чтения.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Запоминание и письмо слов с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.