Ознакомление с произведениями художественной литературы

Восприятие на слух прочитанного учителем небольшого худо­жественного произведения или законченного отрывка. Рассмат­ривание иллюстраций в книге, пересказ по ним и по вопросам учителя содержания услышанного произведения. Ознакомление с терминами обложка, страницы, автор, название (заголовок), дей-Л ствующие лица (герои), начало, окончание.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного периода

Учащиеся должны знать:

• о двух основных группах букв русского языка — гласных и со­
гласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на осо­
бенности звучания и артикуляции; различать на слух твердые и
мягкие согласные;

• большинство букв, обозначающих согласные звуки.
Учащиеся должны уметь:

• различать на слух выделенные из слов звуки речи, последова-1
тельно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написа-|
ние которых не расходится с произношением;

• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);

• выделять предложения из устной речи;

• выделять слова из предложения;

1 Программа обеспечивается тетрадью с печатной основой «Я учусь писать» (ав­торы — Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, Т.А.Мещерякова).

• правильно держать ручку при письме, располагать тетрадь, ориентироваться на странице тетради, рисовать узоры, орнаменты в пределах рабочей строки, писать элементы букв.

Букварный период(153 ч)1

Обучение чтению2

Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки и бук­вы. Мягкие и твердые согласные.

Обучение приемам чтения3 прямых, обратных и закрытых сло­гов. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плав­ное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных.

Ознакомление с буквами Ь (как показателем мягкости соглас­ных) и Ъ, обучение чтению слов простых слоговых структур с Ь, слов с разделительными Ь, Ъ.

Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением соглас­ных.

Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложе­ний, написанных печатным и рукописным шрифтом в букваре, те­тради, на доске, с использованием всего алфавита. Ответы на во­просы по содержанию прочитанных предложений.

Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, расска­зов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстра­циям. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сю­жетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т.п., практическое определение в текстах нача­ла, окончания, основного содержания. Выделение не понятных по значению слов.

Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знаком­ство с особенностями устной речи: правильное произношение,

1 В зависимости от усвоения детьми материала учитель может этот период со­
кратить.

2На внеклассное чтение в букварный период отводится пол-урока один раз в
неделю.

J Программа реализуется по действующему в настоящее время учебнику «Азбу­ка» (авторы — Б.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин). Способ условно-графического обозна­чения звукового состава слов тот же, что и в добукварный период.

громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знаком­ство с доступными книгами (объемом 8—12 страниц) в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах.

Обучение письму

Соответствующая санитарно-гигиеническим нормам посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ею пользоваться.

Усвоение начертания прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв. Обозначение звуков соответствую­щими письменными буквами. Сравнение и различение сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш,е-з, л-г и дру­гих. Связное и ритмичное письмо букв и их соединений. Правиль­ное расположение букв, слов, предложений на строке и на листе тетради.

Буквы, не обозначающие звуков (ь, ъ). Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё,ю,я\\ мягким знаком (ь). Письмо в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Постановка знака ударения в каждом написанном двух- и мно­госложном слове. Выделение безударных гласных в написанных словах, установление наличия или отсутствия безударных гласных в произносимых словах. Выделение звонких согласных в слабой позиции.

Обозначение границ предложения заглавной буквой в начале его и точкой, восклицательным или вопросительным знаками в конце. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, кличках жи­вотных. Списывание слов и предложений из двух-четырех слов с рукописного и печатного образцов. Орфографическое чтение при списывании. Проверка написанного при помощи зрительного сличения с образцом и орфографического чтения.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Запо­минание и письмо слов с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.


Наши рекомендации