Кинематическое исследование механизмов

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА МЕХАНИЗМА.

Компрессоры подвижного состава железных дорог Российской Федерации одноцилиндровые и многоцилиндровые состоят из кривошипа (коленчатого вала) и присоединенных к нему структурных групп (группы Ассура). Например, V- образный компрессор (рис.1), независимо от угла между осями цилиндров α состоит из кривошипа 1,шатунов 2 и 4, ползунов (поршней) 3 и 5. С точки зрения структуры этого механизма он состоит из механизма 1го класса 1го порядка (звено 1) двух структурных групп 1го класса 2го порядка 2 модификации (рис.2).

Присоединением к кривошипу еще одной структурной группы можно получить 3-х цилиндровый механизм (звенья 6 и 7 на рис.1).

Кинематический расчет механизма компрессора сводится к расчету параметров движения звеньев, входящих в состав указанных групп. При этом алгоритм определения этих параметров будет одним и тем же для каждой группы независимо от положения звеньев в механизме.

Для кинематического расчета механизма задается его кинематическая схема с указанием размеров звеньев, положение кривошипа в рассматриваемый момент времени и скорость его вращения.

План механизма (кинематическая схема) для выполнения расчетов графоаналитическим методом строится с использованием масштаба.

При расчете механизмов часто применяют так называемый масштабный коэффициент К, равный отношению действительных размеров звеньев к их размерам на чертеже, т.е.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Например, действительная длина кривошипа ℓOA= 0.05м, отрезок ОА, изображающей его на чертеже, примем ОА=25мм.

Масштабный коэффициент К при этом будет равен:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

т.е. в 1мм чертежа содержится 2мм действительного размера. Фактически это масштаб уменьшения 1:2.

Иногда при построении кинематической схемы механизма необходимо определить недостающие размеры звеньев. Пусть,например, задано λ=ℓOA/ℓAB (параметр механизма), тогда длина ℓAB при заданном ℓOA и λ определится из соотношения ℓAB =ℓOA/ λ.

Разделив размеры всех звеньев на принятый масштабный коэффициент, найдем отрезки, изображающие их на чертеже.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для выбора заданного положения кривошипа траектория точки А (окружность)разбивается на 12 равных частей от начала отсчета, в качестве которого чаще всего принимается положение точки А на линии ОВ. Отсчет положений точки А ( по часовой или против часовой стрелки) производится в зависимости от заданного направления вращения кривошипа.

Положение точек В и С на линии ОВ и ОС находим методом «засечек» циркулем, установленным в точку А и содержащим размер звеньев АВ и АС, в принятом масштабе. На звеньях АВ и ВС необходимо указать положение их центров масс (в соответствии с заданием).

Размеры прямоугольников, изображающих поршни компрессора 3 и 5 не должны соответствовать их действительным размерам и выбираются произвольно как условное изображение поступательно движущихся звеньев.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ЗВЕНЬЕВ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ ПЛАНА СКОРОСТЕЙ.

Обычно принимается что кривошип вращается с постоянной угловой скоростью. Линейная скорость точки А кривошипа, как известно, определяется по формуле:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru

где ω1-угловая скорость вращения кривошипа, которую определим по формуле


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection2>

Здесь n1-число оборотов кривошипа в мин.

Вектор скорости точки, движущейся по какой-либо траектории всегда направлен по касательной к траектории в этой точке. В нашем случае вектор скорости в точке А направлен по касательной к окружности в точке А, т.е. перпендикулярен к радиусу ОА. Из произвольной точки PV на плоскости проводим отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru произвольной длины, который будет в масштабе кинематическое исследование механизмов - student2.ru (масштабный коэффициент скорости) изображать скорость точки. Величина кинематическое исследование механизмов - student2.ru будет равна:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection3>

т.е. масштабный коэффициент показывает сколько единиц скорости содержится в одном миллиметре отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Далее определяем скорость точки В, принадлежащей одновременно звеньям 2 и 3. Звено 2 совершает сложное плоскопараллельное движение. В сложном движении скорость точки В определим в соответствии с векторным уравнением:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (4)

где кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки В

кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки А

кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки В относительно А.

В векторном уравнении (4) скорость точки А известна по величине и по направлению, скорости VB и VA известны только по направлению. Скорость точки В направлена по линии ОВ(движение ползуна-поршня 3 по направляющим), вектор скорости точки В относительно точки А будет направлен перпендикулярно отрезку АВ как радиусу окружности, описываемой точкой В в ее относительном движении вокруг точки А. В соответствии с этим из точки PV проводим луч параллельный линии ОВ, а из точки кинематическое исследование механизмов - student2.ru отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru луч, перпендикулярный АВ. Пересечение этих лучей в точке кинематическое исследование механизмов - student2.ru определяет отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru , который в принятом масштабе изображает скорость точки В, а отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru изображает скорость точки В относительно точки А.

Направление векторов этих скоростей должно соответствовать уравнению (4), а их величина определяется из соотношений:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Аналогичным образом определяются скорость точки С и точки С относительно точки А.Положение точек S2 и S4( центров масс), звеньев на плане скоростей определяется в соответствии с условием подобия : их расположение не плане скоростей подобно расположению на схеме механизма. Так, например, если точка S2 находится на одной трети отрезка АВ, а точка S2 на плане скоростей будет также находиться на одной трети отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru . Соединив точки S2 и S4 с полюсом плана скоростей получим векторы скоростей этих точек, а величина скорости определится из

cоотношения:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru , м/c

кинематическое исследование механизмов - student2.ru , м/c

Построенный план скоростей для механизма компрессора позволяет определить угловые скорости звеньев 2 и 4 в их вращательном движении.

Как уже говорилось, отрезок плана скоростей аb (вектор) обозначает скорость точки В относительно точки А. Разделив величину скорости кинематическое исследование механизмов - student2.ruна действительную длину звена АВ получим угловую скорость звена 2, т.е.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для определения направления угловой скорости ω2 необходимо вектор скорости кинематическое исследование механизмов - student2.ru приложить к точке В (см. рис 1.). Необходимо убедиться, что звено 2 при этом будет вращаться против часовой стрелки.

Угловую скорость звена 4 и ее направление определим аналогичным образом :


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА УСКОРЕНИЙ.

Построение плана ускорений также начинаем со звена 1. В общем случае ускорение точки А, лежащей на кривошипе определится из векторного уравнения:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

где кинематическое исследование механизмов - student2.ru - нормальное (центростремительное) ускорение точки А.


кинематическое исследование механизмов - student2.ru - тангенциальное ускорение точки А.

Так как кривошип вращается с постоянной угловой скоростью кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection4>

Центростремительное ускорение точки А определим по формуле:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для построения плана ускорений из произвольной точки кинематическое исследование механизмов - student2.ru проводим луч произвольной длины( но не менее 100 мм) параллельно кривошипу. Зная величину ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru длину отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru (мм) определим масштабный коэффициент ускорений кинематическое исследование механизмов - student2.ru .


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

.

Ускорение точки В в сложном движении шатуна определим в соответствием с векторным уравнением :

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

В уравнении (5) имеется 3 неизвестных по величине параметра кинематическое исследование механизмов - student2.ru

при известном их направлении. Для графического решения уравнения (5) необходимо определить величину одного из неизвестных параметров, в частности величину нормального ускорения точки В относительно точки А :

кинематическое исследование механизмов - student2.ru


Вектор ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru направлен от точки В к точке А параллельно шатуну АВ. Величина отрезка, изображающего ускорение кинематическое исследование механизмов - student2.ru определим из

cоотношения:
кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Определив величину ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru и отложив на чертеже отрезок аn' решаем уравнение (5) графически. Для этого из точки Ра (полюса плана ускорений) проводим луч, параллельный линии ОВ, который соответствует направлению вектора ускорения точки В, до пересечения с направлением вектора тангенциального ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Полученная фигура является решением уравнения (5); направление векторов на этой фигуре (план ускорений) должны соответствовать уравнению (5).

Величину искомых уравнений определяем умножением соответствующих отрезков плана ускорений на масштабный коэффициент ускорений:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

На плане ускорений, так же как на плане скоростей, определяем положение точек S2 и S4 в соответствии с теоремой подобия, после чего находим величину ускорений центров масс шатунов 2 и 4.


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для звеньев 4 и 5 искомые ускорения определяем аналогичным образом в соответствии с уравнениями:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Величина и направление линейных ускорений характерных точек для звеньев 2 и 4 показана на рис. 4. План ускорений позволяет определить величину и направление угловых ускорений шатунов.

Угловое ускорение шатуна 2:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

угловое ускорение шатуна 4:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Направление этих ускорений определяется по направлению тангенциальных ускорений, приложенных в соответствующих точках (см.рис.1 и рис.4).

Планы скоростей и ускорений позволяют определить характер движения звеньев механизма. При одинаковом направлении скорости и ускорения звенья движутся ускоренно, при разном направлении- замедленно.

В нашем случае : звено-1 движется равномерно (по условию), звено 2- ускоренно, звено 3- замедленно, звено 4- замедленно, звено 5-ускоренно.

Необходимо отметить, что кинематический анализ механизма необходимо осуществлять за цикл, который в данном механизме соответствует полному обороту кривошипа.

В предположении, что кинематические параметры механизма не изменяются скачкообразно, их определяют для восьми, двенадцати и более положений кривошипа в зависимости от условий поставленной задачи.

В этом случае план механизма, планы скоростей и ускорений строятся для каждого из этих положений.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

АНАЛИТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.

Кинематическое исследование механизмов методом построения планов скоростей и ускорений позволяет определить с достаточной точностью величину и характер изменения кинематических параметров механизма. Однако построение планов скоростей и ускорений для нескольких положений механизма за весь цикл значительно увеличивает объем проводимой работы, особенно для сложных механизмов. Кроме того, при этом методе значительно усложняется процесс оптимизации кинематических параметров. Из-за необходимости многократных построений планов скоростей и ускорений. При использовании вычислительной техники для кинематического исследование механизмов необходимо иметь аналитические зависимости искомых параметров, позволяющие определять их за весь цикл в соответствии с изменениям обобщенных координат.

Одним из методов аналитического исследования кинематики механизмов является метод замкнутых векторных контуров, предложенный В.А. Зиновьевым [ ].

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

(рис.12)

При кинематическом исследовании механизмов этим методом каждое звено механизма представляется в виде вектора определенного направления. Рассмотрим этот метод на примере кривошипно-ползунного механизма (рис.12), в котором кривошип ОА является вектором кинематическое исследование механизмов - student2.ru , а шатун АВ вектором кинематическое исследование механизмов - student2.ru . Положение точки B в системе координат xoy обозначено вектором кинематическое исследование механизмов - student2.ru Условие замкнутости векторов при принятом направлении векторов кинематическое исследование механизмов - student2.ru и кинематическое исследование механизмов - student2.ru :

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (1)

Углы кинематическое исследование механизмов - student2.ru и кинематическое исследование механизмов - student2.ru соответственно определяют положение векторов кинематическое исследование механизмов - student2.ru и кинематическое исследование механизмов - student2.ru в выбранной системе координат. Спроектируем эти векторы на оси координат:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (2)

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (3)

Одной из основных задач в данном случае является нахождение функции изменения кинематических параметров механизма при изменении обобщенной координаты кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Как следует из уравнения (3):

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru (4)

Обозначим кинематическое исследование механизмов - student2.ru - параметр механизма, который в кривошипно-ползунных механизмов транспортных машин изменяется в пределах кинематическое исследование механизмов - student2.ru

и определяет их габариты. С учетом кинематическое исследование механизмов - student2.ru формула (4) примет вид:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru (5)

Продифференцируем уравнение (3) по времени при условии кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru (6)

Из уравнения (6) определим угловую скорость шатуна:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru (7)

Для определения углового ускорения шатуна кинематическое исследование механизмов - student2.ru продифференцируем уравнение (6):

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru 0

Откуда следует

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (8)

Направление угловых скоростей и ускорений определяется по соответствии их знака принятому положительному направлению отсчета углов кинематическое исследование механизмов - student2.ruи кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

В соответствии с (5) формулу (2) представим в виде:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Чтобы избавиться от радикала разложим его в бесконечный ряд Маклорена:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Этот ряд быстро сходится и для практических расчетов при кинематическое исследование механизмов - student2.ru достаточно использовать два первых члена. Величина третьего члена кинематическое исследование механизмов - student2.ru при кинематическое исследование механизмов - student2.ru и кинематическое исследование механизмов - student2.ru составляет кинематическое исследование механизмов - student2.ru или 0,05% от единицы.

Таким образом, положение точки B можно приближенно, но с достаточной степенью точности определить по формуле:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (9)

Продифференцировав дважды уравнение (9) получим также приближенные формулы для определения скорости точки B.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (10)

и соответственно ускорение:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (11)
Точное значения ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru представляется в виде бесконечного тригонометрического ряда:

а

коэффициенты, кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru которого определяются в зависимости от величины кинематическое исследование механизмов - student2.ru . В частности, при кинематическое исследование механизмов - student2.ru коэффициент кинематическое исследование механизмов - student2.ru ,254, т.е. незначительно отличается от кинематическое исследование механизмов - student2.ru . Для других значений параметра кинематическое исследование механизмов - student2.ru коэффициенты кинематическое исследование механизмов - student2.ru также незначительно отличаются от его величины, что потверждает возможность использования формул (10) и (11) при различных кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Определим экстремальные значения ускорения точки B. Для этого продифференцируем уравнение (11) по независимому переменному кинематическое исследование механизмов - student2.ru и приравняем его к нулю.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (12)

Уравнение (12) дает возможность определить угол кинематическое исследование механизмов - student2.ru , при котором кинематическое исследование механизмов - student2.ru имее кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Учитывая, что кинематическое исследование механизмов - student2.ru не равно нулю, и заменив кинематическое исследование механизмов - student2.ru его значениями после преобразования получим:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

откуда кинематическое исследование механизмов - student2.ru (13)

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (14)

Из уравнения (13) получим значения угла кинематическое исследование механизмов - student2.ru и кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

При этих значениях угла кинематическое исследование механизмов - student2.ru имеют место два вида уравнений, определяющих экстремальные значения ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru :

при кинематическое исследование механизмов - student2.ru ; кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Уравнение (14) добавляет еще два дополнительных экстремальных значения в соответствии с формулой:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Так как кинематическое исследование механизмов - student2.ru , то это уравнение справедливо, если кинематическое исследование механизмов - student2.ru . При этом значении кинематическое исследование механизмов - student2.ru получается два угла кинематическое исследование механизмов - student2.ru (во второй третьей четвертях), при которых ускорение кинематическое исследование механизмов - student2.ru имеет экстремальные значения. кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Характер изменения ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru в зависимости от угла кинематическое исследование механизмов - student2.ru для разных значений параметра кинематическое исследование механизмов - student2.ru показан на (рис.13).

При кинематическом исследовании сложного механизма (см.рис.1), состоящего в общем из двух кривошипно-ползунных механизмов с одним кривошипом, необходимо составить расчетную схему, которая будет зависеть от расположения выбранной системы координат.

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА МЕХАНИЗМА.

Компрессоры подвижного состава железных дорог Российской Федерации одноцилиндровые и многоцилиндровые состоят из кривошипа (коленчатого вала) и присоединенных к нему структурных групп (группы Ассура). Например, V- образный компрессор (рис.1), независимо от угла между осями цилиндров α состоит из кривошипа 1,шатунов 2 и 4, ползунов (поршней) 3 и 5. С точки зрения структуры этого механизма он состоит из механизма 1го класса 1го порядка (звено 1) двух структурных групп 1го класса 2го порядка 2 модификации (рис.2).

Присоединением к кривошипу еще одной структурной группы можно получить 3-х цилиндровый механизм (звенья 6 и 7 на рис.1).

Кинематический расчет механизма компрессора сводится к расчету параметров движения звеньев, входящих в состав указанных групп. При этом алгоритм определения этих параметров будет одним и тем же для каждой группы независимо от положения звеньев в механизме.

Для кинематического расчета механизма задается его кинематическая схема с указанием размеров звеньев, положение кривошипа в рассматриваемый момент времени и скорость его вращения.

План механизма (кинематическая схема) для выполнения расчетов графоаналитическим методом строится с использованием масштаба.

При расчете механизмов часто применяют так называемый масштабный коэффициент К, равный отношению действительных размеров звеньев к их размерам на чертеже, т.е.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Например, действительная длина кривошипа ℓOA= 0.05м, отрезок ОА, изображающей его на чертеже, примем ОА=25мм.

Масштабный коэффициент К при этом будет равен:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

т.е. в 1мм чертежа содержится 2мм действительного размера. Фактически это масштаб уменьшения 1:2.

Иногда при построении кинематической схемы механизма необходимо определить недостающие размеры звеньев. Пусть,например, задано λ=ℓOA/ℓAB (параметр механизма), тогда длина ℓAB при заданном ℓOA и λ определится из соотношения ℓAB =ℓOA/ λ.

Разделив размеры всех звеньев на принятый масштабный коэффициент, найдем отрезки, изображающие их на чертеже.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для выбора заданного положения кривошипа траектория точки А (окружность)разбивается на 12 равных частей от начала отсчета, в качестве которого чаще всего принимается положение точки А на линии ОВ. Отсчет положений точки А ( по часовой или против часовой стрелки) производится в зависимости от заданного направления вращения кривошипа.

Положение точек В и С на линии ОВ и ОС находим методом «засечек» циркулем, установленным в точку А и содержащим размер звеньев АВ и АС, в принятом масштабе. На звеньях АВ и ВС необходимо указать положение их центров масс (в соответствии с заданием).

Размеры прямоугольников, изображающих поршни компрессора 3 и 5 не должны соответствовать их действительным размерам и выбираются произвольно как условное изображение поступательно движущихся звеньев.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ЗВЕНЬЕВ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ ПЛАНА СКОРОСТЕЙ.

Обычно принимается что кривошип вращается с постоянной угловой скоростью. Линейная скорость точки А кривошипа, как известно, определяется по формуле:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru

где ω1-угловая скорость вращения кривошипа, которую определим по формуле


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection2>

Здесь n1-число оборотов кривошипа в мин.

Вектор скорости точки, движущейся по какой-либо траектории всегда направлен по касательной к траектории в этой точке. В нашем случае вектор скорости в точке А направлен по касательной к окружности в точке А, т.е. перпендикулярен к радиусу ОА. Из произвольной точки PV на плоскости проводим отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru произвольной длины, который будет в масштабе кинематическое исследование механизмов - student2.ru (масштабный коэффициент скорости) изображать скорость точки. Величина кинематическое исследование механизмов - student2.ru будет равна:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection3>

т.е. масштабный коэффициент показывает сколько единиц скорости содержится в одном миллиметре отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Далее определяем скорость точки В, принадлежащей одновременно звеньям 2 и 3. Звено 2 совершает сложное плоскопараллельное движение. В сложном движении скорость точки В определим в соответствии с векторным уравнением:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru (4)

где кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки В

кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки А

кинематическое исследование механизмов - student2.ru - вектор скорости точки В относительно А.

В векторном уравнении (4) скорость точки А известна по величине и по направлению, скорости VB и VA известны только по направлению. Скорость точки В направлена по линии ОВ(движение ползуна-поршня 3 по направляющим), вектор скорости точки В относительно точки А будет направлен перпендикулярно отрезку АВ как радиусу окружности, описываемой точкой В в ее относительном движении вокруг точки А. В соответствии с этим из точки PV проводим луч параллельный линии ОВ, а из точки кинематическое исследование механизмов - student2.ru отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru луч, перпендикулярный АВ. Пересечение этих лучей в точке кинематическое исследование механизмов - student2.ru определяет отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru , который в принятом масштабе изображает скорость точки В, а отрезок кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru изображает скорость точки В относительно точки А.

Направление векторов этих скоростей должно соответствовать уравнению (4), а их величина определяется из соотношений:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Аналогичным образом определяются скорость точки С и точки С относительно точки А.Положение точек S2 и S4( центров масс), звеньев на плане скоростей определяется в соответствии с условием подобия : их расположение не плане скоростей подобно расположению на схеме механизма. Так, например, если точка S2 находится на одной трети отрезка АВ, а точка S2 на плане скоростей будет также находиться на одной трети отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru . Соединив точки S2 и S4 с полюсом плана скоростей получим векторы скоростей этих точек, а величина скорости определится из

cоотношения:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru , м/c

кинематическое исследование механизмов - student2.ru , м/c

Построенный план скоростей для механизма компрессора позволяет определить угловые скорости звеньев 2 и 4 в их вращательном движении.

Как уже говорилось, отрезок плана скоростей аb (вектор) обозначает скорость точки В относительно точки А. Разделив величину скорости кинематическое исследование механизмов - student2.ruна действительную длину звена АВ получим угловую скорость звена 2, т.е.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для определения направления угловой скорости ω2 необходимо вектор скорости кинематическое исследование механизмов - student2.ru приложить к точке В (см. рис 1.). Необходимо убедиться, что звено 2 при этом будет вращаться против часовой стрелки.

Угловую скорость звена 4 и ее направление определим аналогичным образом :


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА УСКОРЕНИЙ.

Построение плана ускорений также начинаем со звена 1. В общем случае ускорение точки А, лежащей на кривошипе определится из векторного уравнения:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

где кинематическое исследование механизмов - student2.ru - нормальное (центростремительное) ускорение точки А.


кинематическое исследование механизмов - student2.ru - тангенциальное ускорение точки А.

Так как кривошип вращается с постоянной угловой скоростью кинематическое исследование механизмов - student2.ru

class=WordSection4>

Центростремительное ускорение точки А определим по формуле:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для построения плана ускорений из произвольной точки кинематическое исследование механизмов - student2.ru проводим луч произвольной длины( но не менее 100 мм) параллельно кривошипу. Зная величину ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru длину отрезка кинематическое исследование механизмов - student2.ru (мм) определим масштабный коэффициент ускорений кинематическое исследование механизмов - student2.ru .


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

.

Ускорение точки В в сложном движении шатуна определим в соответствием с векторным уравнением :

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

В уравнении (5) имеется 3 неизвестных по величине параметра кинематическое исследование механизмов - student2.ru

при известном их направлении. Для графического решения уравнения (5) необходимо определить величину одного из неизвестных параметров, в частности величину нормального ускорения точки В относительно точки А :

кинематическое исследование механизмов - student2.ru


Вектор ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru направлен от точки В к точке А параллельно шатуну АВ. Величина отрезка, изображающего ускорение кинематическое исследование механизмов - student2.ru определим из

cоотношения:
кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Определив величину ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru и отложив на чертеже отрезок аn' решаем уравнение (5) графически. Для этого из точки Ра (полюса плана ускорений) проводим луч, параллельный линии ОВ, который соответствует направлению вектора ускорения точки В, до пересечения с направлением вектора тангенциального ускорения кинематическое исследование механизмов - student2.ru .

Полученная фигура является решением уравнения (5); направление векторов на этой фигуре (план ускорений) должны соответствовать уравнению (5).

Величину искомых уравнений определяем умножением соответствующих отрезков плана ускорений на масштабный коэффициент ускорений:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

На плане ускорений, так же как на плане скоростей, определяем положение точек S2 и S4 в соответствии с теоремой подобия, после чего находим величину ускорений центров масс шатунов 2 и 4.


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Для звеньев 4 и 5 искомые ускорения определяем аналогичным образом в соответствии с уравнениями:


кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Величина и направление линейных ускорений характерных точек для звеньев 2 и 4 показана на рис. 4. План ускорений позволяет определить величину и направление угловых ускорений шатунов.

Угловое ускорение шатуна 2:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

угловое ускорение шатуна 4:

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

Направление этих ускорений определяется по направлению тангенциальных ускорений, приложенных в соответствующих точках (см.рис.1 и рис.4).

Планы скоростей и ускорений позволяют определить характер движения звеньев механизма. При одинаковом направлении скорости и ускорения звенья движутся ускоренно, при разном направлении- замедленно.

В нашем случае : звено-1 движется равномерно (по условию), звено 2- ускоренно, звено 3- замедленно, звено 4- замедленно, звено 5-ускоренно.

Необходимо отметить, что кинематический анализ механизма необходимо осуществлять за цикл, который в данном механизме соответствует полному обороту кривошипа.

В предположении, что кинематические параметры механизма не изменяются скачкообразно, их определяют для восьми, двенадцати и более положений кривошипа в зависимости от условий поставленной задачи.

В этом случае план механизма, планы скоростей и ускорений строятся для каждого из этих положений.

кинематическое исследование механизмов - student2.ru

КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ

АНАЛИТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.

Кинематическое исследование механизмов методом построения планов

Наши рекомендации