Кинематическое исследование механизма

Петрозаводский государственный университет

Физико-технический факультет

Курсовая работа

Дисциплина: Прикладная механика.

Тема: Кинематический анализ механизма.

Работу выполнил

Студент 21209 группы Кашин С.С

Работу принял

Преподаватель Михалёв В.Р.

Петрозаводск 2011

Контрольная работа №1

Кинематическое исследование механизма.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Дано: a=0,19 м; b=0,19 м; c=0,10 м; d=0,22 м; О1А=0,12 м; О2D= 0,19 м; АВ=0,55 м; ВС=0,19 см; СD=0,23 м; DЕ=0,38 м; EF=0,22 м.

1. Придерживаясь установленного порядка кинематического исследования механизма, выбираю масштаб μl.

Здесь О1А= 0,12 изображаю это звено на плане положений отрезком Кинематическое исследование механизма - student2.ru =24 мм.

μl1А/ Кинематическое исследование механизма - student2.ru =0,12/24=0,005 м/мм

Используя зависимость μl= l/ Кинематическое исследование механизма - student2.ru , определяю длины остальных звеньев механизма на плане положений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Звено l (м) Кинематическое исследование механизма - student2.ru (мм)
a 0,19
b 0,19
с 0,10
O1A 0,12
O2D 0,19
AB 0,55
BC 0,19
CD 0,23
DE 0,38
EF 0,22


2. В принятом масштабе μl= 0,005 м/мм по известным размерам a, b и c получаю неподвижные точки О1, О2 и направляющие ползунов B и F. Провожу траектории точек A, D и E. Траектория точки A – окружность радиуса O1A, траектории точек E и D – дуги соответствующих радиусов O2E и O2D, причём O2E = O2D.

За начальное (нулевое) положение механизма и всех его звеньев принимаю положение, при котором кривошип O1A и шатун AB будут лежать на одной линии . Для этого нужно из точки О1 , радиусом равным (О1А+АВ), сделать засечку на направляющей ползуна В, полученную точку В0 соединяю прямой О1В0. На пересечении траектории точки A с О1В0 получаю точку А0. Из точки B0 радиусом BC делаю засечку на прямой A0В0- это и будет точка С0.

Для определения положения точки D0 из точки C0 делаю засечку радиусом CD на траектории точки D. Полученную точку D0 соединяю прямыми O2D0 и C0D0.

Для нахождения точки E0 продолжаю прямую O2D0 до пересечения с траекторией точки E. Полученную точку E0 соединяю прямой O2E0.

Для определения точки F­0 из точки E0 делаю засечку радиусом EF на направляющей ползуна F, полученную точку F0 соединяю прямой E0F0.

Разделив траекторию точки A на шесть равных частей, аналогичным методом нашёл остальные положения всех точек звеньев механизма.

3. Построение плана скоростей покажу для второго положения.

4.

4.1. Угловая скорость кривошипа ОА: wО1А=3 рад/с, направлена против часовой стрелки

4.2. Скорость точки A кривошипа uА=wО1А*|O1A|=3*0,12=0,36 м/с

4.3. Принимаю масштаб скоростей

μu= Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Здесь Кинематическое исследование механизма - student2.ru - отрезок на плане скоростей в мм, изображающий скорость точки А.

Вектор скорости точки A направлен перпендикулярно О1А в сторону wО1А. Из произвольной точки “P1плана скоростей откладываем этот вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru =P1a=72 мм, перпендикулярный O1A2.

4.4. Точка B принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку A скорость точки B можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - скорость точки B относительно точки A, этот вектор направлен перпендикулярно AB в сторону wАВ.

uBA=wAB*|AB|

wAB – угловая скорость шатуна AB, пока это неизвестная величина, т.е. определить точное значение скорости uBA пока не можем, но вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru направлен перпендикулярно AB. На плане скоростей через точку “aпровожу линию, перпендикулярную A2B2.

Так как точка B принадлежит ещё и ползуну, который совершает поступательное движение вдоль вертикальной направляющей, то скорость точки B должна быть направлена вдоль этой направляющей. На плане скоростей через точку “Р1” провожу вертикальную прямую (направление скорости точки B), получаю точку пересечения “b”, которая определяет два вектора в масштабе скоростей.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =ab=25 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru1b=56 мм

Определяю действительные величины этих скоростей

uВА= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu=24*0,005=0,12 м/с

uВ= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu= 56*0,005=0,28 м/с

Определяю угловую скорость шатуна АВ

wAB=uВA/|AB|=0,12/0,55=0,22 рад/с

4.5. Определяю скорость точки C. Точка C принадлежит шатуну AB. Т.к. точка принадлежит шатуну AB, то она совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку A можно записать:

Кинематическое исследование механизма - student2.ru = Кинематическое исследование механизма - student2.ru + Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - Скорость точки C относительно точки A

Зная значение угловой скорости wAB можно вычислить uCA

uCA=wAB*|AC|=0,22*0,36=0,08 м/с

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =uCAu= 0,08/0,005=16 мм

На плане скоростей из точки “a” откладываю вектор длиной 16 мм перпендикулярно A2B2 в сторону wAB

Соединяю конец полученного вектора с точкой “P1”, получаю ещё один вектор, который определяет скорость точки C.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =P1c=61 мм

Определяем действительное значение скорости точки C

uC = Кинематическое исследование механизма - student2.ru * μu=61*0,005=0,31 м/с

4.6. Определяем скорость точки D. Точка D принадлежит шатуну CD, который совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку C скорость точки D можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - скорость точки D относительно точки C, этот вектор направлен перпендикулярно CD в сторону wCD.

uDC=wCD*|CD|

wCD – угловая скорость шатуна CD, пока это неизвестная величина, т.е. определить точное значение скорости uDC пока не можем, но вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru направлен перпендикулярно CD. На плане скоростей через точку “cпровожу линию, перпендикулярную C2D2.

С другой стороны точка D принадлежит коромыслу DE, которое вращается вокруг неподвижной точки O2. Скорость точки D должна быть направлена перпендикулярно этому коромыслу. На плане скоростей через точку “Р1” провожу линию, перпендикулярную O2D2, получаем точку пересечения “d”, которая определяет два вектора в масштабе скоростей.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =cd=32 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =P1d=50 мм

Определяю действительные величины этих скоростей

uDC= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu=32*0,005=0,16 м/с

uD= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu= 50*0,005=0,25 м/с

Определяю угловую скорость шатуна CD

wCD=uDC/|CD|=0,16/0,23=0,7 рад/с

Определяю угловую скорость коромысла DE

wDE=uD/|O2D|=0,25/0,19=1,32 рад/с

4.7. Определяю скорость точки E. Точка E принадлежит коромыслу DE, которое вращается вокруг неподвижной точки O2. Скорость точки E должна быть направлена перпендикулярно этому коромыслу. Скорость точки E численно равна скорости точки D, но направлена в противоположную сторону. На плане скоростей от точки P1 откладываю вектор P1e в противоположную вектору P1d сторону, но равной длины.

Вектор Pe определяет скорость точки E:

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =P1e=50 мм

Определяем действительное значение скорости точки E

uE = Кинематическое исследование механизма - student2.ru * μu=50*0,05=0,25 м/с

4.8. Точка F принадлежит шатуну EF, который совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку E скорость точки F можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - скорость точки F относительно точки E, этот вектор направлен перпендикулярно EF в сторону wEF.

uFE=wEF*|EF|

wEF – угловая скорость шатуна EF, пока это неизвестная величина, т.е. определить точное значение скорости uFE пока не можем, но вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru направлен перпендикулярно EF. На плане скоростей через точку “eпровожу линию, перпендикулярную E2F2.

Так как точка F принадлежит ещё и ползуну, который совершает поступательное движение вдоль вертикальной направляющей, то скорость точки F должна быть направлена вдоль этой направляющей. На плане скоростей через точку “Р1” провожу вертикальную прямую (направление скорости точки F), получаю точку пересечения “f”, которая определяет два вектора в масштабе скоростей.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =ef=32 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru =P1f=46 мм

Определяю действительные величины этих скоростей

uFE= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu=32*0,005=0,16 м/с

uF= Кинематическое исследование механизма - student2.ruu= 46*0,005=0,23 м/с

Определяю угловую скорость шатуна EF

wEF=uFE/|EF|=0,16/0,22=0,73 рад/с

5. Построение плана ускорений для второго положения механизма.

5.1. Определяю ускорение точки А. Эта точка принадлежит кривошипу О1А, который вращается вокруг неподвижной точки О1. Ускорение точки A можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки A, определяется по формуле

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Нормальное ускорение направлено от точки к центру вращения этой точки (в данном случае от точки А2 к точке О1)

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки A, определяю по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru , т.к. wО1А=const, то Кинематическое исследование механизма - student2.ru и Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Таким образом Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Назначаю масштаб плана ускорений Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - длина отрезка (мм) которым на плане ускорений изображаю ускорение точки A, принимаю Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Из произвольной точки “π1откладываю отрезок длиной 154 мм, параллельный О1А2 по направлению от точки А2 к точке О1.

π1a= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =154 мм

5.2. Определяю ускорение точки В.

С одной стороны точка B принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку A) можно записать Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки B относительно точки A

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Этот вектор направлен из точки В2 к точке А2

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “a” откладываю отрезок длиной 4 мм параллельный В2А2.

1a= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =4 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки B относительно точки А.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru -угловое ускорение шатуна AB – неизвестная величина, поэтому пока величину Кинематическое исследование механизма - student2.ru найти не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно AB в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru . На плане ускорений через точку “1” провожу линию перпендикулярную A2B2.

С другой стороны точка F принадлежит ползуну, который совершает поступательное движение вдоль вертикальной направляющей (траектория точки F – прямая линия, параллельная направляющей), тогда ускорение точки направлено вдоль этой направляющей.

На плане ускорений через точку “π1” провожу линию, параллельную вертикальной направляющей, получаю точку пересечения “f”, которая определяет два вектора в масштабе ускорений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru 1b=175 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru1b=136 мм

Определяю действительные величины этих ускорений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Определяю угловое ускорение шатуна AB

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

5.3. Определяю ускорение точки C. Эта точка принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку А) можно записать Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки C относительно точки A

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Этот вектор направлен из точки C4 к точке A4

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “a” откладываю отрезок длиной 3 мм параллельный А2B2.

2a= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =3 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки C относительно точки A.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - угловое ускорение шатуна AB, вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru направлен перпендикулярно A2B2 в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru .

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “2” откладываю отрезок длиной 115 мм, перпендикулярный А2B2.

2c= Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Вектор π1c определяет в масштабе ускорение точки C: π1с= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =116 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

5.4. Определяю ускорение точки D.

С одной стороны точка D принадлежит шатуну CD, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку C) можно записать Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки D относительно точки C

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Этот вектор направлен от точки D2 к точке C2

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “c” откладываю отрезок длиной 16 мм параллельный C2D2.

3c= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =16 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки D относительно точки C.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - угловое ускорение шатуна CD – неизвестная величина, поэтому пока величину Кинематическое исследование механизма - student2.ru найти не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно CD в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru . На плане ускорений через точку “3” провожу линию перпендикулярную C2D2.

С другой стороны точка D принадлежит коромыслу DE, которое вращается вокруг неподвижной точки О2. Ускорение точки D можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки D, определяется по формуле

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Нормальное ускорение направлено от точки к центру вращения этой точки (в данном случае от точки D2 к точке О2)

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “π1” откладываю отрезок длиной 47 мм, параллельный D2E2.

4π= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =47 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки D, определяю по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - угловое ускорение коромысла DE – неизвестная величина, поэтому пока величину Кинематическое исследование механизма - student2.ru найти не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно DE в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru . На плане ускорений через точку “4” провожу линию, перпендикулярную D2E2.

Получаем точку пересечения “d”, которая определяет три вектора в масштабе ускорений

π1d= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =77 мм

4d= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =62 мм

3d= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =57 мм

Определяю действительные величины этих ускорений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Определяю угловое ускорение шатуна DC и коромысла DE

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

5.5. Определяю ускорение точки E. Точка E принадлежит коромыслу DE, которое вращается вокруг неподвижной точки О2. Ускорение точки E можно определить по формуле Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки E, определяется по формуле

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Нормальное ускорение направлено от точки к центру вращения этой точки (в данном случае от точки E2 к точке О2)

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “π1” откладываю отрезок длиной 47 мм, параллельный D2E2.

5π= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =47 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - касательное ускорение точки E, определяю по формуле:

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - угловое ускорение коромысла DE, вектор Кинематическое исследование механизма - student2.ru направлен перпендикулярно D2E2 в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru .

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Вектор π1е определяет в масштабе ускорение точки E: π1е= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =77 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

5.6. Определяю ускорение точки F.

С одной стороны точка F принадлежит шатуну EF, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку E) можно записать Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки F относительно точки E

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Этот вектор направлен из точки F2 к точке E2

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На плане ускорений от точки “e” откладываю отрезок длиной 17 мм параллельный E2F2.

6e= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =17 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru касательное ускорение точки F относительно точки E.

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru -угловое ускорение шатуна EF – пока неизвестная величина, поэтому величину Кинематическое исследование механизма - student2.ru найти не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно EF в сторону Кинематическое исследование механизма - student2.ru . На плане ускорений через точку “6” провожу линию, перпендикулярную E2F2

С другой стороны точка F принадлежит ползуну, который совершает поступательное движение вдоль вертикальной направляющей (траектория точки F – прямая линия, параллельная направляющей), тогда ускорение точки направлено вдоль этой направляющей.

На плане ускорений через точку “π1” провожу линию, параллельную вертикальной направляющей, получаю точку пересечения “f”, которая определяет два вектора в масштабе ускорений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru 6f=17 мм

Кинематическое исследование механизма - student2.ru1f=99 мм

Определяю действительные величины этих ускорений

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

Определяю угловое ускорение шатуна EF

Кинематическое исследование механизма - student2.ru

На этом кинематический анализ механизма для второго положения закончен. Мы при помощи графоаналитического метода определили скорости всех точек механизма, угловые скорости всех его звеньев, ускорения всех точек механизма и угловые ускорения всех его звеньев.

Контрольная работа №2.

Рассчитать основные параметры цилиндрической зубчатой передачи и построить геометрическую картину эвольвентного зацепления двух зубчатых колёс по исходным данным, приведённым в таблице.

Принять, что зубчатые колеса нарезаны без смещения режущего инструмента, угол зацепления равен 20⁰

Дано:

Число зубьев шестерни z1=17

Число зубьев колеса z2=18

Модуль зацепления m=16 мм

Решение.

1.Определяю основные размеры передачи:

Межосевое расстояние: aw=m(z1+z2)/2=16*(17+18)/2=280 мм

Делительные диаметры шестерни колеса: d1=mz1= 16*17= 272 мм

d2=mz2= 16*18= 288 мм

Диаметры выступов шестерни колеса: da1=m(z1+2)=16*(17+2)=304 мм

da2=m(z2+2)=16*(18+2)=320 мм

Диаметры впадин шестерни колеса: df1=m(z1-2,5)=16*(17-2,5)=232 мм

df2=m(z2-2,5)=16*(18-2,5)=248 мм

Шаг зацепления: p= πm= 3,14*16= 50,24 мм

2.На формате А4 в масштабе 1:1 или μl= Кинематическое исследование механизма - student2.ru =1м/1000мм=0,001м/мм намечаю линию центров О1О2, О1О2=280 мм.

Из центра О2 провожу три окружности, диаметры которых d2, da2, df2. Получаю будущую точку зацепления П - точка пересечения окружности диаметром d2 и линии центров О1О2.

Из точки П по дуге делительной окружности (диаметр её d2) выполняю вправо три засечки циркулем размером р/2, а влево от точки П- две засечки размером р/2. Первый размер р/2 правее точки П делю на две равные части и через эту середину провожу будущую осевую первого зуба колеса.

Аналогично поступаю с третьим размером р/2 (правее точки П) и провожу осевую второго зуба колеса.

Второй размер р/2 левее точки П также делю пополам и провожу осевую третьего зуба колеса.

3. Эвольвенту окружности заменяю дугой окружности, радиус которой R определяю следующим образом: ножку зуба колеса делю на две равные части и через эту середину из центра О2 провожу вспомогательную окружность радиусом «r» - получаю точку О3. Размер О1П и есть искомый радиус R. Этим радиусом на трёх дугах окружностей d2, da2, df2 профили трёх зубьев колеса. Скругления на ножках зубьев выполняю произвольным радиусом, но не более 5 мм.

4. Из центра О1 провожу три окружности, диаметры которых d1,da1,df1.

По дуге делительной окружности ( диаметр её d1) выполняю вправо от точки П две засечки размером р/2, а влево от точки П- одну засечку размером р/2. Второй размер р/2 справа от точки П и левый размер р/2 делю пополам и из центра О1 провожу осевые будущих зубьев шестерни. Профили зубьев очерчиваю аналогично профилям зубьев колеса, проведя через середину ножки зуба шестерни вспомогательную окружность радиуса «r».

Наши рекомендации