Работа систем АРС различных модификаций.
АРС Таганско-Краснопресненской линии (ТКЛ).
АРС-2/6 – способна воспринимать 2 частоты одновременно из шести возможных. При получении двух частот одновременно разрешается движение по частоте, соответствующей наибольшей скорости. Вагоны, оборудованные этой системой АРС могут следовать по любой линии Московского метрополитена.
Включение АРС при «0» или «ОЧ».
- перевести РР в положение «Вперёд», сработают В№2
- включить ВУ АРС и ВУ АЛС - загорится «ОЧ», сработает звонок, загорятся лампы КВД и КТ.
(В№2 не отпустит)
- при горящей КТ открыть кран ЭПК
- нажать и удерживать ПБ - отпустят тормоза , погаснут КВД и КТ, отменится звонок.
- перевести ГРКВ в Ход-1, следовать с нажатой ПБ не более 20 км/ч.
Включение АРС при разрешающей частоте.
- перевести РВКВ в положение «Вперёд», сработают В№2
- включить ВУ АРС и ВУ АЛС - загорится показание скорости, лампы КВД и КТ, сработает
звонок, (В№2 не отпустят)
- при горящей КТ открыть кран ЭПК
- кратковременно нажать на КВТ - отпустят В№2 , погаснет КВД, отменится звонок. Горит КТ,
В№1 включены.
- перевести ГРКВ в Ход-1, отпустят В№1, погаснет КТ.
Режимы управления поездом.
КВ с АРС.
- ВУ АРС, ВУ АЛС и РЦ АРС включены. В хвостовом вагоне ВУ АРС и ВУ АЛС не отключают.
КВ с отключённой АРС.
- произвести ПСТ
- перекрыть кран ЭПК
- отключить ВУ АРС и ВУ АЛС
- изъять РР из КВ, вставить в РЦ АРС
- сорвать пломбу, отключить РЦ АРС
- вставить РР в КВ, перевести в положение «Вп»
- нажать на ПБ
- перевести ГРКВ в ходовое положение с одновременным отпуском тормоза.
КРУ с отключённой АРС(режим «голая машина»).
- произвести ПСТ
- перекрыть кран ЭПК
- отключить ВУ АРС (ВУ АЛС можно не отключать, если это не влияет на работу состава)
- изъять РР из КВ, вставить в РЦ АРС
- сорвать пломбу, отключить РЦ АРС
- нажать на КРР (кнопка разворота реверсоров или кнопка резервного реверсирования))
- вставить РР в КРУ, перевести в Ход-3
- нажать на ПБ, КРП и отпустить тормоза.
Особенности при работе на линии.
1.КВТ и ПБне запараллеленыдруг с другом. Нажатие на КВТ не разрешает движение под «0» или «ОЧ», а нажатие на ПБ не отменяет команду на торможение от АРС.
2. При превышении скорости АРС разбирает ходовой режим и включает режим Т-2 (без звонка и ВЗ№1). После снижения скорости на 4-6 км/ч ниже допустимой отпуск тормоза происходит автоматически, без вмешательства машиниста, однако, если в течение 3-7с. с момента начала торможения машинист не нажмёт на КВТ, то произойдёт повторное торможение (со включением звонка)до полной остановки поезда или до нажатия на КВТ .После остановки от противоскатывания дальнейшее движение возможно только после переключения устройств АРС (см. п.12). Для исключения сильного толчка при отпуске тормоза от АРС необходимо в момент начала торможения от АРС перевести ГРКВ в Т-1.При залипании КВТ через 10с. произойдёт повторное торможение (со звонком) до полной остановки или отлипания КВТ.
3.Если при работе на линии кратковременно проскочит «ОЧ» или машинист случайно кратковременно нажмёт на ПБ (из-за особенности её расположения), то через 20с. АРС выдаст команду на торможение, которое можно отменить, нажав на КВТ.
4. Для трогания на подъёме со включённой АРС при разрешающей частоте необходимо сначала дать отмену противоскатыванию (см. дальше), затем произвести ручной пуск. Отменить противоскатывание можно:
- кратковременным переводом ГРКВ из «0» в Х-1 и обратно (при остановке в тоннеле)
- нажатием на кнопку открытия левых дверей(только при стоянке на станции)
- нажатием на кнопку резервного закрытия дверей(при остановке за 25 м. перед
Воротами депо или светофором «Е»)
5. Если при стоянке и разрешающей частоте машинист переведёт ГРКВ в «0» и нажмёт на ПБ, то отпустят ВЗ№1 на всём составе. Через 7с. сработает ЭПК.
6. При превышении скорости ЭПК имеет 4 ступени задержки по времени на срабатывание:
- 80-60 км/ч - 3с (в среднем)
- 60-30 км/ч - 4с
- 30-20 км/ч - 5с
- менее 10 км/ч - 8с
Должны быть опломбированы:
- РЦ АРС
- АВУ - тумблер на пульте (ПВУ - аппарат на вагонах Еж-3, не прошедших капремонт)
- УАВА
Защита АРС (для Еж-3 РУ1)
А-41 | АРС +75В с 10пр. на 8пр. Питание ВЗ№2 при торможении от АРС. При отключении А-41 ВЗ№2 не сработают. |
А-42 | АРС +75В. При отключении погаснет ЛУДС и сработает ЭПК. |
А-43 | АРС +12В. При отключении загорится «ОЧ», произойдёт торможение от АРС. Возможно движение под ПБ. |
А-45 | АРС +75В. Торможение от АРС. При отключении вместо электротормоза от АРС сработает ЭПК |
Для Еж-3
При перегорании предохранителя в ГЩ-6:
-ПР5 в головном вагоне - если нет превышения скорости, то сгорание ПР5 не влияет на работу
поезда, при превышении скорости загорятся КВД, КТ, отмена торможения от АРС не
произойдёт.
- ПР5 в хвостовом вагоне - пропадёт КТ (нет цепи 21 пр.), сработает ЭПК после остановки или
превышении скорости и больше не сядет.
-П21 - погаснет скоростемер, ЛУДС и освещение кабины, АРС выдаст торможение со
сработкой ЭПК, вольтметр АРС показывает «0».
- П32 - сработает ЭПК, погаснет ЛУДС, сработает В№2
- П30 - загорится «ОЧ», КВД, КТ, сработает ЭПК и В№2, звонок, не работают скоростемер и
вольтметр АРС, нет
отмены торможения от АРС.
- П33 - при включении АРС отпускают В№2 и В№1, звенит звонок, нет КТ, сработает ЭПК.
при работе на линии после перевода КВ в «0» отпускает В№1, срабатывает ЭПК (если нет
набора скорости).
Недостатки АРС ТКЛ:
1. При превышении допустимой скорости не включается на 1с. ВЗ№1 и АРС сразу выдаёт команду на торможение.
2. Отсутствует возможность управления поездом от КРУ со включённой системой АРС.
Система МАРС 1/5.
МАРС-1/5 (ЗЛ, КхЛ, КРЛ).
Модернизация существовавшей ранее системы АРС позволила:
1. Ввести подтормаживание от ВЗ№1 на 1с. в момент фиксации АРС превышения скорости.
2. Осуществить возможность управления поездом от КРУ, не отключая АРС.
Режимы управления поездом.
- КВ с АРС (основной режим). В хвостовом вагоне ВУ АРС и ВУ АЛС не отключают.
- КРУ с АРС
- КВ с отключённой АРС
- КРУ с отключённой АРС(«голая машина»)
Устройство и принцип работы с данной системой АРС рассмотрены в общем разделе.
Недостатки МАРС:
1.Конструктивный недостаток вагонов 81-717 первых выпусков: в конце торможения срабатывает ВЗ№2, что вынуждает машиниста переводить ГРКВ из Т-2 в Т-1А сразу, после срабатывания ВЗ№1.
2. Непреспособленность МАРС к работе на линиях с двухчастотным сигналом.
Должны быть опломбированы.
- РЦ АРС
- АВУ
- УАВА
- кнопка отключения БВ (если состав оборудован БВ).
АРС - ДАУ АРС.
АРС-ДАУ АРС-1/6 (СТЛ, КалЛ) – работают одновременно головной и хвостовой стативы АРС (дублирующее автономное устройство, ДАУ) Каждый комплект воспринимает одновременно 1 частоту из 6 возможных при этом:
- сигнал о допустимой скорости на данном участке подаётся в РЦ навстречу поезду в ПК
головного вагона
- сигнал о скорости на впередилежащем участке и признак направления движения подаются
вслед поезду в ПК хвостового вагона.