Что такое функциональное мышление
Если спросить любого производственника или работника торговли, что они делают, они ответят, что выпускают и продают товары. Вроде бы все верно с позиций экономики и производства, и вместе с тем несть числа разорившимся фирмам. Одна из причин — в непонимании того, что люди покупают вовсе не товары, а функции этих товаров, а еще точнее, приобретают средства решения своих проблем и желаний. У всех людей есть и всегда будут проблемы. И люди хотят их решить самым простым и удобным для себя способом. Для успешного решения своих проблем и надо развивать функциональное мышление или осваивать функциональный подход. Как это можно сделать?
Представьте себе невероятное — каждое утро невидимая и неслышимая уборщица убирает пыль и мусор в вашей квартире, кто-то приносит вам свежие продукты (парное мясо, молоко, масло...) и чистое, свежее, глаженое белье. И так каждый день. Скажите, понадобились бы вам такие предметы домашнего обихода, как пылесос, холодильник, стиральная машина и утюг? А почему нет? А потому, что нужные вам функции выполняются и перечисленные предметы уже не нужны. Трудно себе представить, что, придя в магазин, вы покупаете не товар, а способность товара обеспечить какую-то вашу потребность или желание. Отсюда, кстати, вытекает ответ на интересный вопрос: что такое идеальный предмет? Оказывается, вовсе это и не предмет, а ситуация, когда все функции предмета выполняются, а самого предмета нет. Выходит, что товар или предмет — это «расплата» за возможность удовлетворения некой потребности.
Мысль о том, что человеку нужны вовсе не предметы и не вещи, а функции, ими выполняемые, находит все более широкое распространение. Поэтому объектом анализа при функциональном подходе к решению любых проблем является не само изделие, а его функции. В частности, не столько затраты на изготовление изделий, сколько затраты на реализацию функции, которую будешь продавать. Такое несколько необычное мышление и называют функциональным. Развитие функционального мышления очень важный раздел в развитии сильного мышления, оно помогает задачу «брать за рога», то есть сразу рассматривать самое главное в объекте (предмете) — его функцию — и отвечать на самый главный целевой вопрос: зачем сделан предмет.
Приведем классические примеры функционального подхода.
В 1941 — 1942 годах для обеспечения поставок товаров и вооружения в Европу через Атлантический океан американцы спроектировали специальные океанские суда «Либерти» — всего на один рейс! Их строили за 21 день. Рекорд — 13 дней. Команда возвращалась воздухом или на военных кораблях, садилась на новый «Либерти» и т. д. Потом эти корабли ходили еще 15—20 лет, но американцы считали большой ошибкой этот проект. Почему? Переплатили за функцию доставки. В блокадном Ленинграде наладили изготовление автоматов ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). Масса 2,5 кг, всего 5 деталей, время изготовления 8 часов, а делали автоматы подростки! Для сравнения — немецкий автомат «Шмайсер» — 1200 нормо-часов, 5 кг, высокая квалификация рабочих, чудовищная, ненужная в современном бою дальнобойность — 2,5 км, а надо 400 м. Теперь понятно, что такое функциональный подход? Это и предельно экономное изготовление, и блестящее выполнение функций.
Еще немного истории, связанной с созданием функционального подхода. Гигантская американская компания «Дженерал Электрик» в условиях дефицита во время Второй мировой войны перешла на изготовление своих изделий из менее дефицитных заменителей, а потом, после окончания войны, неожиданно для себя выяснила, что качество изделий не ухудшилось и поэтому нет необходимости возвращаться к старым дефицитным материалам. Неожиданная прибыль от экономии так понравилась руководству фирмы, что они создали в 1949 году группу умных людей для выявления способов снижения затрат. Группу возглавил Лоренс Майлс, который снизил расходы фирмы на четверть (200 ООО долларов) и сам стал миллионером, что оказалось лучшей рекламой функциональному подходу.
В те же годы и такой же способ анализа систем (в основном недостатков), направленный на увеличение их потребительской стоимости «силой ума», был предложен российским инженером Ю. М. Соболевым.
С помощью функций реализуются цели. Чем отличается функция от цели? Цель — это мысленное предвосхищение события, а функция — это действие, воплощающее цель.
Однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов, предназначенных для хранения очень опасных ядов. Предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями... Однако первое место получила идея «колючей бутылки». Изобретатель «колючей бутылки» понял главную функцию — нужно абсолютно надежно оградить детей от смертельной опасности. Этикетка не ограждает, функция этикетки совсем другая — рекламировать содержимое флакона только тем, кто умеет читать или знает, что значит «скелетная» символика. А если дети этого не знают? Колючую же бутылку дети просто не возьмут в руки, вне зависимости от того, умеют они читать или нет, а именно это и требуется.
Таким образом, функция — это то, что нужно людям, это способность предмета или изделия обеспечить какое-то потребительское свойство, это и есть сущность предмета и цель его создания. Функция отвечает на вопросы: «Зачем создан (или создается) объект? Что должен делать объект?» В обиходе функция — это действие. А изделие — это носитель функции.
Качество изделия оценивается качеством выполнения им функций, в основном главной, для реализации которой оно и сделано. Если мы недовольны изделием, то, по всей вероятности, мы недовольны выполнением какой-то важной для нас функции, ибо изделие просто носитель функции. Кроме главной, у изделия много других функций, в том числе и вредных. Идеальное изделие имеет только полезные функции. Если их много, изделие называют многофункциональным. Главных функций обычно немного: одна, две, три, четыре. Например, главная функция карандаша — оставлять след грифеля на материале. Главная функция пылесоса — всасывать воздух и очищать его от пыли. Второстепенные функции — использовать пылесос как распылитель, как пуфик, для выдувания пыли. Это полезные функции, но есть и вредные: пылесос потребляет электроэнергию, занимает место, шумит при работе, дорогой, портится...
Исходя из сказанного функция (цель) рекламы — рассказывать не о товаре, а о том, какие проблемы или потребности эти товары могут решить. Одна из функций педагога перед началом рассказа о новом материале — рассказать детям, зачем эти знания им нужны. Это называется мотивация. Но часто учителю трудно это сделать, так как в наших школьных программах много материала, который не будет востребован. Нефункциональность образования — одна из веских причин, по которой дети не хотят ходить в школу.
Формулирование функций
При формулировании функций надо задавать основной вопрос функционального анализа: зачем создан (создается) объект или зачем проводится данный процесс. Формулировка функций изделий состоит из двух частей: глагола в неопределенной форме, выражающего действие функции, и существительного, обозначающего объект, на который направлено действие функции. Иногда добавляют поясняющую часть. Например: функция шариковой ручки — наносить (первая часть) пасту (вторая часть) на бумагу (третья часть). Можно короче — наносить след, а можно и еще короче — «писал-ка». Автомобиль — возилка, лопата — копалка, лампочка — светилка.
Умение формулировать функции предметов — это первый и необходимый шаг к освоению функционального мышления. Формулирование функций — процесс творческий, трудный, поэтому не смущайтесь первоначальными неудачами. Всегда трудно изложить точно и кратко, как создать шедевр. Особенно тщательно надо формулировать главную функцию. Как определить, что это главная функция? Выкиньте ее и посмотрите, нужно ли такое изделие? Главная функция системы та, которая нужна надсистеме, как правило человеку. Отметим, что в математике в термин «функция» вкладывают другое значение, а именно соответствие между двумя величинами, одна из которых зависит от изменения другой. Например, путь, пройденный телом, зависит от времени движения этого тела и скорости.