Применение производной при решении неравенств

ВСТУПЛЕНИЕ

Элементы математического анализа занимает значительное место в школьном курсе математики. Учащиеся овладевают математическим аппаратом, который может быть эффективно использован при решении многих задач математики, физики, техники. Язык производной и интеграла позволяет строго формулировать многие законы природы. В курсе математики с помощью дифференциального и интегрального исчислений исследуются свойства функций, строятся их графики, решаются задачи на наибольшее и наименьшее значения, вычисляются площади и объемы геометрических фигур. Иными словами, введение нового математического аппарата позволяет рассмотреть ряд задач, решить которые нельзя элементарными методами. Однако возможности методов математического анализа такими задачами не исчерпывается.

Многие традиционные элементарные задачи (доказательство неравенств, тождеств, исследование и решение уравнений и другие) эффективно решаются с помощью понятий производной и интеграла. Школьные учебники и учебные пособия мало уделяют внимания этим вопросам. Вместе с тем нестандартное использование элементов математического анализа позволяет глубже усвоить основные понятия изучаемой теории. Здесь приходится подбирать метод решения задачи, проверять условия его применимости, анализировать полученные результаты. По существу, зачастую проводится небольшое математическое исследование, в процессе которого развиваются логическое мышление, математические способности, повышается математическая культура.

Для многих задач элементарной математики допускается как «элементарное», так и «неэлементарное» решение. Применение производной и интеграла дает как правило более эффективно решение. Появляется возможность оценить силу, красоту, общность нового математического аппарата.

Методы математического анализа используются не только для решения поставленных задач, но и являются источником получения новых фактов элементарной математики.

РАЗДЕЛ 1

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ

Применение производной при решении неравенств

Дифференциальное исчисление широко используется при исследовании функций. С помощью производной можно найти промежутки монотонности функции, ее экстремальные точки, наибольшие и наименьшие значения.

Если функция Применение производной при решении неравенств - student2.ru положительную (отрицательную) производную в каждой точке некоторого промежутка, то она возрастает (убывает) на этом промежутке. При нахождении промежутков монотонности нужно иметь в виду, что если функция возрастает (убывает) на интервале Применение производной при решении неравенств - student2.ru и непрерывна в точках Применение производной при решении неравенств - student2.ru и Применение производной при решении неравенств - student2.ru , то она возрастает (убывает) на отрезке Применение производной при решении неравенств - student2.ru .

Если точка Применение производной при решении неравенств - student2.ru является точкой экстремума для функции Применение производной при решении неравенств - student2.ru и в этой точке существует производная, то Применение производной при решении неравенств - student2.ru . В точке экстремума функция может не иметь производную. Внутренние точки области определения, в которых производная равна нулю или не существует, называются критическими. Чтобы установить, имеет ли функция в данной критической точке экстремум, пользуются следующими достаточными признаками существования экстремума.

Если функция Применение производной при решении неравенств - student2.ru непрерывна в точке Применение производной при решении неравенств - student2.ru и существуют такие точки Применение производной при решении неравенств - student2.ru что Применение производной при решении неравенств - student2.ru на интервале Применение производной при решении неравенств - student2.ru и Применение производной при решении неравенств - student2.ru на интервале Применение производной при решении неравенств - student2.ru то точка Применение производной при решении неравенств - student2.ru является точкой максимума (минимума) функции Применение производной при решении неравенств - student2.ru .

Для отыскания наибольших и наименьших значений Применение производной при решении неравенств - student2.ru на отрезке Применение производной при решении неравенств - student2.ru достаточно сравнить между собой значения Применение производной при решении неравенств - student2.ru в точках Применение производной при решении неравенств - student2.ru и в критических точках из отрезка Применение производной при решении неравенств - student2.ru .

Эти результаты применимы при решении многих элементарных задач, связанных с неравенствами.

Пусть, например, требуется доказать, что на некотором промежутке имеет место неравенство Применение производной при решении неравенств - student2.ru . Обозначим Применение производной при решении неравенств - student2.ru через Применение производной при решении неравенств - student2.ru С помощью производной Применение производной при решении неравенств - student2.ru находим наименьшее значение Применение производной при решении неравенств - student2.ru на данном промежутке. Если оно неотрицательно, то во всех точках рассматриваемого промежутка Применение производной при решении неравенств - student2.ru т.е. Применение производной при решении неравенств - student2.ru .

Задача 1.1.Доказать что Применение производной при решении неравенств - student2.ru для Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Решение.

Данное неравенство равносильно следующему:

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Пусть Применение производной при решении неравенств - student2.ru ,

тогда Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Так как Применение производной при решении неравенств - student2.ru ,

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

то Применение производной при решении неравенств - student2.ru при Применение производной при решении неравенств - student2.ru Следовательно, функция Применение производной при решении неравенств - student2.ru возрастает на интервале Применение производной при решении неравенств - student2.ru Функция Применение производной при решении неравенств - student2.ru непрерывна. Поэтому эту точку можно включить в промежуток возрастания. Поскольку Применение производной при решении неравенств - student2.ru , а Применение производной при решении неравенств - student2.ru возрастает при Применение производной при решении неравенств - student2.ru то Применение производной при решении неравенств - student2.ru при Применение производной при решении неравенств - student2.ru Отсюда получаем решение задачи 1.

Задача 1.2.Два туриста отправились по одному маршруту. В первый день они прошли одно и то же расстояние. В каждый из следующих дней первый турист увеличивал пройденный путь, по сравнению предыдущим, на одно и то же расстояние, а второй – в одно и то же число раз. Выяснилось, что в Применение производной при решении неравенств - student2.ru день Применение производной при решении неравенств - student2.ru путешествия туристы снова прошли одно и то же расстояние. Доказать, что за Применение производной при решении неравенств - student2.ru дней первый турист прошел путь больший, чем второй.

Решение.

Расстояние, пройденное первым туристом за Применение производной при решении неравенств - student2.ru дней, представляет собой сумму Применение производной при решении неравенств - student2.ru первых членов арифметической прогрессии, а вторым – сумму Применение производной при решении неравенств - student2.ru первых членов геометрической прогрессии. Обозначим эти расстояния соответственно Применение производной при решении неравенств - student2.ru и Применение производной при решении неравенств - student2.ru . Если Применение производной при решении неравенств - student2.ru первый член прогрессии, Применение производной при решении неравенств - student2.ru разность арифметической прогрессии, Применение производной при решении неравенств - student2.ru знаменатель геометрической прогрессии, то

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Приравнивая Применение производной при решении неравенств - student2.ru члены прогрессий, находим

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Тогда Применение производной при решении неравенств - student2.ru , где Применение производной при решении неравенств - student2.ru (по условию задачи). Задача 4 будет решена, если мы покажем, что Применение производной при решении неравенств - student2.ru где Применение производной при решении неравенств - student2.ru

При Применение производной при решении неравенств - student2.ru имеем Применение производной при решении неравенств - student2.ru равносильно очевидному неравенству Применение производной при решении неравенств - student2.ru Предполагая, что неравенство (2) справедливо при Применение производной при решении неравенств - student2.ru докажем его для Применение производной при решении неравенств - student2.ru Имеем

Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Для завершения доказательства достаточно убедиться, то выражение

Применение производной при решении неравенств - student2.ru при Применение производной при решении неравенств - student2.ru . Здесь целесообразно обратиться к производной.

Пусть Применение производной при решении неравенств - student2.ru

Производная Применение производной при решении неравенств - student2.ru положительная при Применение производной при решении неравенств - student2.ru Поэтому Применение производной при решении неравенств - student2.ru при Применение производной при решении неравенств - student2.ru возрастает. Так как Применение производной при решении неравенств - student2.ru и функция Применение производной при решении неравенств - student2.ru непрерывна в точке Применение производной при решении неравенств - student2.ru то Применение производной при решении неравенств - student2.ru при Применение производной при решении неравенств - student2.ru т.е. Применение производной при решении неравенств - student2.ru Итак, Применение производной при решении неравенств - student2.ru Задача 2 решена.

Наши рекомендации