Ученые степени и ученые звания

Подготовка научных и научно-педагогических работников

В ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании" запи­сано, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреж­дений или организаций, а также путем прикрепления к указан­ным учреждениям или организациям соискателей для подготов­ки и защиты диссертаций на соискание ученой степени канди­дата наук или доктора наук либо путем перевода педагогичес­ких работников на должности научных работников для подго­товки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время подготовка научно-педагогических кадров осуществляется еще и в магистратуре, поскольку, со­гласно Положению о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Фе­дерации, утвержденному постановлением Госкомвуза от 10 ав­густа 1993 г., подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Основная образовательная программа подготовки магист­ра предусматривает научно-исследовательскую работу студен­та в объеме 2034 часов, в том числе научно-исследовательскую практику - 378 часов, научно-педагогическую практику - 378 часов, подготовку магистерской диссертации - 756 часов.

Программа магистерской подготовки в вузе состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской.

К научно-исследовательской части программы предъявля­ются следующие требования:

- магистр должен уметь определять проблему, формули­ровать гипотезы и задачи исследования;

- разрабатывать план исследования;

- выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;

- вести библиографическую работу с привлечением совре­менных информационных технологий;

- представлять итоги научного исследования в виде отче­тов, рефератов, научных статей.

Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:

- соответствовать основной проблематике научной специ­альности, по которой защищается кандидатская диссертация;

- обладать актуальностью, научной новизной, практичес­кой значимостью;

- использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

- применять современную методику научных исследова­ний;

- использовать современные методы обработки и интер­претации исходных данных с применением компьютерных тех­нологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищае­мыми в кандидатской диссертации.

Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руководитель из числа докторов наук или профессо­ров. В отдельных случаях по решению ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации научным руководителем может быть назначен кандидат наук, как правило имеющий ученое звание доцента (старшего науч­ного сотрудника).

Ученые степени и ученые звания

Субъектами научной и (или) научно-технической деятель­ности в Российской Федерации являются физические и юриди­ческие лица. В Федеральном законе "О науке и государствен­ной научно-технической политике" физические лица разделе­ны на три группы: научные работники (исследователи), специ­алисты научной организации (инженерно-технические работ­ники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой ква­лификацией и профессионально занимающиеся научной и на­учно-технической деятельностью. Специалистами научной орга­низации являются граждане, имеющие среднее профессиональ­ное или высшее профессиональное образование и способствую­щие получению научного и научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания - это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются на­учно-технические, научные и инженерно-технические работни­ки, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего ка­федрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и асси­стента.

Должности профессора и доцента следует отличать от сход­ных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Согласно ст. 22 Федерального закона "О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании" в Российской Феде­рации установлены ученые звания профессора и доцента.

Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утверж­денный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

- профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессиональ­ного образования;

- доцента по кафедре образовательного учреждения выс­шего профессионального и дополнительного профессионально­го образования;

- профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

- доцента по специальности согласно номенклатуре спе­циальностей научных работников.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых зва­ний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре мо­жет быть присвоено докторам наук, замещающим по трудово­му договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, про­ректора, ректора вуза или учреждения повышения квалифи­кации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессио­нальном уровне, а также на момент представления аттестаци­онных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее де­сяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в ву­зах или учреждениях повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного по­собия) или не менее трех учебно-методических работ, опубли­кованных за последние три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликован­ных за последние три года;

д) подготовили в качестве научных руководителей или на­учных консультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому догово­ру должности ведущего научного сотрудника, главного научно­го сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследова­тельским отделом (отделением, сектором, лабораторией), уче­ного секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения.

Одно из основных условий присвоения ученого звания про­фессора - наличие у работника ученой степени доктора наук.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практичес­ких занятии, консультаций, так и в виде научно-исследователь­ской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дип­ломного проекта или дипломной работы, магистерской диссер­тации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

- выбрать тему и разработать план исследования;

- определить оптимальные методы исследования;

- отыскивать научную информацию и работать с литера­турой;

- собирать, анализировать и обобщать научные факты;

- теоретически проработать исследуемую тему, аргумен­тировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

- оформить результаты научной работы.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, напри­мер, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выс­тупить с докладом на конференции или принять участие в кон­курсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной наукой, настолько сложны, что их решение требует исследова­тельских навыков и методов исследовательской работы, выбора наиболее эффективных решений той или иной научной про­блемы при решении наименьших затрат и времени.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано, что современный специалист высшей квалификации должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и опреде­ленными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие "научно-исследовательская работа студентов" (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского тру­да, привитие им навыков этого туда;

2) собственно научные исследования, проводимые студен­тами под руководством профессоров и преподавателей.

Наши рекомендации