Учёные степени и звания

Термин «ученая степень» означает определенную квалификационную ступень в академической карьере. Хотя высшее образование как система существовало еще в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Прототип докторской степени появился в арабских школах шариатского права, мазхабах, в IX веке. Чтобы получить право преподавать и публиковать толкование законов, их студент должен был не только учиться около четырех лет в одном из масхабов, принадлежащих особой гильдии правоведов, но и не менее десяти лет после этого проходить дополнительный курс обучения, после чего сдать экзамен, в ходе которого проверялась оригинальность его диссертации и его способность отстаивать свое мнение в открытом диспуте с квалифицированными правоведами. Прошедший испытание получал титул доктора права.

В средние века эта практика была воспринята в западноевропейских университетах. Для получения степени бакалавра необходимо было учиться там до шести лет, а степени магистра или доктора — еще до двенадцати лет. На первом этапе обучение проходило на факультете искусств и состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). В центре обучения была логика. Получив степень бакалавра, студент мог выбрать один из факультетов, присваивающих более высокие степени, по теологии, праву или медицине. Наиболее престижной и трудной для достижения считалась степень по теологии.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Из-за традиционных различий в национальных системах высшего образования и недавнего вступления России в Болонский процесс положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны квалификация «магистр» относится к уровням высшего образования, с другой стороны магистратура является системой повышения квалификации лиц, уже имеющих высшее образование (с квалификациями «бакалавр» или «специалист»).

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

1.в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,

2.путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации для подготовки диссертации.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС и МВД.

клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.

Аспирантура — формa повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёнoй степени кандидат наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Аспира́нт (от лат. aspirans «cтремящийся к чему-либо») — лицо, обучающееся в аспирантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии:

Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвёртом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

Граждане получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию учреждениях имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

В России обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение 3 лет (при заочной форме — четырёх). Для поступления необходимо иметь квалификацию магистра или специалиста, получить согласие будущего научного руководителя.

Для успешного окончания аспирантуры аспирант должен подготовить рукопись диссертации, а также сдать кандидатский минимум — 3 экзамена:

специальность,

иностранный язык (ИЯ),

история и философия науки (ИФН) (до 2005 года сдавалась философия).

Во время обучения в аспирантуре вузов аспирант должен пройти педагогическую практику (не менее 50—100 академических часов; в аспирантурах научно-исследовательских учреждений этого требования нет), а также посещать дополнительные занятия по ИЯ и ИФН, которые обычно проходят на первом году обучения.

В некоторых университетах магистрам, при наличии в учебном плане соответствующего числа часов, могут перезачесть педагогическую практику, вступительные экзамены по ИЯ и философии, а также и кандидатский минимум по ИЯ и ИФН.

После успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в диссертационном совете, аспирант становится кандидатом наук и может продолжить обучение в докторантуре.

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура.

Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Доктора́нт — лицо, обучающееся в докторантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Защиту проводит совет по защите докторских диссертаций.

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии: докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

В рамках Болонского процесса, полностью адаптированного в странах Западной Европы и Северной Америки, докторантура является степенью послевузовского образования и приступить к обучению в ней могут выпускники магистратуры, хотя в ряде стран доступно обучение в докторантуре и для бакалавров. Таким образом, докторантура является аналогом российской аспирантуры.

Интернату́ра (лат. internus — внутренний) — первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Проходящих интернатуру называют интернами. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования. Окончившим интернатуру присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры.

Клиническая ординатура — это часть многоуровневой системы высшего профессионального образования медицинских работников в СССР и странах постсоветского пространства. Ординатура, наряду с интернатурой, является этапом последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также институтов усовершенствования врачей. Окончившим подготовку в клинической ординатуре в дополнение к диплому о базовом высшем медицинском образовании выдаётся сертификат специалиста установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

Основная цель обучения в клинической ординатуре — подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частичной практики. Таким образом, основными задачами обучающихся является:

углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Врачи для обучения в ординатуре отбираются по конкурсу. Срок обучения в ординатуре составляет 2 года. В некоторых отдельных случаях по ходатайству ученого Совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, Министерство здравоохранения Российской Федерации может продлить срок обучения до 5 лет. Согласно Положению о клинической ординатуре от 17.02.93, срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача, что, однако, не применяется на практике, в частности, при назначении досрочной пенсии. Обучающимся в клинической ординатуре выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения.

Обучение клинических ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным действующей «Номенклатурой врачебных специальностей» и в соответствии с учебным планом и программой по каждой специальности. Подготовка осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, составленным совместно с квалифицированным руководителем и утверждённым руководителем кафедры или иного подразделения, на котором происходит обучение клинических ординаторов. Этим индивидуальным планом обязательно предусматривается сдача зачётов по основной специальности подготовки и смежным дисциплинам, а также периодические доклады на конференциях.

Соискатель — лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Соискатели ученой степени кандидата наук не сдают вступительные экзамены (в отличие от аспирантов), но прикрепляются к учреждению решением ученого совета. Они могут посещать занятия вместе с аспирантами или могут и самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов кандидатского минимума. Работу соискателя над диссертацией контролирует научный руководитель. Соискатель не получает стипендию.

Лицензия (от лат. liсentia — право, разрешение) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне — лицензиату — право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

Лицензирование учебного заведения — это процедура, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учебным заведением, условиям, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Процедуру лицензирования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Например, соблюдение строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм, наличие требуемых оборудованных учебных помещений и территорий, выполнение условий обеспечения медицинским обслуживанием работников и обучающихся, наличие учебных планов по заявленным специальностям, установление объёмов учебной нагрузки, оснащенность учебного процесса, укомплектованность профессорско-преподавательского состава.

Положительным результатом данной процедуры является выдача государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности. Любое учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности только с момента её получения.

Следует отметить, что лицензия имеет приложение, в котором указывается перечень всех специальностей, по которым учебное заведение имеет право вести образовательную деятельность. Также в приложении к лицензии содержится информация о действующих филиалах головного вуза и их специальностей.

Если в приложении к лицензии головного вуза отсутствует информация о каком-либо филиале или, в частности, — отдельной его специальности, то учебное заведение действует незаконно. При обнаружении подобных нарушений лицензия, имеющаяся у учебного заведения, может быть аннулирована.

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.

К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.

В большинстве стран высшие учебные заведения должны получать разрешение государства на образовательную деятельность. Это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации. Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу. Важно помнить, что только аккредитованный вуз имеет право выдавать выпускнику диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений.

Выданное учебному заведению Свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии Приложения к нему. Именно в Приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять вышеуказанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца.

Например, в Австралии высшее учебное заведение должно иметь лицензию федерального правительства или правительства штата. Также в зависимости от типа института возможно получить разрешение на образовательную деятельность по постановлению Парламента или на основании экспертного заключения негосударственной организации, которой государство делегировало свои полномочия по вопросу аккредитации. В Республике Таджикистан в целях претворения в жизни основных положений государственной программы реформирования образования и улучшения государственного надзора в области качества образования была формирована Постановлением правительства Республики Таджикистан от 03.03.2007, № 105 Государственная служба по надзору в сфере образования. На основе данного Постановления были организованны при управлении областных, городских и районных отделов образования, специальные отделы Государственной службы по надзору в сфере образования.

Негосударственная аккредитация. В противоположность этому в США услуги учебных заведений и больниц не аккредитуются непосредственно федеральным правительством. В США и Канаде аккредитация традиционно осуществляется различными частными некоммерческими объединениями (национальными или региональными).

В области бизнес образования для программ MBA наиболее известны аккредитации EQUIS, AMBA, AACSB, служащие своеобразным «знаком качества» учебных заведений.

Общественная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.

Принципы стандартизации и классификации в системе образования. Понятия: специальность, специализация, учебный план, классификатор, направление подготовки.

Классифика́тор,или (от лат. classis — разряд и facere — делать) — систематизированный перечень наименованных объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код (употребляется также понятие «номенклатура»). Классификация объектов производится согласно правилам распределения заданного множества объектов на подмножества (классификационные группировки) в соответствии с установленными признаками их различия или сходства. Применяется в Автоматизированных системах управления и обработке информации. Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем. Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

международные — стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

межгосударственные — классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.

национальные, или межотраслевые — классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;

отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АС и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.

Методы классификации. В классификаторах применяется два метода классификации: иерархический и фасетный. Выбор между этими двумя методами зависит от особенностей конкретной предметной области. Существуют следующие требования для выбранной системы классификации:

достаточная емкость и необходимая полнота, которые гарантируют охват всех объектов классификации в заданных границах;

оправданная глубина;

обеспечение возможности решения комплекса задач различного уровня;

возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации;

обеспечение возможности сопряжения с другими классификациями однородных объектов;

обеспечение простоты ведения классификатора.

История. Плановая экономика в СССР требовала создания единой союзной автоматизированной системы управления производством и распределения, которая должна была полностью упразднить документооборот, автоматизировать учёт и контроль и сделать экономику СССР полностью «прозрачной». Несмотря на то, что даже на современном уровне развития сетевых и компьютерных технологий создание такой системы — сложная задача, под контролем Госплана СССР началась разработка стандарта ЕСКК, который должен был стать кодовым «языком» будущей АСУ. Центральным элементом системы классификаторов был бы ОКТЭСП — Общероссийский классификатор технико-экономических и социальных показателей. Его разработка была завершена к началу Перестройки. В силу политических и экономических проблем союзная АСУ так и не была реализована, а из-за некомпетентности должностных лиц произошло разложение ядра ЕСКК — ОКТЭСП. При переходе России на рыночную модель экономики потребность в союзной АСУ производства и распределения отпала, и в 2001 г. ОКТЭСП был отменён без последующей замены.

В настоящее время в России Общероссийский классификатор — классификатор, принятый Росстандартом и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Общероссийские классификаторы должны соответствовать требованиям Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) ТЭСИ. Национальные и отраслевые классификаторы являются нормативными документами, внесение изменений в которые должны согласовываться с Госкомстатом и Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Перечень общероссийских классификаторов содержится в Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

- регулирования приема и выпуска специалистов;

- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

- интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

- сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки.

Классификатор состоит из двух разделов:

- раздел 1 "Среднее профессиональное образование";

- раздел 2 "Высшее образование".

Раздел 1 "Среднее профессиональное образование" содержит один подраздел - "Специальности среднего профессионального образования".

Раздел 2 "Высшее образование" содержит два подраздела:

- подраздел 1 "Специальности высшего образования";

- подраздел 2 "Направления подготовки в высшем образовании".

Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах "Специальности среднего профессионального образования" и "Специальности высшего образования" выделяют следующие уровни классификации:

- группа специальностей;

- специальность;

- специализация.

В подразделе "Направления подготовки в высшем образовании" выделяют следующие уровни классификации:

- область знаний (наук);

- направление подготовки;

- специализация.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

Структурно описание объекта классификации включает:

- блок идентификации объекта;

- блок наименования объекта;

- блок фасетов классификационных признаков объекта.

Классификаторы в образовании, действующие и разработанные в последнее десятилетие:

1. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. 1994 год.

2. Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. 2000 год.

3. Перечень направлений, специальностей и, соотнесённых к ним, специализаций подготовки дипломированных специалистов. 2005.

4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). 2005 год

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). 2010 год

6. Указатель соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и ОКСО.

7. Указатель соответствия между старыми и новым кодами направлений подготовки высшего профессионального образования.

Направление подготовки - профессиональная образовательная программа для бакалавра или магистра в вузах.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, религиовед, культуролог, инженер -строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт).

Специализация (от лат. specialis — особый, своеобразный) в образовательной системе — это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень квалификации специалиста, предназначенный для выполнения некоторой работы.

Проводится специализация на старших курсах высших и средних специальных учебных заведений, в средних профессионально-технических училищах — с начала обучения. Узкая специализация обеспечивает более качественное усвоение студентами практических учений и навыков. Но, в то же время, затрудняет изменение специальности и профессии в будущем, так как предполагает более длительный процесс переобучения. Поэтому в советской системе профессионального образования предпочтение отдавалось подготовке специалистов широкого профиля, после чего на её базе осуществлялась более узкая специализация.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.). Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий. Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений.

Вопросы для самоконтроля: 1) Охарактеризовать основные полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования 2) Дать характеристику видам образовательных программ, формам получения образования, принципам классификации в системе образования. 3) Охарактеризовать процедуры лицензирования и аккредитации в системе образования 4) Дать определение следующим понятиям: «образование», «специалист», «бакалавр», «магистр», направление подготовки», «учебный план».

Наши рекомендации