Классификация научных исследований

Научные исследования классифицируют по различным признакам (рис.3.1)

В зависимости от методов исследованияиспользуемые научные исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальным и экспериментальными.

Теоретические научные исследования основываются на использовании логических и математических методов пізнання. их результатом может быть установление в исследуемых объектах зависимостей, свойств, связей и т.д. Например, исследование сущности и роли издержек обращения в торговле.

Теоретико-экспериментальные научные исследования - это исследование теоретического характера, связанные с одновременной опытной проверкой выявленных зависимостей, свойств, связей и т.д. Например, исследование факторов, влияющих на сумму и уровень издержек обращения в торговле.

Экспериментальные научные исследования - это исследования, проводимые в конкретных объектах с целью выявления новых зависимостей, свойств, связей, или проверки выдвинутых ранее теоретических положений. Например, исследования формирование издержек обращения в торговых предприятиях.

В зависимости от сферы использования результатов научные исследования разделяют на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли. Они могут заканчиваться рекомендациями относительно постановки прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных знаний, научными публикациями и т.д. Например, исследование путей ускорения НТП в торговле.

Прикладные научные исследования - это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований в народном хозяйстве. Конечным их следствием является рекомендации по созданию технических нововведений (инноваций). Например, исследование эффективности механизации труда в розничных торговых предприятиях.

Разработки - это целенаправленный процесс преобразования прикладных научных исследований в технические приложения. Они направлены на создание новой техники, материалов, технологий и т.д. К объема разработок включают проектно-конструкторские и технологические работы, работы по созданию опытных образцов (партий) изделий (продукции), а также проектные работы для строительства.

4. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория.

Проблема –сложная, теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны неполностью.

Гипотеза– требующее проверки или доказательства предположение о причине, которое вызывает определенные следствия, о структуре исследуемых объектов, о характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Виды гипотез:

-Описательная– предположение существенных свойств объектов, характере связей объекта.

-Объяснительная– предположение о причинно-следственных зависимостях.

- Прогнозная –предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория –логически организованное знание, или концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Элементы теории.

Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Научный закон– это всеобщая необходимая, повторяющаяся, объективная связь явлений.
Научное положение- это развернутая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, процесс, природу) некоторого явления или закономерности.

Учение- процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида.

Идея- форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Категория— это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений.

Аксиома -положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории.

Закономерность— необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.
Концепция— система взглядов, понятий, представлений о каком-либо предмете, являющаяся "образным ключом" к пониманию конкретной проблемы, определяющая методы и способы ее решения.

Научный термин- это языковая единица (слово или словосочетание) преимущественно субстантивного характера, конвенционально соотносящаяся с понятием и предметом профессиональной сферы и служащая для концентрации, фиксирования, хранения и передачи профессиональной информации.
Принцип- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

5. Аа

6. Аа

7. П.2

8. Анализ(греч. — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализа: анализ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под анализом понимается «метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь»
Синтез(греч. — соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С. И. Ожегова синтез трактуется «как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом»1. Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоеди­нения целого из частей или соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез — это не произвольное, эклектиче­ское соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалек­тическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только "внутридисциплинарный, но и междисципли­нарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результат синтеза — совершенно новое образование, свой­ства которого не есть только внешнее соединение свойств компонен­тов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важ­ную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его

. ступенях.
Абстрагированиетакже относится к методам научного познания. В. П. Кохановский определяет абстракцию (лат. — отвлече­ние) так:

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто не­развитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мыс­ленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абст­рагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле)-.

С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитые из них — математика, логика и философия).
Идеализация— это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в со­держание образуемых понятий признаков, не реализуемых в дейст­вительности. В результате образуется так называемый «идеализиро­ванный объект», которым может оперировать теоретическое мышле­ние при отражении реальных объектов.

Обобщениекак метод научного познания представляет собой, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов, во-вторых — результат этого процесса: обоб­щенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, про­никновение в ее сущность. По мнению С. И. Ожегова, обобщить — значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем поло­жении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связа­но с абстрагированием.

Принято различать два вида научных обобщений: выделение лю­бых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, т. е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдель­ных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обоб­щение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредель­ным. Оно ограничено философскими категориями, которые не име­ют родового понятия, и потому обобщить их нельзя.

Индукция(лат. тйиспо — наведение) — логический метод (при­ем) исследования, связанный с обобщением результатов наблюде­ний и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. По­скольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы носят проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпи­рические законы. В словаре русского языка под индукцией понима­ется способ рассуждения, ведущий от частных фактов, положений к общим выводам.

Аналогия(греч. — соответствие, сходство) — метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами. Умозаключение по аналогии — выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («моде­ли») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются прав­доподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по дру­гим параметрам. Схема аналогии: если с имеет признаки P,Q,S,T, a d имеет признаки P,Q,S,, то, по-видимому, d имеет признак Т.

Моделированиекак метод научного познания представляет со­бой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называ­ется моделью. Таким образом, под модельюследует понимать объ­ект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозиро­вания поведения прототипа1. Потребность в моделировании возни­кает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруд­нительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функ­ций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить ин­формацию, полученную в результате исследования модели, на ори­гинал.

Наглядное моделированиепроизводится на базе представлений исследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели, отображающей явления и процессы, протекающие в объекте. Наглядное моделирование, в свою очередь, можно подразделить на гипотетическое, аналоговое и макетированное.

При гипотетическом, моделировании закладывается гипотеза о за­кономерностях протекания процессов в реальном объекте, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следственных связях между входом и выходом изучаемо­го объекта. Аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различного уровня. Как правило, аналоговая модель отра­жает несколько или только одну сторону функционирования объек­та. Макетированное моделирование связано с созданием макета ре­ального объекта в определенном масштабе и его изучения.

Символическое моделирование— это искусственный процесс соз­дания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков исимволов. Символическое моделирование принято подразделять на языковое (описательное) и знаковое (графическое), в зависимости от применяемых семантических единиц.

Математическое моделированиеосновано на описании реально­го объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид, как компьютерное моделирование объектов.

9. способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.
Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

10. ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

требование смотреть на любой предмет познания как на систему,функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любыхсистемных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяетпри характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерностилюбой системы, независимо от ее конкретного содержания.

11. Основойэмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

§ эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

§ измерение - определение отношения измеряемой величины к

§ эталону (например, метру);

§ сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Наши рекомендации