Классификация методов обучения орфографии
Классификация методов обучения языку дана в книге Л. П. Федоренко «Принципы и методы обучения русскому языку». В ней отмечается, что методы обучения должны классифицироваться в зависимости от источника получения знаний. В соответствии с этим Л.П.Федоренко выделяет: 1) методы практическою изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении); 2) методы теоретического изучения языка; 3) методы теоретико-практического изучения языка (упражнения).
К методам практического изучения орфографии относят:
1. словарно-орфографические упражнения, направленные на обогащение словаря учащихся новой лексикой с трудными орфограммами;
2. письменные работы с грамматико-орфографическими заданиями;
3. работа над орфографическими ошибками.
Словарно-орфографические упражнения — этоупражнения, направленные, с одной стороны, на усвоение лексического значения слова, а с другой — на овладение его правописанием.
Основными приемами словарно-орфографической работы являются: 1) подбор к данным словам антонимов и синонимов; 2) замена данного слова описательным оборотом; 3) составление с данными словами словосочетаний и предложений; 4) замена в предложенном тексте иноязычных слов русскими, архаизмов — современными, просторечных и искаженных — литературными; 5) ведение словариков (толковых, орфографических), а также приобретение навыков пользования ими; 6) элементы этимологического анализа слов; 7) работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Письменные работы с грамматико-орфографическими заданиями. В средней школе широко используются различные виды письменных упражнений (творческий и свободный диктанты, изложения, сочинения, в том числе по картине, письменный пересказ текст, деловые бумаги, конспектирование, доклады на орфографическую или литературную тему и др.). Основная цель этих работ — развитие связной речи. Вместе с тем подобные упражнения могут служить одним из эффективных средств развития и совершенствования орфографических навыков учащихся. Работа по орфографии здесь может проводиться: 1) в процессе объяснения непонятных слов, 2) в ходе анализа содержания текста, 3) во время написания изложений и сочинений.
Работа над ошибками. Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая имеет целью, с одной стороны, объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, с другой — закрепить навыки правописания и тем самым предупредить возможность повторного появления ошибок.
В соответствии с этими задачами последовательность работы над ошибками может быть следующей: 1) ознакомление учащихся с результатами письменной работы (диктанта); 2) воспроизведение знаний учащихся по теоретическому материалу; 3) показ приемов работы над ошибками; 4) упражнение в письме; 5) домашнее задание.
Детальный анализ орфографических ошибок и тщательная отработка слабо усвоенных орфограмм — это работа по развитию и совершенствованию орфографических навыков в целом, а следовательно, работа над ошибками должна проводиться регулярно и систематически.
К методам теоретического изучения орфографии относят: 1) анализ звукобуквенного и морфемного состава слова; 2) выведение обобщающего орфографического правила; 3) составление алго ритмического предписания; 4) ответы на вопросы (устные и письменные); 5) письменные работы по орфографии типа сочинения 6) обобщение материала на специальном уроке.
Выведение обобщающего правила. В усвоении теоретического материала по орфографии важную роль играет выведение обобщающего правила. Значение этого этапа работы состоит в том, что учащиеся подводятся к пониманию орфографии как системы, а объединение ряда частных правил родственного характера в одно обобщенное правило сокращает количество материала, подлежащего запоминанию.
Ответы на вопросы по орфографии. Развернутые ответы на вопросы являются эффективным методом теоретического изучения орфографии. Вначале на предложенные вопросы отвечают устно, а затем — письменно. Ответы, представленные в письменном виде, проверяются учителем дома, а затем анализируются в классе. Письменные ответы на вопросы, небольшие домашние задания типа рассуждения или сочинения на материале грамматики и орфографии способствуют развитию мышления и речи учащегося.
Письменная работа по орфографии типа сочинения. Следующим этапом работы по развитию и совершенствованию навыков правописания является сочинение по грамматике и орфографии. Этот вид работы пока не получил широкого распространения, между тем сочинения по грамматике и орфографии способствуют и более углубленному усвоению грамматики и правописания, и выработке у учащихся навыков связной речи.
К методам теоретико-практического обучения орфографии относят: 1) орфографический разбор слов; 2) комментированное письмо; 3) этимологический анализ слов; 4) составление орфографических таблиц.
Орфографический разбор — вид лингвистического анализа, которыйпомогает объяснить принципы и правила написания слов. В ходе орфографического разбора даются ответы на следующие вопросы: 1) какой опознавательный признак указывает на орфограмму; 2) какой тип орфограммы объясняется; 3) какой вид орфограммы в какой части слова находится; 4) каким правилом регулируется написание; 5) можно ли проверить написание или объяснить с помощью этимологии; 6) какой принцип орфографии лежит в основе написания и обоснования орфограммы. Различают следующие виды орфографического разбора: 1) фронтальный, или сплошной, когда указываются все изученные орфограммы и обосновывается их выбор в одном или нескольких словах, а также в предложении в целом; 2) выборочный, или тематический, который заключается в указании и обосновании отдельных орфограмм, буквенных (в приставке, корне, суффиксе, окончании) или небуквенных (между корнями, между корнем и суффиксом, между словами).
Орфографический разбор может быть как устным, так и письменным.
Комментированное письмо.Комментированное письмо является одним из эффективных приемов работы по орфографии на первоначальном этапе формирования навыков грамотного письма. Смысл комментированного письма сводится к тому, что оно больше, чем все другие виды упражнений, сближает момент воспроизведения правила и момент реализации его на практике, а это сокращает путь от правила к письму. Применяемое своевременно, умело сочетаемое с другими видами упражнений, комментированное письмо дает положительные результаты.
При использовании комментированного письма необходимо учесть следующее:
1) комментирование должно быть развернутым, так как, ограничиваясь в ходе комментирования лишь констатацией фактов, учащиеся не осознают процессы анализа и синтеза орфограмм и правил правописания, что отрицательно сказывается на развитии ихмышления и речи;
2) комментирование имеет смысл лишь тогда, когда орфограмма затрудняет многих учащихся; в этом случае целесообразно проанализировать орфограмму коллективно, дать образец объяснения ее,) а затем различными приемами, в том числе методом комментирования письма, закрепить эту орфограмму;
3) вопрос о целесообразности комментированного письма в каждом конкретном случае должен решать учитель.
Этимологический анализ слов.К сожалению, этимологический анализ не находит пока достойного места на уроках русского языка и средней школе. Причина эта заключается в недооценке роли языковой теории в усвоении норм литературной речи, а также в неверном понимании принципа практической направленности в преподавании родного языка. Вместе с тем результаты специальных экспериментов и повседневных наблюдений показывают, что этимологический анализ способствует как обогащению лексического запаса учащихся, так и повышению их орфографической грамотности.
Особенно результативна работа над этимологией слов, если она сопровождается краткими записями, а также подбором и анализом других слов с затемненным составом.
Составление орфографических таблиц.Эффективным методом теоретико-практического обучения орфографии является составление таблиц, поскольку уже сам процесс подготовки побуждает учащихся находить в материале общее и частное, типичное ислучайное, а также выделять признаки, по которым родственныеорфограммы могут быть объединены и включены в соответствующую рубрику таблицы.
Так, выявив в процессе обобщения материала закономерности чередования а ио в корне, учащиеся приходят к выводу, что правила правописания корней с чередованием гласных а —о можно объединить в две группы: 1) правописание корней зависит от места ударения; 2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем. Пользуясь полученными выводами, учащиеся систематизируют материал и фиксируют его в таблице.
Таким образом, в результате заполнения обобщающей таблицы дети анализируют условия выбора орфограммы, учатся быстро применять орфографическое правило к конкретным фактам орфограмм, тренируются в разборе слова по составу и закономерно приходят к выведению обобщающего правила.