I. Организационный момент. 1. Р а з г а д а й т е правило, по которому составлены схемы
II. Устный счет.
1. Р а з г а д а й т е правило, по которому составлены схемы, и вставьте числа в «окошки».
2. З а д а ч а.
а) На одной полке 25 книг, а на другой на в книг меньше. Объясните, что обозначают выражения: 25 – b; 25 + (25 – b).
б) Измените условие задачи, чтобы она решалась так: 25 : b; 25 + 25 ∙ b.
3. М а т е м а т и ч е с к и е р е б у с ы.
а) – = 360 28 + = 428 : = 15 | б) + = – 32 = 18 74 – = |
III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
– Составьте все возможные равенства с числами:
(190 + 50 = 240
50 + 190 = 240
240 – 50 = 190
240 – 190 = 50)
– Как связаны между собой сложение и вычитание натуральных чисел? (Это обратные действия.)
– Как вы думаете, можно ли составить подобные равенства, используя дробные числа: ?
IV. Работа по теме урока.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
З а п и с ь на доске:
378 + 296 862 – 584 697 – 298 725 + 186
Сравните выражения. Чем они похожи? (Это суммы и разности натуральных чисел.)
Вы знаете, что сложение и вычитание натуральных чисел связаны между собой. Найдите значения данных выражений и запишите все обратные равенства.
З а п и с ь на доске:
– Сравните выражения. Чем они похожи? (Это суммы и разности дробных чисел.)
– Найдите значения данных выражений.
– Есть ли среди них связанные между собой?
– Выпишите такие равенства. Какая между ними связь?
а) б)
(Для дробных чисел сложение и вычитание – обратные действия.)
– Составьте обратные равенства для остальных выражений.
– Какие знания помогли вам выполнить данное задание?
2. В ы п о л н е н и е задания № 406.
– Прочитайте условие задачи.
– Что известно в условии задачи? Что требуется узнать?
– Запишите краткое условие задачи разными способами.
I с п о с о б.
Привезли – ? кг, 2 мешка по 49 кг Расходовали – ? кг, 4 дня по 7 кг Осталось – 7 кг, |
II с п о с о б.
– Запишите решение задачи по действиям, а затем составьте сложное выражение.
Р е ш е н и е:
1) 49 ∙ 2 = 98 (кг) – картофеля привезли.
2) 98 : 7 = 14 (кг) – картофеля осталось.
3) 98 – 14 = 84 (кг) – картофеля расходовали 4 дня.
4) 84 : 4 = 21 (кг) – картофеля расходовали в день.
В ы р а ж е н и е: (49 ∙ 2 – 49 ∙ 2 : 7) : 4 = 21 (кг).
– Измените текст задачи так, чтобы ее решение стало короче. Постарайтесь найти не один вариант такого изменения.
З а д а ч а а).
В столовую привезли 98 кг картофеля. Его расходовали в течение четырех дней поровну. После этого осталась седьмая часть картофеля. Сколько килограммов картофеля расходовали в день?
З а д а ч а б).
В столовую привезли 2 мешка картофеля по 49 кг в каждом. Его расходовали в течение четырех дней поровну. После этого осталось 14 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля расходовали в день?
З а д а ч а в).
В столовую привезли 2 мешка картофеля по 49 кг в каждом. Его расходовали в течение четырех дней. После этого осталась седьмая часть картофеля. Сколько килограммов картофеля израсходовали за 4 дня?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а