Методика анализа усталостного излома
Констатацияфактаусталостногоразрушения детали.Основным доказательством усталостного разрушения детали является наличие на поверхности излома характерных зон и линий.
Дополнительными доказательствами являются:
а) фактический срок службы детали. Усталостный излом образуется примерно после 1—5 миллионов циклов нагружения. Еслиизлом произошел при количестве циклов нагружения в несколькотысяч, то такой излом следует относить не к усталостным, а к группеповторно-статических или перегрузочных;
б) расположение и ориентация формы трещины. Усталостнаятрещина на участке ее зарождения обычно имеет зигзагообразнуюформу вследствие слияния ступенек рубцов, а на участке зонысобственно усталостного развития — плавную форму. Усталостноеразрушение происходит, как правило, по месту наибольшей концентрации напряжений;
в) отсутствие следов макропластической деформации разрушенной детали на участке усталостного развития трещины.
В качестве примера установления факта усталостного разрушения детали рассмотрим поломку поршневого двигателя (рис. 43).
Рис. 43. Общий вид разрушенных деталей авиационного двигателя. |
Шатун этого двигателя (рис. 44, а) проработал после ремонта всего 100 час.и выдержал примерно 6-Ю6 циклов нагружения, а всего с начала эксплуатации 40·106 циклов.
а | б |
Рис. 44. Разрушенный шатун (а) из ст. 40ХНМА уучасток излома (б) |
Следовательно, можно предположить, что его излом усталостный. Излом произошел по стержню и был сильно поврежден при окончательном разрушении деталей. Сохранился незабитым маленький участок площадью 1 см2(рис. 44, б), с мелкозернистым строением, типичным для усталостных изломов деталей из стали 40ХНМА, из которой изготовлен главный шатун. Сравнение поверхности статических изломов образцов, вырезанных из разрушенного главного шатуна, с этим участком дало еще одно доказательство усталостного разрушения главного шатуна, так как изломы образцов имели волокнистое строение, типичное для статических изломов образцов из данной стали.
Влияние концентратора напряжений на разрушение детали бесспорно, когда наблюдается связанное с ним изменение направления развития излома. Особенно сильно это проявляется при разрушении деталей от переменного кручения. В зависимости от наличия на поверхности скручиваемого вала продольных шлиц или галтели получается излом типа «звездочки» или «зубьев пилы» (Рис. 45).
а | б |
Рис. 45. Различные виды изломов при переменном кручении типа «звездочки» (а) и «зубьев пилы» (б) |
Изменение в напряженном состоянии приводит к образованию на изломе продольных или поперечных уступов (рис. 46).
Рис. 46. Поверхность усталостного излома с продольным уступом. |
При наличии на поверхности детали вытянутого в линию концентратора, расположение которого не совпадает с направлениями главных нормальных напряжений иногда происходит развитие излома по концентратору. В этих случаях концентратор напряжений также является основной или единственной причиной разрушения детали.
Влияние концентратора напряжений оценивается также по месту зарождения излома. В качестве примера на рис. 47показан излом головки железнодорожного рельса; излом зародился в середине сечения головки вследствиевлияние концентратора напряжений — металлургического дефекта. Следовательно, в данном случае концентратор напряжений вызвал смещение наиболее напряженной точки и явился основной причиной поломки детали.
а | б |
Рис. 47. Поверхность (а) и схема (б) излома головки железнодорожного рельса: 1- флокен; зона усталостного развития излома; 2,3- долом |
В качестве другого примера на рис. 48 показан излом детали с очагом разрушения, расположенным в середине стенки детали у местного дефекта материала (волосовины). Расположение очага излома вне зоны действия наибольших номинальных напряжений свидетельствует о значительном влиянии концентратора напряжений.
Рис. 48. Излом детали с очагом разрушения у волосовины |