Класс. Базовый уровень (16 уроков)
Русский язык. 1 четверть
Календарно-тематическое планирование
класс. Базовый уровень (16 уроков)
(Из них: на изучение языковых тем – 16 часов, в том числе - на развитие речи - 4 часа)
Контроль в 1 четверти:
- контрольный диктант;
- контрольная работа;
- контрольное изложение;
- контрольное сочинение.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основные требования к знаниям учащихся | Развитие речи | Формы контроля |
Тема 1. Введение (1 час) | |||||
1. | Слово о русском языке. Особенности взаимодействия русского и украинского языков. | - Понимать связь языка и истории, культуры русского и других народов. - Определять принципы взаимодействия, взаимовлияния русского и украинского языков. | - Повторить, обобщить сведения о диалоге и правилах общения. - Подготовить выступление о влиянии украинского языка на русский. | Устные сообщения учащихся о влиянии украинского языка на русский | |
Тема 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексикография (5 часов, в том числе – 1 час на развитие речи + 1 час – контрольное изложение) | |||||
2. | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | - Устанавливать единицы различных языковых уровней. - Делать фонетический разбор слова. - Сопоставлять фонетические, орфоэпические особенности русского и украинского (или иностранного) языков и делать выводы. | - Составить текст-описание. - Составить текст- повествование. | Лабораторная работа | |
3. | Развитие речи. Сжатое изложение текста публицистического стиля | - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам | Стилистический анализ текста | ||
4. | Чередование звуков. | - Произносить русские звуки с учётом позиционных изменений гласных и согласных звуков в потоке речи. | - Выполнить задания по развитию речи из сборника ЕГЭ. | Тестирование | |
5. | Орфоэпия. Типы ударений. | - Соблюдать акцентологические нормы русского языка при образовании новых слов и словоизменении; произносить общеупотребительные слова русского языка в соответствии с важнейшими орфоэпическими правилами. | Поразмышлять: нужна ли орфоэпия. | Практическая работа | |
6. | Контрольное изложение. | - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. | Контрольная работа | ||
Тема 3. Лексика. Фразеология. Лексикография (10 часов, в том числе – 3 часа на развитие речи + 1 час – контрольное сочинение) | |||||
7. | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Составление текста с одним или несколькими ИВС | - Определять лексическое значение слов; употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. - Обеспечивать уместность, правильность и выразительность речи. | - Подготовить сообщение об учёных-лексикографах. - Написать аннотацию к словарю. | Устные сообщения учащихся об учёных-лексикографах. Составление связного текста. | |
8. | Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. | - Употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы. | - Составить словарную статью: этика общения и этикет. | Практическая работа | |
9. | Происхождение лексики современного русского языка. Развитие речи. Особенности перевода текстов с украинского на русский язык. | - Переводить текст с украинского языка на русский, объяснять трудности перевода. - Пользоваться двуязычными и толковыми словарями. - Определять особенности лексики с точки зрения её происхождения. | - Перевести текст на русский язык, составить план в вопросной форме, пересказать текст от третьего лица. | Практическая работа | |
10. | Контрольный диктант. | - Проверить сформированность навыков правописания. | Контрольная работа | ||
11. | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Развитие речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | - Различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления. - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам | - Различать на слух тексты по стилям, типам речи и жанрам. Совершенствовать навык составления связного текста. | Лингвистический анализ текста | |
12. | Устаревшая лексика и неологизмы. | - Определять стилистическую функцию устаревших слов в художественных произведениях. | - Определить сферу употребления слов, создать на их основе ситуацию общения. - Выполнить задания по развитию речи из сборника ЕГЭ. | Практическая работа | |
13. | Контрольное сочинение. | - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам | Контрольная работа | ||
14. | Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. | - Употреблять в речи фразеологические обороты с учётом сферы и ситуации общения; находить фразеологические эквиваленты в родном языке; сопоставлять их лексическое наполнение; пользоваться фразеологическим словарём. | - Прочитать текст, сжато пересказать, закончить повествование фразеологизмом. | Устное изложение с заданием на достраивание текста | |
15. | Контрольная работа (вопросы по теории и практические задания). | - Показать свободное владение всеми понятиями, изученными в теме, уметь применять полученные знания в практической деятельности. | - Продемонстри- ровать прочное усвоение речевых норм. | Контрольные задания | |
Анализ контрольных работ. | - Проанализировать пробелы в знаниях | Составить диалог-решение ситуации | Коррекционные задания |