Тогда: блок-схема детализируется, и в соответствии с ней можно записать код программы
Оператор присваивания
Функция оператора присваивания − передача данных в переменную, то есть присвоение переменной нового или другого значения. Синтаксис оператора – присвоить (=) переменной (имя) значение. В левой части оператора присваивания может находиться только имя той переменной, которой будет присваиваться значение. В правой части оператора присваивания может находиться: конкретное значение; арифметическое выражение; алгебраическое выражение, содержащее имена других переменных.
x = 2 – читается как «присвоить переменной x значение 2».
x= x + 2 – «присвоить переменной x значение, большее на 2».
Действие оператора присваивания – производятся все необходимые вычисления, и операции в правой части оператора, находится конкретное значение (числовое или символьное), и это значение присваивается переменной. При этом старое значение переменной безвозвратно теряется.
Если в программе указана переменная, которой не присвоено значение, то по умолчание её значение Бейсик считает равным нулю.
В Бейсике сильно развиты команды и функции ввода - вывода данных, позволяющие осуществлять «диалог» с пользователем (интерактивный интерфейс).
Операторы ввода данных:
Оператор ввод данных INPUT
Используется для ввода в ЭВМ с клавиатуры значений исходных переменных и размещения этих значений в выделенных для переменных ячейках памяти. Оператор даёт возможность решать одну и ту же задачу с разными значениями исходных переменных без изменения программы Пользователь может вводить произвольные данные. Оператор позволяет организовать работу пользователя с программой в диалоговом режиме.
Общий формат: INPUT [“Запрос” {;|,}] переменная 1, переменная 2, …, переменная N.
[“Запрос” {;|,}] –Необязательный параметр. Позволяет вывести на экран монитора пояснения. Текст всегда заключается в кавычки. После него обязательно ставится точка с запятой или запятая. Точка с запятой - на экран выводится ?_. Запятая – выводится только _.
переменная 1, переменная 2, …, переменная N – Обязательный параметр. Вводятся значения. Оператор не умеет считывать математические выражения. Если в INPUT несколько переменных, то их значения вводятся в одну строку, через запятую. Если ввести значение не соответствующее типу переменной программа выдаст сообщение об ошибке Redo from start (Повторить ввод).
Операторы ввода данных DATA READ
Операторы применяется в том случае, когда данные заранее известны и вводятся в память ЭВМ в воде перечня (списка) значений без участия пользователя. Необходимость в этом возникает при использовании редко изменяющихся данных, например справочных.
После слова DATA вводится некоторый перечень данных (через запятую). Оператор должен быть единственным в строке. Несколько операторов DATA, размещённых в программе, работают как один перечень (список).
Слово READ указывает (считывает из памяти), каким переменным последовательно присваиваются значения ранее введенных данных. Перечень (список) данных из DATA могут использовать несколько операторов READ.Количество переменных в операторах READ должно соответствовать числу элементов перечня (списка) в операторах DATA.
Оператор RESTORE позволяет повторно считывать данных операторами READ,начиная спервого элемента оператора DATA.
Оператор вывода данных PRINT
Чаще всего используется для вывода на экран монитора текстовой и цифровой информации.
Общий формат: PRINT [«Выражение»][{;|,}]
В качестве Выражения может быть текст в кавычках, число, переменная или математическое выражение без знака равенства. В последнем случае ЭВМ автоматически проведёт расчёт и выведет результат на экран монитора.
Когда точка с запятой или запятая стоят за «Выражением», информация, выводимая следующим оператором PRINT, будет записана в эту же строку.
PRINT ® выводит пустую строку.
PRINT x ® выводит значение переменной x.
PRINT «x =, y =»; x, y ® выводит текст «x =, y =» и значение переменных x и у через пробел.
Модификатор USING используется для форматирования вывода. С помощью символа # строится шаблон вывода.
Рассмотрим пример использования оператора PRINT.
PI = 3.141593
PRINT “PI = “; PI
PRINT USING “#.#”; PI
PRINT USING “#.# # #”; PI
В результате выполнения этого фрагмента программы мы будем иметь на экране вывода информации следующее:
PI = 3.141593
3.1
3.142
В определённых случаях бывает рационально использовать для вывода информации на экран монитора оператор PRINT TAB(n). Оператор выводит информацию в n-позицию строки от левого края.
Для вывода информации в определенное место экрана применяется оператор LOCATE. (Обычно экран монитора содержит 25 строк и 80 столбцов).
Общий формат: LOCATE [строка][столбец]
Метод разработки программы сверху – вниз предполагает процесс пошагового разбиения алгоритма (блок-схемы) на всё более мелкие части до уровня элементарных конструкций, для которых можно составить конкретные команды.
Данное в задании математическое выражение на языке QBasic может быть записано как последовательное
выполнение действий в скобках (вычисление функций и нахождение суммы),
вычисление натуральной дроби
и сложения результатов первых двух действий.
Такое простое математическое выражение можно было бы записать как единый процесс вычислений в одну строку. Но в случае ввода пользователем некоторого значений x программа прекратит работу и выдаст сообщение об ошибке. Результат не будет получен.
Следовательно, выполнение задачи лучше осуществить поэтапно, предусмотрев возможность проверки значения знаменателя натуральной дроби. Для этого программист вводит вспомогательные переменные, присваивая им значения отдельных элементов математического выражения.
Пусть переменная Y1 будет иметь значение знаменателя натуральной дроби.
Тогда: блок-схема детализируется, и в соответствии с ней можно записать код программы.
Код программы: CLS INPUT “Ведите значение x”; x PRINT “Проверьте знаменатель дроби и введите другое значение x если знаменатель равен нулю” PRINT “Выход из программы нажатием комбинации клавиш CTRL + BREAK” Y1 = x + 7: STOP Y = (2 * SIN(x) + COS(x)^2) * (x^(2/3)/Y1) PRINT “Y=”; Y END |
Оператор очистки экрана монитора – CLS.
Оператор остановки программы – STOP.
Оператор окончания работы программы – END.
Контрольные задания:
1. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
2. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
3. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
4. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
5. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
6. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
7. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
8. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
9. | Составить блок-схему линейного алгоритма и программу вычисления значения Y по заданному математическому выражению, при заданных с клавиатуры данных: |
10. | Составить блок-схему и программу для пересчёта расстояния M в милях в расстояние K в километрах, приняв, что 5 миль равны 8 км. Исходные расстояния должны задаваться с клавиатуры. |
11. | Составить блок-схему и программу вычисления значения площади треугольника S по трём его сторонам, при заданных с клавиатуры данных. Площадь может быть вычислена по формуле Герона (где p – полупериметр): |
12. | Составить блок-схему и программу для пересчёта расстояния M в милях в расстояние K в километрах, приняв, что 5 миль равны 8 км. Исходные расстояния должны задаваться с клавиатуры. |
13. | Сколько в выражении операторов и аргументов? Y = SIN(1) |
14. | Правильна ли эта запись? Что она означает? SINCOS = 2 |
15. | Создать алгоритм решения задачи: если X =10, то Y = 1; если X = 20, то Y = 2 |