Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ

Высшая математика: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы / М.А.Сагадеева - Челябинск: ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2012.- 23 с.

Высшая математика:Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы: 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»

ã Издательство ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 5

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 13

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса Высшая математика в системе подготовки – освоение необходимого математического аппарата.

Задачи изучения Высшей математики как фундаментальной дисциплины состоят в развитии логического и алгоритмического мышления, в выработке навыков решения основных задач Высшей математики, что в конечном итоге формирует навык исследования моделей реальных процессов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Раздел I СХОДИМОСТЬ НЕСОБСТВЕННЫХ
ИНТЕГРАЛОВ И ЧИСЛОВЫХ РЯДОВ

Тема 1 Несобственный интеграл

Вычисляется как интеграл с одним или с двумя неограниченными пределами. Подынтегральная функция определена и непрерывна на одном из промежутков [a;+¥), (-¥;b], [-¥;+¥].

Если несобственный интеграл сходится, то он имеет конечный предел, если не сходится, то предел его равен бесконечности (2, с.271, 272).

Для вычисления площадей плоских фигур необходимо уметь определять пределы интегрирования, если они не заданы и если площадь фигуры представляется в виде сумм или разностей криволинейных трапеций. Поэтому нужно построить кривые, ограничивающие плоские фигуры, определяют граничные условия (пределы интегрирования). Необходимо разобрать примеры (1,11.5–11.7, 11.20–11.22, с.300–304, 313), (2, с.261, примеры 11.30–11.35).

Формула трапеций применяется для приближенного вычисления определенного интеграла, когда соответствующая первообразная не вычисляется непосредственным интегрированием.

Разобрать примеры по теме (1, N 11.1–11.11, 11.18–11.22, задачи для самостоятельной работы N 11.25–11.30,11.32–11.35,11.37–11.39, 11.41, 11.42, 11.43–11.52, 11.57, 11.59), (2,11.1 а), б), в), г), д), е), 11.30–11.35, задачи для самостоятельной работы 11.2–11.28, 11.36–11.53, 11.54–11.57, 11.58–11.61, 11.62–11.71, 11.75–11.86).

Тема 2 Числовые ряды

Студенту при изучении темы нужно усвоить определение:

а) числового ряда;

б) определение сходящегося ряда.

Изучив свойства рядов и при этом разобраться в том, что необходимый признак сходимости (для сходящихся рядов Un®0 при n®¥) не является достаточным.

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Необходимо использовать в качестве эталонных расходящихся рядов гармонический ряд и ряд вида Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru при p=1, k>0; для сходящихся рядов в качестве эталонных использовать геометрический ряд Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru aqn при ½q½<1 и ряды вида Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru при p>1, k>0.

Студенту нужно усвоить тот факт, что признаки сравнения применяют тогда, когда признаки Даламбера и Коши не дают результата.

Исследование сходимости знакочередующегося ряда с использованием признака Лейбница.

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ

Тема 3 Степенные ряды

Главным вопросом при изучении этой темы является вопрос определения радиуса сходимости степенного ряда.

В промежутке (-R;R) степенной ряд сходится абсолютно для любых х. Важно исследовать сходимость числовых рядов на границах интервала. Для знакочередующегося ряда для этой цели необходимо использовать признаки сравнения или признак Лейбница, признак Даламбера применять нецелесообразно.

Ряд Маклорена может сходиться к конкретной функции только в некотором промежутке (определяется интервал его сходимости), может вообще расходиться или сходиться к другой функции.

Пример решения задачи по теме «Ряды».

Прежде всего отметим, что областью сходимости называется совокупность тех значений, при которых степенной ряд сходится.

Дан ряд Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru .

Алгоритм решения.

1) Находим радиус сходимости ряда

R= Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru =lim Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru =

= Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru = Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru .

2) необходимо выяснить поведение ряда на концах отрезка, выяснить сходимость ряда.

На первом конце х= – Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru ряд принимает вид

1– Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru + Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru +…+ Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru – знакопеременный ряд.

Применяем для исследования этого ряда признак Лейбница (3, с.369).

n=2m.

Отметим:

а) что члены знакочередующегося ряда убывают по абсолютной величине

1> Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru > Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru >…> Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru .

б) пределы общего члена

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru =0.

По признаку Лейбница ряд сходится.

На правом конце при х= Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru ряд знакоположительный

1+ Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru + Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru +…+ Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru .

Его можно сравнить с эталонным – обобщенным гармоническим рядом (применяется признак Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru , который сходится при Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru или Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru в приведенном примере).

Вывод. Ряд сходится на обоих концах интервала.

Задача решена. Определен радиус сходимости ряда и исследована сходимость на границах интервала.

Тема 4 Ряды Фурье

Тригонометрическим рядом Фурье функции Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru называют функциональный ряд вида

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru (2)

где

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru

Числа Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru , Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru и Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru ( Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru ) называются коэффициентами Фурье функции Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru . Формулы для них можно объяснить следующим образом. Предположим, мы хотим представить функцию Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru в виде ряда (2), и нам надо определить неизвестные коэффициенты Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru , Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru и Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru . Если умножить правую часть (2) на Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru и проинтегрировать по промежутку Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru , благодаря ортогональности в правой части все слагаемые обратятся в нуль, кроме одного. Из полученного равенства легко выражается коэффициент Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru . Аналогично для Раздел II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЯДЫ - student2.ru .

Наши рекомендации