Оценка разгонных свойств транспортного средства

Разгонные свойства транспортного средства оцениваются по величине ускорений, развиваемых транспортным средством на различных передачах в коробке передач, времени разгона до максимальной скорости движения в заданных условиях и пути разгона.

В случае движения по ровной горизонтальной поверхности ускорение транспортного средства определяется по формуле:

j = Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru ×(D – fv), (6.1)

где d – коэффициент учета вращающихся масс.

Значение коэффициента учета вращающихся масс на каждой передаче в коробке передач определяется по формуле:

d = 1 + d1 + d2×U2кп, (6.2)

где Uкп – передаточное число коробки передач;

d1 – коэффициент учета вращающихся масс колес (d1 = 0,04...0,07);

d2 – коэффициент учета вращающихся масс деталей трансмиссии (d2 = 0,0015)

Результаты расчета следует занести в таблицу 6.1.

По результатам расчетов необходимо построить график ускорений (см. рисунок 6.1).

Анализируя график ускорения, можно обнаружить, что кривые ускорений на предшествующей и последующей передачах могут пересекаться. Пересечение кривых указывает, что величины ускорений одинаковы для обеих передач при скоростях движения vi и vi+1. Именно при этих скоростях движения целесообразно переходить на последующую (высшую) передачу. В соответствии с этим, скорости vi+2 и vi+3, также используют для включения последующих (высших) передач.

Время разгона до заданной (максимальной) скорости определяется из следующего выражения:

Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru , (6.3)

где Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru – величина, обратная ускорению, с2/м.

Определение времени разгона транспортного средства осуществляется графическим интегрированием. Для этого необходимо построить график величин, обратных ускорениям в функции скорости (см. рисунок 6.2).

Площадь под кривыми 1/j = f(v), ограниченная ординатами v0 и vmax и осью абсцисс, пропорциональна времени разгона транспортного средства до максимальной скорости.

Для построения графика времени разгона транспортного средства площадь под кривыми 1/j = f(v) следует разбить на несколько участков (количество участков определяется числом передач в коробке передач).

Тогда время разгона определяется выражением:

Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru , (6.4)

где Dv – изменение скорости на данном интервале, м/с, Dv = vi+1 – vi;

jср – среднее ускорение на данном интервале, м/с2, jср =(ji + ji+1)/2.

При построении графика времени разгона (см. рисунок 6.3) следует принимать время переключения передачи tп = 1 с.

По результатам расчетов необходимо построить график времени разгона (см. рисунок 6.3).

Путь разгона транспортного средства до заданной (максимальной) скорости определяется следующим выражением:

Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru . (6.5)

Интегрирование данного уравнения выполняется графически. Для этого используется график времени разгона транспортного средства tр = f(v).

Площадь слева от кривой графика tр = f(v), ограниченная осью ординат, пропорциональна пути разгона S. Для построения графика пути разгона необходима разбить указанную площадь на несколько участков и подсчитать площадь каждого из них.

Тогда путь разгона транспортного средства определяется выражением:

Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru , (6.6)

где Dt – время разгона на заданном интервале, с;

vср – средняя скорость на заданном интервале, м/с, vср =(vi + vi+1)/2.

Результаты расчета следует занести в таблицу 6.1.

По результатам расчетов необходимо построить график пути разгона (см. рисунок 6.3).

По результатам построения графиков сделать выводы о максимальном ускорении, времени и пути разгона до заданной (максимальной) скорости.

Таблица 6.1 – Расчет показателей разгонных свойств

Пере-дача λд v, м/с j, м/с2 1/j, с2 tp, c Sp, м Примечание
I 0,2 2,02 3,054 0,327 0,328 0,83  
0,3 3,03 3,105 0,322 0,323 1,14
0,4 4,04 3,149 0,318 0,319 1,45
0,5 5,05 3,183 0,314 0,323 1,80
0,6 6,06 3,067 0,326 0,336 2,21
0,7 7,07 2,942 0,340 0,356 2,69
  0,8 8,08 2,737 0,365 0,384 3,30  
0,9 9,09 2,523 0,396 0,431 4,14
1,0 10,1 2,159 0,463 0,512 5,43
1,1 11,11 1,786 0,560 0,648 7,52
1,2 12,12 1,333 0,750 0,758 9,19
II 0,2 3,8 1,875 0,533 0,991 4,69  
0,3 5,66 1,877 0,533 1,012 6,66
0,4 7,5 1,761 0,568 1,157 9,78
0,5 9,4 1,522 0,657 1,330 13,77
0,6 11,3 1,335 0,749 1,669 20,45
0,7 13,2 0,942 1,062 2,314 32,62
0,8 0,614 1,628 4,944 78,86
0,9 16,9 0,154 6,481 -13,838 -247,70
1,0 18,9 -0,443 -2,255 -2,576 -51,00
1,1 20,7 -0,954 -1,048 -1,592 -34,47
1,2 22,6 -1,432 -0,698 -1,327 -29,98
  III 0,2 5,4 1,196 0,836 2,447 16,52  
0,3 8,1 1,011 0,989 2,914 27,54
0,4 10,8 0,842 1,188 3,999 48,58
0,5 13,5 0,508 1,967 10,423 154,78
0,6 16,2 0,010 103,149 -9,757 -171,23
0,7 18,9 -0,563 -1,776 -3,045 -61,66
0,8 21,6 -1,210 -0,826 -1,719 -39,45
0,9 24,3 -1,931 -0,518 -1,137 -29,17
1,0 -2,817 -0,355 -0,819 -23,21
1,1 29,7 -3,778 -0,265 -0,629 -19,52
1,2 32,4 -4,812 -0,208 -0,561 -18,18
IV 0,2 7,8 0,590 1,696 9,917 96,69 Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru    
0,3 11,7 0,197 5,077 -50,080 -683,59
0,4 15,6 -0,353 -2,835 -5,248 -92,36
0,5 19,6 -1,172 -0,853 -2,429 -52,34
0,6 23,5 -2,040 -0,490 -1,501 -38,20
0,7 27,4 -3,157 -0,317 -1,028 -30,17
0,8 31,3 -4,431 -0,226 -0,751 -24,97
0,9 35,2 -5,954 -0,168 -0,587 -21,84
1,0 39,2 -7,675 -0,130 -0,454 -18,67
1,1 43,1 -9,516 -0,105 -0,371 -16,71
1,2 -11,515 -0,087 -0,339 -15,92
V 0,2 9,4 0,265 3,771 -211,647 -2486,85  
0,3 14,1 -0,310 -3,230 -6,197 -101,95
0,4 18,8 -1,207 -0,828 -2,764 -58,59
0,5 23,6 -2,266 -0,441 -1,595 -41,38
  0,6 28,3 -3,629 -0,276 -1,062 -32,56  
0,7 -5,221 -0,192 -0,774 -27,42
0,8 37,8 -7,175 -0,139 -0,573 -23,00
0,9 42,5 -9,232 -0,108 -0,451 -20,22
1,0 47,2 -11,621 -0,086 -0,365 -18,09
1,1 51,9 -14,128 -0,071 -0,310 -16,83
1,2 56,7 -16,841 -0,059 -0,285 -16,16

Оценка разгонных свойств транспортного средства - student2.ru

Рисунок 6.1 – График ускорений

Наши рекомендации