Группировка игр в зависимости от поставленной дидактической задачи
Лекция 5. Игровые методы развития математических навыков и представлений.
Цель: раскрыть особенности игр, направленных на преодоление трудностей обучения математике в начальных классах; применять полученные знания при составлении плана коррекционно-развивающего занятия.
Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:
Игровые методы развития математических навыков и представлений.
Группировка игр в зависимости от поставленной дидактической задачи.
Как известно , счетные операции и процесс решения задач имеют очень сложное психологическое строение и требуют взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга (по Лурия, 1973) и большого числа психических функций и процессов. Наибольшее значение для успешности выполнения математических действий имеют:
· пространственный и квазипространственный фактор, т. е. пространственный анализ и синтез абстрактных компонентов структуры числа и операций с ними, осознание разрядности чисел, положения геометрической фигуры в пространстве;
· развитие абстрактного логического мышления (понятий больше-меньше, целое-частное, корень и т. п., возможности составить программу решения задачи);
· сформированность и устойчивость зрительных представлений геометрических фигур (треугольник, квадрат, угол и др.);
· сохранность речевых функций, позволяющая правильно прочесть и понять условие задачи;
· сформированная серийная организация деятельности, лежащая в основе серийного счета и разворачивания последовательности операций при решении задачи;
· достаточный уровень сформированности произвольной регуляции и целенаправленности деятельности, позволяющий адекватно проанализировать условия задачи, выделить существенные и несущественные признаки, наметить основную и промежуточные цели (выбор решения в проблемном поле и интеграция информации в схему задачи) и сличить результат с исходными условиями задачи.
Этот далеко не полный перечень показывает, насколько труден для ребенка процесс усвоения математических дисциплин в школе и насколько различными и сложными могут быть механизмы неуспешности по ним. Дидактические математические игры могут решать, в том числе, и диагностические задачи, ибо успешность/неуспешность в игре ярко выявляет степень сформированности психологических функций и навыков, необходимых для усвоения математики.
Как правило, отставание по арифметике уже в младшей школе формирует у ребенка устойчивый страх перед всеми математическими дисциплинами, снижение самооценки, неуверенность в своих возможностях что-то понять в таких сложных областях, что еще более усугубляет отставание по математике.
Игровые методы, переводящие учебный процесс на непроизвольный уровень, подключающие эффекты соревнования, взаимодействия, полимодального воздействия на ребенка, разных форм опосредствования, позволяют ребенку добиться успеха в игровой ситуации, осознать себя (нередко впервые) победителем, умным, ловким, знающим, что оказывается ни с чем несравнимым толчком к дальнейшему развитию математических навыков и умений и повышению успеваемости в школе.
Далее, необходимо учитывать, что в современной методической системе обучения математике наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В связи с этим, уже при работе с детьми младшего школьного возраста, педагог ставит задачу научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Игра является очень действенным и эффективным методом для достижения поставленной цели и для развития логического мышления ребенка, позволяющим ему не только преодолеть отставание по математике, но и создающим предпосылки для успешности в овладении целым комплексом школьных дисциплин и в интеллектуальной деятельности в целом.
При применении каждой игры необходимо учитывать, как уже указывалось выше, возрастные особенности детей и их интеллектуальные способности. Игры, развивающие пространственные представления и образы геометрических фигур и математических символов, используются при работе с детьми младшего школьного возраста и даже с дошкольниками. Арифметические и алгебраические игры предназначены, в основном, для подростков, но в упрощенном варианте могут быть применены и для младших школьников.
Большинство описанных ниже игровых методик являются авторскими, либо модификацией игр, описанных другими авторами (Чилингирова, Гарнер, 1995; Тонких и др., 1997; Бочарова и др., 1999).
Как правило, все игровые методы комплексно воздействуют на различные когнитивные способности и навыки, необходимые для успешного овладения разными разделами математики в школе. Используя игры на уроках математики и (или) коррекционных занятиях, удобнее сгруппировать описываемые ниже игры в 4 группы в зависимости от преимущественно решаемой дидактической задачи: игры, развивающие пространственный анализ и синтез; игры, формирующие зрительные представления геометрических фигур и математических символов; игры, формирующие знания математических знаков, терминов и понятий; игры, формирующие навыки счета и математические операции.
Практические задания:
1.Пользуясь предложенными играми (из приложения) и методическим рекомендациями, разработайте на примере конкретной темы коррекционно - развивающие занятия .
2. Сгруппируйте описываемые ниже игры в 4 группы в зависимости от преимущественно решаемой дидактической задачи.
Приложение 2
АРХИМЕДОВА ИГРА И ГЕКСАМИНО
Игра развивает пространственное, логическое и ассоциативное мышление, воображение ребенка, внимание, память, зрительно-моторную координацию, точность движений. Возможность постепенно уменьшать степень внешней опоры создает хорошие возможности для интериоризации этих способностей.
Материал: набор геометрических фигурок (треугольников или n-угольников). Набор картинок с предметными изображениями
Количество игроков: 1-3.
Возраст играющих: от 6 до 14 лет.
Правила игры: ребенок должен из данных частей собрать различные картинки (собака, бегущий человек, лебедь, весы, верблюд и др.). Выигрывает тот, кто сделал это первым. В работе по составлению фигуры используются все детали игры. Поэтому, если соревнуются двое детей, то детали берутся сразу из двух игр: одна — «гексамино», другая — «архимедова игра». Если ребенок играет один, он получает очко за каждую собранную картинку, причем при переходе к более сложному заданию очки удваиваются. В конце игры очки подсчитываются, и ребенок как бы соревнуется сам с собой.
Игра предусматривает различный уровень сложности задания (количество деталей) и внешней помощи:
1. Ребенку предлагается собрать картинку, просто наложив детали на изображение объекта с соответствующими разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).
2. Ребенку предлагается проделать ту же операцию, но уже на столе, глядя на картинку с необходимыми разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).
3. Ребенку предлагается собрать изображение на картинке, на которой отсутствуют соответствующие разметки, а есть только общий контур изображения.
4. Задача усложняется тем, что предмет надо собрать на столе, имея перед собой только изображение с намеченным общим контуром предмета.
5. Выполнение заданий 2 и 4 с изображениями, размеры которых не совпадают с размерами деталей.
Переход к следующему уровню сложности происходит только, если ребенок собрал не менее двух картинок в условиях предыдущего уровня сложности, не прибегая к помощи старших. При затруднениях необходимо вернуться к выполнению менее сложных заданий.
БРИДЖ-ИТ
В переводе с английского название игры означает «перебрось мостик». Игра взята с некоторыми модификациями из книги: А. Т. Бочарова, Т. М. Горева, В. Я. Окунь «500 замечательных игр», М. 1999.
Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали и вертикали, прямом угле, развивает ориентировку в пространстве, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, логическое мышление.
Материал: лист бумаги или доска с цветными краями, с нарисованными в определенном порядке точками двух цветов, соответствующих цветам границ поля (рис. 6), 2 цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих: 2. .
Возраст играющих: 10-15 лет.
Правила игры: двое участников по очереди проводят вертикальные и горизонтальные линии между двумя точками одинакового цвета. Соединять их диагоналями нельзя. Линии противников нигде не должны пересекаться. Один из противников соединяет черным карандашом черные точки, второй соединяет точки другого цвета, вооружившись такого же цвета карандашом.
Выигрывает тот, кто первым построит ломаную линию «своего цвета», соединяющую две противоположные стороны доски «своего» цвета. Задача каждого партнера состоит в том, чтобы воспрепятствовать такому соединению, одновременно не забывая о главном — провести «свой цвет» к победе. «Лишних» линий, сделанных из тактических соображений, бояться не надо, бывают такие ситуации, когда они дают преимущество. Для старших детей игру можно усложнить, увеличив размер игрового поля или ограничив максимальное количество ходов.
«ФУТБОЛ»
Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали, вертикали и диагонали, развивает ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, способность к переключению внимания.
Материал: лист бумаги в клетку, в двух концах которого нарисованы ворота размером в 10 клеток. Два цветных карандаша или фломастера.
Количество игроков: 2.
Возраст играющих: 7-12 лет.
Правила игры:
1. Игроки «бьют по воротам» противника, рисуя по очереди линии на бумаге. Длина одного «удара» 3 клеточки.
2. Бить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали, описывая ломаную линию.
3. Пересекать «удары» (линии противника) нельзя.
4. В случае отсутствия варианта удара у игрока, который должен ходить, (если предварительно другой игрок поставил своего соперника в тупик, зажав его своими линиями, которые нельзя пересекать по условию игры), его противник бьет штрафной длиной 10 клеток (по вертикали, по горизонтали или по диагонали) с правом пересечения любого хода.
5. Проигравшим является тот, в чьих воротах окажется мяч.
В этой игре нередко возникают споры детей, относительно правильности/неправильности «удара». Желательно, чтобы педагог не торопился бы их разрешать сам, давая возможность детям отрабатывать навыки эффективного взаимодействия и помогая рассматривать каждый спор с разных сторон.
Проигрыш в этой игре всегда вызывает очень сильные эмоциональные переживания ребенка, поэтому педагогу необходимо находить способы поддержать проигравшего: «Смотри, тебе остался только один удар до победы!» Или: «Зато тебе удалось 2 раза его «запереть» и т. д.
ТРЕУГОЛЬНИКИ
Игра формирует у ребенка понятие о треугольнике, его составных элементах, закрепляет зрительный образ треугольника, создает элементарные навыки черчения, развивает зрительно-моторную координацию.
Материал: лист бумаги или доска, на которой нарисовано множество точек. Цветные фломастеры или мелки.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих: 7-12 лет.
Правила игры: каждый игрок по очереди соединяет по две точки так, чтобы в итоге получались треугольники. Тот, кто построил последний отрезок, в результате которого получился треугольник, помечает его своим знаком (первая буква имени или какая-нибудь цифра). При соединении точек отрезками нельзя, чтобы они пересекали уже имеющиеся на листе линии и выделенные области. Также, если какая-либо точка оказалась внутри выделенной области, то в дальнейшем для игры она использоваться не может. В конце игры выигрывает тот игрок, у которого оказалось больше выделенных областей (построенных треугольников).
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
Цель игры: расширение и закрепление знаний математических терминов и понятий. Одновременно игра тренирует вербальную память, представления о звуковом составе слова и последовательности букв в слове, серийную организацию действий.
Материал: игра не требует специального материала.
Количество играющих: 1-5.
Возраст играющих: 5-10 лет.
Правила игры: игрокам предлагается в устной или письменной форме какое-либо слово, обозначающее математическое понятие, например, «треугольник». Участники должны составить новые слова, связанные с математикой, на каждую букву из данного слова.
Например:
Т — трапеция, траектория...
Р — равнобедренность, радиан, радиус...
Е — Евклид.
У — угол, уравнение... и т. д.
Каждый из участников по очереди называет придуманные слова в последовательности букв заданного слова. Называемые слова не должны повторяться. Ребенок, не находящий слова на нужную букву в течение минуты, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним произносит новое придуманное слово на требуемую букву.