Решение задачи Коши методом Нюстрема
Так как система имеет третий порядок, записываем три уравнения функции правых частей:
Задаем нулевые начальные условия:
Находим решение СДУ :
Процессы, полученные данным численным решением выглядят следующим образом:
Рисунок 26 – Зависимость i(t) при пуске ЭМС, найденная методом Эйлера.
Рисунок 27 – Зависимость при пуске ЭМС, найденная методом Эйлера.
Рисунок 28 – Зависимость U(t) при пуске ЭМС, найденная методом Эйлера.
Моделирование двухконтурной ЭМС в программной среде MATLAB Simulink c ограничением тока якоря ДПТ НВ
Введем в систему внутренний контур регулирования тока якоря ДПТ НВ, настроенный на выходной ток, равный двухкратному номинальному току двигателя при максимальном значении напряжения управления Uзад=10 В. В этом случае коэффициент обратной связи по току:
При полученном коэффициенте обратной связи настроим ПИ-регулятор тока так, чтобы обеспечивалось указанное в задании перерегулирование (не более 5%), а также подадим на ЭМС номинальную нагрузку ( ) при пуске. Коэффициенты ПИ-регулятора принимаем равным Kрт=1; Трт=0,001 с. Ограничиваем выходное напряжение П-регулятора скорости на уровне ±10 В для ограничения тока якоря на уровне двукратного номинального.
Рисунок 29 – Имитационная модель нелинейной двухконтурной ЭМС при пуске под нагрузкой
Рисунок 30 – Переходные процессы в нелинейной ЭМС при пуске под номинальной нагрузкой
Заключение
В данной работе была исследована математическая модель системы регулирования скорости двигателя постоянного тока. Были рассчитаны переходные процессы изменения тока якоря и скорости двигателя, а также напряжения управления при пуске ЭМС вхолостую тремя различными аналитическими методами и одним численным.
Для подтверждения правильности решения системы уравнений, описывающих ЭМС, проводилось моделирование линейной системы управления электроприводом в программной среде MATLAB. Графики переходных процессов при имитационном моделировании совпали с решением СДУ различными методами.
К использованным аналитическим методам относятся аналитический, операторный и метод определителей Вандермонда. Решения всех трех методов сошлись друг с другом, что доказывает правильность их использования. Наиболее громоздким из аналитических оказался классический метод, а более простым и быстрым – метод преобразования Лапласа.
Аналогичное решение СДУ дал численный метод Рунге-Кутта пятого порядка. Данный численный метод является довольно громоздким, а также требует большой вычислительной мощности персонального компьютера.
Методом секущих с точностью Δ=0,00001 были определены все показатели качества переходного процесса скорости двигателя при пуске вхолостую.
Также было проведено имитационное моделирование нелинейной ЭМС с ограничением тока якоря.