Закрепление и обобщение знаний учащихся

Тема урока: Вычитание суммы из числа. Решение задач

Цели урока: -углубить знания учащихся о правиле вычитании числа из суммы, повторить нумерацию многозначных чисел; формировать вычислительные навыки учащихся; учить решать различные виды задач; -развивать навыки устного счета, математическую речь, память учащихся.-воспитывать у детей аккуратность к выполнению работы, воспитывать любовь к математике.

Ход урока

Орг.момент.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Игоревна и урок математики у вас сегодня проведу я.

2.актуализация опорных знаний.

-.На прошлом уроке вы повторяли свойства действия вычитания.

-как с помощью натурального ряда чисел можно выполнить вычитание?

-как найти неизвестное слагаемое?

-как найти неизвестное уменьшаемое?

- как взаимосвязаны компоненты действия сложения и вычитания.

Минутка чистописания

-Откройте свои тетради от предыдущей работы отступите 4 клетки, запишите число 7 ноября, Классная работа

- С помощью цифр 0, 3, 8 запишите три пятизначных чисел. Какая из этих цифр не может стоять в числе на первом месте? Почему?(30803, 38003, 30008,83000,80308,80300,80003,83008)

Математический диктант.

-Откройте свои тетради от предыдущей работы отступите 4 клетки, запишите число 7 ноября, Классная работа, М.д.

-Продолжи цепочку:

-Найдите сумму чисел 29 и 37;увеличь ее в 10 раз; уменьши ее в 20 раз; найди разность полученного числа и 7; затем это число уменьши в 13 раз; увеличь на 200; запиши следующее число.

- Какое число получилось?(203)

29+37=66*10=660:20=33-7=26:13=2+200=202

Сообщение темы урока

-Сегодня мы с вами будем продолжать углублять ваши умения вычитать число из суммы.

Объяснение нового материала

-Работа с учебником

Задание 42(с.44)

- Прочитайте задачу

-Давайте рассмотрим способы решения этой задачи.

-Посмотрите на первый способ решения задачи

-Что мы видим в первом способе решения задачи?

Мы вычитаем сумму из числа. Что значит 150-Первое слагаемое (было футболисты.). Что у нас значит 180-второе слагаемое(было баскетболистов).Что мы находим в скобках?(сумму, это у нас вместе футболистов и баскетболистов)Затем что мы делаем мы из 540 –это у нас что?(уменьшаемое)вычитаем сумму и получаем 210-это у нас разность.

-Что мы с вами сейчас рассмотрели( как из числа вычесть сумму).

-Посмотрите на второй способ решения задачи

-что мы видим здесь?

(то что мы последовательно вычитаем) .

-Из 540 мы вычитаем 150 и затем 180 и получаем разность 210.

-Ребята посмотрите, мы решили эту задачу двумя способами но ответ он остался тем же.

-Давайте представим что а- это число. Мы из него можем вычесть сумму (в+с) (в-у нас первое слагаемое, а с –второе слагаемое). Так как же мы можем из а вычесть сумму (в+с)?

-Сначала вычтем первое слагаемое в, а затем вычесть второе слагаемо с.

-какой вывод мы можем сделать?

-Что бы из числа вычесть сумму и можно вычесть из числа сначала первое слагаемое, а затем второе слагаемое.

Первичное закрепление изученного материала

-Посмотрите на задание 43

-Используя рассмотренное в предыдущем задании равенство, нужно решить примеры

-Давайте рассмотрим первый пример.

-Представим вычитаемое в виде двух слагаемых: в первом слагаемом цифры десятков и единиц такие же, как в уменьшаемом, второе слагаемое представляет собой разность единиц в вычитаемом и уменьшаемом

1) 826-628=826-(626+2)=826-626-2=200-2=198

-Заменяем 628 суммой удобных слагаемых

628=626+2

Получим пример 862-(626+2)

Удобно 826-626-2

-получим 200-2=198

2) 937-739=937-(737+2)=937-737-2=200-2=198

739=737+2

3) 291-192=291-(191+1)=291-191-1=100-1=99

192=191+1

4) 835-538=

5) 716-617=

6) 524-425=

7) 938-839=

8) 643-346=

-Посмотрите пожалуйста еще раз на примеры, что вы заметили?

(что вычитаемое и уменьшаемое записаны одинакова, только вычитаемое записано наоборот.

Повторение ранее изученного материала

Решение уравнений

-Ребята посмотрите у меня на доске записаны уравнения.

-Вы должны решить уравнения, используя правило вычитания суммы из числа.

(на доске записаны два уравнения)

-Какое дано нам уравнение простое или составное?

-Что нам нужно найти?(сумму)

х+(165+18)=318

х+183=318

-Какое мы получили сейчас уравнение?

-Что нам нужно найти?(первое слагаемое)

-Что бы найти первое слагаемое что нам нужно сделать?(из суммы вычесть первое слагаемое)

х=318-183

мы 183 заменяем суммой удобных слагаемых (118+65)

получим пример

х=318-(118+65)

-удобно 318-118-65

Получим

х=135

давайте проверим

135+(165+118)=318

Мы уравнение решили правильно?(да)

Физминутка

-А сейчас давайте отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной.

Раз- подняться, потянуться,

Два-согнутся, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

На четыре- руки шире!

Пять- руками помахать,

Шесть- за парту тихо сесть.

-Молодцы присаживайтесь.

Закрепление и обобщение знаний учащихся.

Решение задач(устно)

-Посмотрите на задачу №45(1)

-Прочитайте условие задачи.

-Чему равно а?

-Чему равно в?

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Что нужно сделать?(решить задачу)

-Что нам известно7

Было Отгрузили осталось

410ц 149ц ?

Решение

а-в

410-149=261(ц)-

Ответ:261ц-картофеля осталось на базе

-Посмотрите на задачу №45(2)

-Прочитайте ее

-Чему равно а?в?с?

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?(нет, это составная задача)

-Как представлено вычитаемое в буквенном выражение?(в виде суммы двух слагаемых)

-Давайте запишем условие задачи

Что нам известно?

Было

Истратили

Осталось

896т 275т ?т

390т

Решение

1способ решения

а-(в+с)

896-(275+390)=896-665= 231(т)

2способ решения

-Эту задачу можно решить другим способом

а-в-с

896-275-390=231(т)

Ответ: 231т бумаги осталось на складе

-а Третью задачу мы с вами запишем.

-Давайте ее прочитаем

-о чем говорится в задаче?(о пассажирах)

-Что нам известно

-Что было 258 пассажиров

-что нам еще известно?

-Что на первой остановке сошло 98 человек

-на второй 45 женщин и 23 ребенка.

-Что нам нужно узнать?

-сколько осталось пассажиров на теплоходе.

-Можем ли мы сразу узнать сколько осталось пассажиров(нет)

-что нам нужно для этого сделать?(решить ее)

-Давайте сначала запишем условие задачи

Было

258п

Сошли

98п

45п и 23п

Осталось

?

Решение

258-(98+45+23)= 258-166= 258(158+8)=92(пас)

Ответ:92 пассажира осталось

-Скажите мне как усложнилось условие этой задачи по сравнению с условием второй задачи?(Вычитаемое представлено виде суммы трех слагаемых)

Задание №47

-Прочитайте задание

Назовите наибольшее трехзначное число(999)

-Числа натурального ряда от 1 до 999 могут различаться по количеству разрядов.

-Назовите эти числа(однозначные, двузначные, трехзначные числа.)

-Пусть а- однозначные числа, в-двузначные числа, с-трёхзначные числа.

Чему равно а?в?с?(а=9, в=90)

-Как узнать сколько всего трехзначных чисел?(999-(а+в))

-На сколько трехзначных чисел больше, чем двузначных?

(900-90=810) Во сколько раз больше?(900:90=10)

Итоги урока

-Какой способ вычитания мы рассмотрели сегодня на уроке?

-Всегда ли нужно применять равенство а-(в+с)=а-в-с?

Домашнее задание

Задания 44, 46 на стр.44.

Наши рекомендации