III. Обобщение знаний учащихся.

– Вспомните, что такое миф.

– Кто из героев мифов поразил вас своим мужеством и храбростью? Чем ещё запомнились вам эти персонажи?

– Сказки любят во всём мире. Любят не только дети, но и взрослые. Подумайте и ответьте, что общего в сказках русского народа и сказках других народов? А чем они отличаются?

– Судьба этого сказочника была далеко не безоблачной, его путь к известности и славе не был усыпан розами, и потому существует мнение, что сказка «Гадкий утёнок» во многом автобиографична. Кто этот сказочник? В какой стране он жил?

Если на уроке останется время, учащиеся могут рассказать, прочитать по ролям или проинсценировать отрывок из сказки.

Работа по разделу «Проверь себя» (с. 215).

IV. Итог урока.

– Чем запомнился сегодняшний урок? Что показалось особенно интересным? Чью бы работу на уроке вам хотелось отметить?

ЛИТЕРАТУРА

1. Блок, А. Стихотворения и поэмы / сост. Л. А. Карпова. – Л. : Изд.-во Ленинградского университета, 1981. – 328 с.

2. В мире литературы : учебная хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учебных заведений : в 2 ч. / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1995.

3. В мире литературы : учебная хрестоматия для 6 кл. общеобразовательных учебных заведений / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1996. – 480 с.

4. В мире литературы : учебная хрестоматия для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1997. – 480 с.

5. Горький, М. Избранное : Рассказы. Очерки. Пьесы / М. Горький ; послесл. и коммент. И. И. Вайнберга. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с. – (Школьная библиотека).

6. Есенин, С. А. Стихотворения и проза / С. А. Есенин. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 304 с.

7. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы : Анализ текста. основное содержание. Сочинение / авт.-сост. Н. Ю. Буровцева. – М. : Дрофа, 2000. – 112 с. – (Школьная программа).

8. Иванова, Т. А. Лермонтов в Москве : эссе / Т. А. Иванова. – М. : Детская литература, 1979. – 207 с.

9. Лермонтовский вечер в школе / сост. и вступ. ст. Р. Л. Красновской. – М. : Детская литература, 1987. – 192 с.

10. Лермонтов, М. Ю. Соч. : в 2 т. Т. 1, 2 / М. Ю. Лермонтов ; сост. и коммент. И. С. Чистовой] ; вступ. ст. И. Л. Андроникова. – М. : Правда, 1988.

11. Лермонтов в школе : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. – М. : Просвещение, 1976. – 254 с.

12. Литература : учебная хрестоматия для 8 кл. сред. шк. / авт.-сост. Г. И. беленький. – М. : Просвещение, 1993. – 383 с.

13. Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний / С. Я. Маршак ; предисл. В. Смирновой ; коммент. Ю. Кондратьевой. – М. : Детская литература, 1987. – 639 с.

14. Некрасов, Н. А. Стихотворения / Н. А. Некрасов ; вступ. ст. К. Чуковского. – Ставрополь : Ставропольское кн. изд-во, 1975.

15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1983. – 816 с.

16. Паустовский, К. Г. Повести и рассказы / сост. С. В. Молева. – Л. : Лениздат, 1979. – 672 с.

17. Пушкин, А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин ; вступ. ст. С. Бонди. – Архангельск : Северо-Западное кн. изд-во, 1976.

18. Пушкинский вечер в школе / оформ. В. Панова. – М. : Детская литература, 1974. – 190 с.

19. Романовская, 3. И. Живое слово : учебник по чтению для 1 кл. / З. И. Романовская. – М. : Просвещение, 1995. – 352 с.

20. Романовская, 3. И. Живое слово : учебник по чтению для 2 кл. : в 2 ч. / З. И. Романовская. – М. : Просвещение, 1992.

21. Светловская, Н. Н. Внеклассное чтение во 2 кл. : пособие для учителя / Н. Н. Светловская. – М. : Просвещение, 1974. – 254 с.

22. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд. – М. : Русский язык, 1985–1988.

23. Стихотворения Александра Пушкина / сост., подг. текста и прим. С. Бонди. – М. : Детская литература, 1976.

24. Турков, А. М. Александр Блок. Жизнь и творчество / А. М. Турков. – М. : Русский язык, 1986. – 232 с.

25. Фет, А. А. Стихотворения / А. А. Фет ; примеч. В. Коровина. – Краснодар : Кн. изд-во, 1979. – 32 с.

Приложение

Нестандартные уроки

Л. Н. толстой
«Какая бывает роса на траве»

Цели: учить детей видеть красоту родной природы; находить слова, необходимые для описания необыкновенной красоты; совершенствовать выразительное чтение.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

II. Вводная беседа.

– Ребята, отгадайте загадку: «Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает». (Роса.)

– Согласитесь, роса – удивительное явление природы.

– Кому из вас приходилось видеть росу на траве, на листочках?

– Когда это было?

– Какой вы ее увидели?

– Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко рассказал об этом, казалось бы, обычном, но таком необыкновенном явлении природы великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Наши рекомендации