Процесс познания, его структура: восприятие, осмысление, закрепление, применение знаний на практике, обобщение, диагностика

Процесс познания понимается как целенаправленное отражение объективной реальности в сознании человека. Между процессами учебного и научного познания есть общие и отличительные черты. Общим является то, что они осуществляются по одинаковой схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысление существенных особенностей и связей этого объекта - применение и проверка полученных знаний на практике; оба имеют одну цель - познание истины, объективной реальности; равно направленные на познание законов и закономерностей объективного мира.

Отличительные черты заключаются в том, что: а) в процессе обучения учащиеся не открывают новые знания, а усваивают уже познанные истины; б) во время изучения определенного объекта он может быть представлен моделью; в) в то время, когда на научное познание объектов исследования ученые в отдельных случаях тратят десятки или сотни лет, то во время обучения на познание их уходит значительно меньше времени; г) если в процессе научного познания приобретаются новые знания, истинность которых еще надо проверить, то во время обучения в такой проверке нет необходимости.

Однако учеников необходимо привлекать к научной познавательной деятельности, учить использовать методы, формы и принципы исследования, что способствует формированию научного мышления.

Восприятие - психическое отражение предметов и явлений окружающего мира, действующих в определенный момент на органы чувств человека. В отличие от ощущений, которые отражают только свойства предметов и явлений, восприятие - целостный перцептивный (от лат. perceptio - восприятие) образ, содержащий в себе совокупность свойств, которые получает ученик при помощи чувств. Таким образом, слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения становятся составляющими высшего уровня отражения действительности. Восприятие вроде бы надстраивается над ощущениями. Следовательно, в процессе учебной деятельности перцептивный образ приходит на смену сенсорному, однако он вмещает в себе и сенсорный как составляющую. Несмотря на это, восприятие можно определить как активный процесс построения перцептивного образа с помощью перцептивных действий.

Свойствами восприятия являются предметность, целостность, структурность, осмысленность.

Предметность - совпадение продукта чувственного отражения с его предметом в пространстве. Однако они не всегда могут быть идентичными, поскольку образ всегда является субъективным отражением предмета объективного такого, что существует независимо от индивида. Его соответствие предмету достигается за счет перцептивных действий, то есть критерием адекватности образа является деятельность, в ходе которой проверяются результаты чувственного познания

Целостность - свойство перцептивного образа отражать предмет в совокупности его черт. Хотя это свойство формируется в процессе действий, воспроизводящих предметы в совокупности всех их признаков, то есть целостно, гештальтпсихологи показали, что целостность образа как свойство не зависит от опыта человека. Уже маленькие дети сначала воспринимают предмет в целом, в единстве его общих черт, а уже потом отдельные элементы. Таким образом, восприятие целостного предмета предшествует восприятию его отдельных частей (Коффка, Осгуд. См.: Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Бы.Гиппенрейтер, Н.Бы. Михалевской. -1995. - С 47-216; 273-392).

Такой вывод имеет чрезвычайно большое значение для организации современного процесса обучения. В массовой практике его это свойство часто не учитывается, что соответствующим образом отражается на уровне знаний учащихся. Например, приступая к изучению темы "Африка" из курса географии материков и океанов, принято сначала рассматривать географическое положение материка, историю открытия, строение земной коры, рельеф, полезные ископаемые, климат и т. д. Только после завершения изучения темы в процессе итогов из разрозненных составляющих синтезируется целостный образ материка. Это было бы похоже на то, если бы в класс принесли куски фотографии человека и приступили к изучению ее строения за этими кусками. Сначала изучили бы ноги, потом руки, потом шею и т. д. И лишь в конце такого изучения составили бы все куски фотографии вместе и продемонстрировали школьникам целостное изображение человека.

Создание общего, целостного образа новой темы должно предшествовать детальному изучению ее составляющих. Это подтверждает опыт учителей-нова-торов, успехи новейших образовательных технологий. Вспомним начало изучения новой темы.Ф.Шаталовым, или известные "глобальные" уроки, которыми начинается изучение новой темы при условии использования суггестопедической учебной системы Г.К.Лозанова. Эффект последнего свидетельствует хотя бы тот факт, что десятиклассники экспериментальных классов, сев за парты в октябре, в апреле уже завершают обучение, не только демонстрируя на экзаменах значительно лучшие по сравнению с учащимися контрольных классов результаты обучения, но и укрепив по данным медицинских обследований свое здоровье.

Структурность - свойство перцептивного образа отражать строение предмета восприятия. Это позволяет различать образы, близкие по смыслу. Например, человеческая память хранит следы огромного количества ранее чутих мелодий. Однако благодаря разном строении их четко распознают. Чем проще структура, тем быстрее происходит процесс идентификации и распознавания.

Исследования гештальтпсихологів помогли установить зависимость структурности от того, что в образе предмета с центральной частью - фигурой, а периферийной - фоном. Среди элементов общей структуры какие-то части всегда, сприймаючись как фигура, выступают на первый план, другие, будучи фоном, - на задней. Фон всегда менее структурированное, чем фигура, которая имеет завершенные линии, что в образе соединяются даже тогда, когда на самом деле их нет (См.: Фрейнберг Н.М. Видеть - предвидеть - действовать. - М., 1986).

Это свойство перцептивного образа учитывают во время известной в суггестопедии глобальной разработки тем, когда, готовя каждое учебное занятие, предусматривают, какой учебный материал будет выступать на занятии в качестве "фигуры", в качестве "фона", служа определенным образом связным звеном с общим образом. Опытные педагоги учитывают это свойство, приступая к уже упоминавшемуся структурирование учебного материала в соответствии с законом "золотого сечения".

Это замечательное свойство человеческого восприятия позволяет в ходе обучения широко использовать различные модели, схемы, символы, которые не в состоянии передавать все черты обучаемому объекта. То, что "дорисовывает" модель или схема, "дорисовывает" воображение ученика. Это чисто человеческое свойство, которая недоступна компьютерной технике. Нередко она дает возможность находить путь к истине за счет упрощения. Например, для ориентации в бесконечно сложных ситуациях Джордж Сорос предлагает такой методологический прием: "Ввести какие-то принципы, упрощающие действительность" (Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. -М., 1991. - С. 218).

В повседневной учебной практике это свойство находит свое проявление во время использования учебного метода синхронного моделирования.

Осмысленность - свойство перцептивного образа отражать определенное значение и, таким образом, быть осознанным. Благодаря этому восприятие выступает как акт категоризации, т. е. соотнесение образа предмета с определенным классом эталонных образов, которые несут в себе опыт человеческой деятельности. А это свидетельствует, что истоки восприятия скрытые в истории человечества.

Важным для учебной практики является то положение, что наряду со значениями - средствами осмысления каждый перцептивный образ имеет еще и определенный личностный смысл (О.М.Леонтьев), который характеризует отношение индивида к предмету восприятия. Как уже упоминалось, несмотря на это, процесс обучения во многих случаях связывается с передачей учителем учащимся собственных личностных смыслов. Но такая передача, как утверждает А.М.Леонтьев, возможно только в эстетической атмосфере, создание которой в классе выступает во многих случаях необходимым атрибутом учебного процесса.

Как видим, восприятие является активным отражением окружающего мира в его существенных и устойчивых чертах, что не сводится к механизмам функционирования того или иного анализатора.

Наши рекомендации