Закрепление и обобщение знаний учащихся
Тема урока: Вычитание суммы из числа. Решение задач
Цели урока: -углубить знания учащихся о правиле вычитании числа из суммы, повторить нумерацию многозначных чисел; формировать вычислительные навыки учащихся; учить решать различные виды задач; -развивать навыки устного счета, математическую речь, память учащихся.-воспитывать у детей аккуратность к выполнению работы, воспитывать любовь к математике.
Ход урока
Орг.момент.
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Игоревна и урок математики у вас сегодня проведу я.
2.актуализация опорных знаний.
-.На прошлом уроке вы повторяли свойства действия вычитания.
-как с помощью натурального ряда чисел можно выполнить вычитание?
-как найти неизвестное слагаемое?
-как найти неизвестное уменьшаемое?
- как взаимосвязаны компоненты действия сложения и вычитания.
Минутка чистописания
-Откройте свои тетради от предыдущей работы отступите 4 клетки, запишите число 7 ноября, Классная работа
- С помощью цифр 0, 3, 8 запишите три пятизначных чисел. Какая из этих цифр не может стоять в числе на первом месте? Почему?(30803, 38003, 30008,83000,80308,80300,80003,83008)
Математический диктант.
-Откройте свои тетради от предыдущей работы отступите 4 клетки, запишите число 7 ноября, Классная работа, М.д.
-Продолжи цепочку:
-Найдите сумму чисел 29 и 37;увеличь ее в 10 раз; уменьши ее в 20 раз; найди разность полученного числа и 7; затем это число уменьши в 13 раз; увеличь на 200; запиши следующее число.
- Какое число получилось?(203)
29+37=66*10=660:20=33-7=26:13=2+200=202
Сообщение темы урока
-Сегодня мы с вами будем продолжать углублять ваши умения вычитать число из суммы.
Объяснение нового материала
-Работа с учебником
Задание 42(с.44)
- Прочитайте задачу
-Давайте рассмотрим способы решения этой задачи.
-Посмотрите на первый способ решения задачи
-Что мы видим в первом способе решения задачи?
Мы вычитаем сумму из числа. Что значит 150-Первое слагаемое (было футболисты.). Что у нас значит 180-второе слагаемое(было баскетболистов).Что мы находим в скобках?(сумму, это у нас вместе футболистов и баскетболистов)Затем что мы делаем мы из 540 –это у нас что?(уменьшаемое)вычитаем сумму и получаем 210-это у нас разность.
-Что мы с вами сейчас рассмотрели( как из числа вычесть сумму).
-Посмотрите на второй способ решения задачи
-что мы видим здесь?
(то что мы последовательно вычитаем) .
-Из 540 мы вычитаем 150 и затем 180 и получаем разность 210.
-Ребята посмотрите, мы решили эту задачу двумя способами но ответ он остался тем же.
-Давайте представим что а- это число. Мы из него можем вычесть сумму (в+с) (в-у нас первое слагаемое, а с –второе слагаемое). Так как же мы можем из а вычесть сумму (в+с)?
-Сначала вычтем первое слагаемое в, а затем вычесть второе слагаемо с.
-какой вывод мы можем сделать?
-Что бы из числа вычесть сумму и можно вычесть из числа сначала первое слагаемое, а затем второе слагаемое.
Первичное закрепление изученного материала
-Посмотрите на задание 43
-Используя рассмотренное в предыдущем задании равенство, нужно решить примеры
-Давайте рассмотрим первый пример.
-Представим вычитаемое в виде двух слагаемых: в первом слагаемом цифры десятков и единиц такие же, как в уменьшаемом, второе слагаемое представляет собой разность единиц в вычитаемом и уменьшаемом
1) 826-628=826-(626+2)=826-626-2=200-2=198
-Заменяем 628 суммой удобных слагаемых
628=626+2
Получим пример 862-(626+2)
Удобно 826-626-2
-получим 200-2=198
2) 937-739=937-(737+2)=937-737-2=200-2=198
739=737+2
3) 291-192=291-(191+1)=291-191-1=100-1=99
192=191+1
4) 835-538=
5) 716-617=
6) 524-425=
7) 938-839=
8) 643-346=
-Посмотрите пожалуйста еще раз на примеры, что вы заметили?
(что вычитаемое и уменьшаемое записаны одинакова, только вычитаемое записано наоборот.
Повторение ранее изученного материала
Решение уравнений
-Ребята посмотрите у меня на доске записаны уравнения.
-Вы должны решить уравнения, используя правило вычитания суммы из числа.
(на доске записаны два уравнения)
-Какое дано нам уравнение простое или составное?
-Что нам нужно найти?(сумму)
х+(165+18)=318
х+183=318
-Какое мы получили сейчас уравнение?
-Что нам нужно найти?(первое слагаемое)
-Что бы найти первое слагаемое что нам нужно сделать?(из суммы вычесть первое слагаемое)
х=318-183
мы 183 заменяем суммой удобных слагаемых (118+65)
получим пример
х=318-(118+65)
-удобно 318-118-65
Получим
х=135
давайте проверим
135+(165+118)=318
Мы уравнение решили правильно?(да)
Физминутка
-А сейчас давайте отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной.
Раз- подняться, потянуться,
Два-согнутся, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
На четыре- руки шире!
Пять- руками помахать,
Шесть- за парту тихо сесть.
-Молодцы присаживайтесь.
Закрепление и обобщение знаний учащихся.
Решение задач(устно)
-Посмотрите на задачу №45(1)
-Прочитайте условие задачи.
-Чему равно а?
-Чему равно в?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
-Что нужно сделать?(решить задачу)
-Что нам известно7
Было Отгрузили осталось
410ц 149ц ?
Решение
а-в
410-149=261(ц)-
Ответ:261ц-картофеля осталось на базе
-Посмотрите на задачу №45(2)
-Прочитайте ее
-Чему равно а?в?с?
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?(нет, это составная задача)
-Как представлено вычитаемое в буквенном выражение?(в виде суммы двух слагаемых)
-Давайте запишем условие задачи
Что нам известно?
Было
Истратили
Осталось
896т 275т ?т
390т
Решение
1способ решения
а-(в+с)
896-(275+390)=896-665= 231(т)
2способ решения
-Эту задачу можно решить другим способом
а-в-с
896-275-390=231(т)
Ответ: 231т бумаги осталось на складе
-а Третью задачу мы с вами запишем.
-Давайте ее прочитаем
-о чем говорится в задаче?(о пассажирах)
-Что нам известно
-Что было 258 пассажиров
-что нам еще известно?
-Что на первой остановке сошло 98 человек
-на второй 45 женщин и 23 ребенка.
-Что нам нужно узнать?
-сколько осталось пассажиров на теплоходе.
-Можем ли мы сразу узнать сколько осталось пассажиров(нет)
-что нам нужно для этого сделать?(решить ее)
-Давайте сначала запишем условие задачи
Было
258п
Сошли
98п
45п и 23п
Осталось
?
Решение
258-(98+45+23)= 258-166= 258(158+8)=92(пас)
Ответ:92 пассажира осталось
-Скажите мне как усложнилось условие этой задачи по сравнению с условием второй задачи?(Вычитаемое представлено виде суммы трех слагаемых)
Задание №47
-Прочитайте задание
Назовите наибольшее трехзначное число(999)
-Числа натурального ряда от 1 до 999 могут различаться по количеству разрядов.
-Назовите эти числа(однозначные, двузначные, трехзначные числа.)
-Пусть а- однозначные числа, в-двузначные числа, с-трёхзначные числа.
Чему равно а?в?с?(а=9, в=90)
-Как узнать сколько всего трехзначных чисел?(999-(а+в))
-На сколько трехзначных чисел больше, чем двузначных?
(900-90=810) Во сколько раз больше?(900:90=10)
Итоги урока
-Какой способ вычитания мы рассмотрели сегодня на уроке?
-Всегда ли нужно применять равенство а-(в+с)=а-в-с?
Домашнее задание
Задания 44, 46 на стр.44.