Решение типового задания 21-30

Даны координаты вершин пирамиды Решение типового задания 21-30 - student2.ru , Решение типового задания 21-30 - student2.ru , Решение типового задания 21-30 - student2.ru , Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Найти: 1). площадь грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; 2). объем пирамиды; 3). уравнения прямой Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; 4). уравнение плоскости Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; 5). уравнения высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru , опущенной из вершины Решение типового задания 21-30 - student2.ru на грань Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; 6). длину высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; 7). координаты точки пересечения высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru с плоскостью Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Например, A1(3;5;4), A2(6;9;4), A3(0;7;2), A4(2;3;7).

1) Для нахождения площади грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru воспользуемся геометрическим смыслом модуля векторного произведения Решение типового задания 21-30 - student2.ru , равного площади параллелограмма, построенного на векторах Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru и Решение типового задания 21-30 - student2.ru как на сторонах.

Найдем векторное произведение

Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Тогда искомая площадь грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru равна:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru = Решение типового задания 21-30 - student2.ru (ед2).

2) Объем пирамиды найдем, используя геометрический смысл модуля смешанного произведения Решение типового задания 21-30 - student2.ru , равного объему параллелепипеда, построенного на векторах Решение типового задания 21-30 - student2.ru как на ребрах.

Вычислим смешанное произведение векторов Решение типового задания 21-30 - student2.ru :

Решение типового задания 21-30 - student2.ru = Решение типового задания 21-30 - student2.ru = Решение типового задания 21-30 - student2.ru = 38.

Так как объем пирамиды составляет шестую часть объема соответствующего параллелепипеда, то

Vпир = Решение типового задания 21-30 - student2.ru = Решение типового задания 21-30 - student2.ru (ед3).

3) Чтобы найти уравнения прямой Решение типового задания 21-30 - student2.ru , используем уравнения прямой в пространстве, проходящей через две известные точки Решение типового задания 21-30 - student2.ru и Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Уравнения прямой Решение типового задания 21-30 - student2.ru принимают вид:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru или Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

4) Для получения уравнения грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru используем уравнение плоскости, проходящей через три данные точки Решение типового задания 21-30 - student2.ru : Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

В нашей задаче: Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Определитель вычислим методом разложения по элементам первой строки.

Решение типового задания 21-30 - student2.ru , раскрыв скобки, и приведя подобные, получаем – 8x + 6y + 18z – 78 = 0, сократив на (–2), искомое уравнение будет иметь вид 4x – 3y – 9z + 39 = 0.

5) Чтобы найти уравнения высоты, опущенной из вершины А4 на грань Решение типового задания 21-30 - student2.ru , используем канонические уравнения прямой в пространстве, проходящей через известную точку А4 с направляющим вектором Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Так как высота перпендикулярна грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru , то в качестве направляющего вектора Решение типового задания 21-30 - student2.ru можно использовать нормальный вектор плоскости Решение типового задания 21-30 - student2.ru , координатами которого являются коэффициенты при Решение типового задания 21-30 - student2.ru в полученном уравнении грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru : Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Итак, уравнения высоты примут вид:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

6) Для вычисления длины высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru примем формулу расстояния от точки Решение типового задания 21-30 - student2.ru до плоскости Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Решение типового задания 21-30 - student2.ru ,

где Решение типового задания 21-30 - student2.ru – коэффициенты и свободный член из уравнения плоскости Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Таким образом,

Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Координаты точки пересечения высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru с плоскостью Решение типового задания 21-30 - student2.ru получаются как результат решения системы, составленной из уравнения грани Решение типового задания 21-30 - student2.ru и уравнений высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Запишем уравнения высоты Решение типового задания 21-30 - student2.ru в параметрической форме:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru ,

где t – параметр, тогда Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Решая систему Решение типового задания 21-30 - student2.ru ,

найдем значение параметра t. Подставляя выражения Решение типового задания 21-30 - student2.ru в первое уравнение, получим

Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Искомые координаты точки пересечения:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; Решение типового задания 21-30 - student2.ru ; Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Решение задания типа 31-40 со следующим условием:

Известны уравнения двух сторон ромба Решение типового задания 21-30 - student2.ru и Решение типового задания 21-30 - student2.ru и уравнение одной из его диагоналей Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Найти уравнение второй диагонали. Сделать чертеж.

Решение.

Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Пусть Решение типового задания 21-30 - student2.ru - уравнение стороны АВ. Так как прямые Решение типового задания 21-30 - student2.ru и Решение типового задания 21-30 - student2.ru имеют одинаковые нормальные векторы Решение типового задания 21-30 - student2.ru , следовательно, они параллельны. Поэтому Решение типового задания 21-30 - student2.ru - уравнение противоположной стороны DC. Одна из диагоналей, например, АС имеет уравнение Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Вершина ромба A является точкой пересечения прямых АВ и АС, следовательно ее можно найти, решив систему уравнений:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru , откуда А(3;1).

Вершину ромба С получим решением системы, составленной из уравнения прямых DC и АС:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru , откуда С(12;-2).

Точка О пересечения диагоналей является серединой отрезка АС, поэтому ее координаты можно найти по формулам:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Таким образом Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Так как диагонали ромба перпендикулярны, то угловой коэффициент искомой диагонали Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Угловой коэффициент прямой АС Решение типового задания 21-30 - student2.ru , найдем из ее уравнения: Решение типового задания 21-30 - student2.ru , откуда Решение типового задания 21-30 - student2.ru . Следовательно, Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Уравнение диагонали BD найдем, зная угловой коэффициент Решение типового задания 21-30 - student2.ru и точку Решение типового задания 21-30 - student2.ru , лежащую на ней: Решение типового задания 21-30 - student2.ru , т.е. Решение типового задания 21-30 - student2.ru или Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Ответ: Решение типового задания 21-30 - student2.ru .

Выполним чертеж:

Решение типового задания 21-30 - student2.ru

Наши рекомендации